Христос Воскресе! Иерусалим - понятие духовное. Это не древние камни и узкие улочки старого города, а я бы сказал, некая духовная ступень, которую человек может постичь, лишь исправив свое сердце. Приехав в Иерусалим однажды, много лет назад, а потом еще и еще, я так и не избавился от чувств, которые ежегодно, в канун Пасхи, как магнитом тянут меня в Святой город.
В этом году,
чудесным образом мне посчастливилось вновь приехать туда в составе екатеринбургской делегации, которая должна была привезти на Урал Благодатный Огонь из Храма Гроба Господня. Эту паломническую поездку организовал наш
Фонд Святой Екатерины, реально осуществляющий множество благотворительных и полезных
проектов и являющийся по сути главным благотворителем Среднего Урала. Мои несколько последующих постов будут именно о нем. О Иерусалиме и его окрестностях.
01. Улетали мы, группой в 43 человека из Екатеринбурга в среду вечером, на небольшом Bombardier CL-600, с посадкой для дозаправки в Минеральных Водах.
02. Аэропорт имени Бен-Гуриона признан самым защищённым от терроризма аэропортом в мире. Он охраняется полицией и солдатами ЦАХАЛа, а также частными охранными фирмами в униформе охраны аэропорта и в штатском, чтобы поддерживать высокий уровень безопасности. Аэропорт подвергался нескольким террористическим атакам, но ни одна попытка угона самолёта не увенчалась успехом. Аэропорт три раза подряд был признан лучшим на Ближнем Востоке по параметру «удовлетворённость пассажиров».
03. Безопасность в международном аэропорту Бен-Гурион осуществляется на нескольких уровнях. Все автомобили, такси, автобусы и грузовики проходят предварительный контрольно-пропускной пункт перед въездом на территорию аэропорта. Вооруженные охранники проверяют транспортные средства, заглядывая в автомобили, такси и автобусы, обмениваясь несколькими словами с водителем и пассажирами. Вооруженные сотрудники службы безопасности, размещенные на входах в терминал, внимательно следят за теми, кто входит в здания. Если кто-то вызывает подозрение или выглядит нервным, они могут завязать разговор, чтобы дополнительно оценить намерения человека. Снаружи здания патрулируют вооруженные люди в штатском, постоянно работают скрытые камеры наблюдения. Внутри здания постоянно патрулируют как сотрудники службы безопасности в форме, так и в штатском. Вылетающие пассажиры лично допрашиваются агентами безопасности еще до прибытия на стойку регистрации. Это интервью может длиться всего минуту или час, если пассажир выбран для дополнительного досмотра. Могут быть проведены обыски багажа и тела.
Несколько человек по прилету нашей группы чем то обеспокоили израильтян, и поэтому в аэропорту мы задержались на три с половиной часа. Впрочем все обошлось благополучно.
04. Все мы перед вылетом сдали тесты ПЦР на коронавирус. Их у нас так никто и не спросил, но по прилету в Израиль каждый должен снова сдать тест на корону, в этом огромном зале. Не бесплатно. Обязательное "удовольствие" стоит 69 шекелей (1513 рублей).
05.
06. После сдачи теста на руку наклеивают вот такой "пропуск", без которого дальнейшее передвижение по аэропорту невозможно.
07. Тут, в зоне, где можно впрочем, покурить, мы несколько часов ждали нашу группу.
08. Израильские "воробьи". Их тут много и они повсюду. Может быть кто то знает, что это за птица?
09. Не смотря на раннее утро, стало уже припекать. Когда мы улетали из Екатеринбурга, было приммерно +5 градусов. Израиль встретил на +25.
10. Наш автобус. Удобный, с кондиционерами и зарядками для телефонов, телевизорами и прочими удобствами.
11. Вышка Бен Гуриона.
12. Тут же в аэропорту поменяли доллары на шекели. 1 доллар = 3,35 шекелей. 100 наших рублей = 4 шекеля 56 агорот (местные копейки). В аэропорту курс немного хуже чем в городе, но приближалось празднование еврейской Пасхи, следом шабата а это значило, что в городе все будет закрыто.
13. На израильской границе в паспорт уже давно не ставят штампа о въезде. Дают вот такую бумажку, которую надо беречь как зеницу ока, и которая одновременно является электронным пропуском для входа-выхода из Бен Гуриона.
14. Спустя четыре часа после приземления мы наконец то выехали из Бен Гуриона. Нашей первой точкой было посещение Яффо. Это один из главных портов Древнего Израиля и один из древнейших непрерывно населённых городов мира. Именно сюда приходили корабли с паломниками, которые направлялись в Иерусалим. В настоящее время объединен с Тель-Авивом в единый город Тель-Авив-Яффа.
15. Подворье Праведной Тавифы, находящееся в ведении Русской духовной миссии в Иерусалиме.
16.
17. Храм на подворье освящён в честь праздника Поклонения честным веригам апостола Петра; северный придел - в честь Праведной Тавифы. Тут многие из нашей группы причастились Святых Христовых Таин.
18. Святая Праведная Тавифа Иоппийская - новозаветный библейский персонаж; христианка в Иоппии, была известна своим трудолюбием и благотворительностью. Умерев после болезни, была оживлена апостолом Петром. Свершённое им чудо имело большое влияние на жителей Иоппии: многие из них уверовали во Христа.
19. Райский уголок.
20 Гробница Праведной Тавифы.
21.
22. Видите попугая? А он там есть! Вернее они, потому что их в обители более 50 особей. Прижились как то, гнезда вьют.
23. Горненский женский монастырь Русской Духовной Миссии в Иерусалиме находится в районе Эйн Карем на западной окраине Иерусалима.
24. Сюда вскоре после Благовещения пришла из Назарета Пресвятая Дева Мария, чтобы поделиться радостью со своей родственницей, праведной Елисаветой, матерью святого Иоанна Предтечи (Лк., 1, 39-45). До сих пор в центре селения Эйн Карем сохранился источник, из которого Пресвятая Богородица брала воду.
25.
26. По уставу архимандрита Антонина (Капустина) все паломники, желающие поселиться в Горней, должны были на свои деньги возвести себе дом и разбить вокруг него сад. Поэтому в обители нет корпусов с монашескими кельями, вместо них по склону горы разбросаны маленькие домики, в которых живут насельницы.
27.
28. Вскоре тут появятся крупные маслины, а пока...
29. Храм в честь Казанской иконы Божией Матери.
30.
31.
32. Наша очередная цель - старый город Иерусалима. В четверг еще нет большого наплыва паломников, и поэтому мы надеялись, что более менее свободно пройдем по Крестному пути Спасителя и попадем в Святая Святых - в Гроб Господень.
33. Старый город представляет собой обнесенную стеной территорию площадью 0,9 квадратных километра (0,35 квадратных миль) в пределах современного города Иерусалима.
34.
35. История Старого города была задокументирована в значительных деталях, особенно на старых картах Иерусалима за последние 1500 лет. Этот район составлял весь город Иерусалим до конца 19 века; соседние арабские деревни, такие как Сильван, и новые еврейские кварталы, такие как Мишкенот, Шаананим, позже стали частью муниципальных границ.
Старый город является домом для нескольких мест, имеющих ключевое значение и святость для трех основных религий: Храмовая гора и Западная стена для иудаизма, церковь Гроба Господня для христианства и Купол Скалы и мечеть аль-Акса для ислама. Внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1981 году.
36.
37.
38. Повозки с булочками у Яффских ворот старого города, стали уже традицией Иерусалима.
39. Традиционно Старый город был разделен на четыре неравномерных квартала, хотя современные обозначения были введены только в 19 веке. Сегодня он примерно разделен (идя против часовой стрелки с северо-востока) на Мусульманский квартал, христианский квартал, Армянский квартал и Еврейский квартал. Монументальные оборонительные стены и городские ворота Старого города были построены Османской империей с 1535 по 1542 год при Сулеймане Великолепном, 10-м османском султане.
40. Сербский флаг на улицах Старого города в Иерусалиме.
41. Безопасности, особенно в праздничные дни тут уделяется огромное внимание. Во первых - каждая улочка Старого города простреливается видеокамерами, как наружными, так и скрытыми, во вторых - перед праздниками наступает усиление, в городе появляется много патрулей солдатов и полиции.
42. Виа Долороза (буквально «Путь Скорби») - улица в Старом городе Иерусалима, по которой, согласно христианской традиции, пролегал путь Иисуса Христа к месту распятия. На Виа Долороза, до храма Гроба Господня, находятся девять из четырнадцати остановок Крестного пути Христа. Последние пять остановок находятся на территории храма Гроба Господня.
43.
44. Седьмая остановка, так же как и все другие остановки на крёстном пути отмечена римской цифрой семь на железной тарелке. Седьмая остановка крёстного пути знаменита тем, что в этом месте заканчивались стены Иерусалима времён Иисуса, и в этом месте находились ворота, называвшиеся в то время "Порогом судных врат”. Иисус Христос, перешагивая через порог судных врат, спотыкается о сам порог, и падает второй раз под тяжестью креста. Эти ворота получили своё название, потому что любой преступник, перешагивая через этот порог, имел последний шанс на оправдательный приговор. У порога судных врат зачитывался вердикт, и с это места решение нельзя было изменить. Это то, что и произошло с Иисусом.
45. Храм Гроба Господня. Церковь в христианском квартале Старого города Иерусалима. Согласно преданию, восходящему по крайней мере к четвертому веку, стоит на том месте, где, согласно Священному Писанию, был распят, погребён, а затем воскрес Иисус Христос. Основные права владения и пользования святынями храма принадлежат греческому православному Иерусалимскому патриархату, Иерусалимскому патриархату Армянской апостольской церкви и католическому ордену францисканцев.
46. Камень помазания - одна из главных христианских святынь, которая находится в центральном притворе Храма Гроба Господня.
Согласно Священному Преданию, на этот камень положили тело Христа после снятия его с креста, и именно здесь Иосиф Аримафейский и Никодим подготовили к погребению тело, совершили помазание миром и алоэ. Затем отсюда тело Христа отнесли и положили его в гроб.
Подлинный камень скрыт плитой из бледно-розового мрамора, предохраняющей его от повреждения, размером в 2,7 м в длину, 1,3 м в ширину и толщиной в 30 см. На боковых сторонах вырезан греческий текст тропаря святому Иосифу Аримафейскому:
"Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями во гробе нове покрыв положи."
Над камнем помазания горит 8 неугасимых лампад, по числу представленных в Храме христианских конфессий: православных, католиков, армян, маронитов, коптов, сирийцев, эфиопов и грузин. Слева от камня помазания на каменном полу сделан мраморный круг - место, на котором стояла Богородица, когда помазывали тело Христа. Направо находится вход на Голгофу.
Камень постоянно благоухает, и все паломники стараются не только приложиться к святыне, но и обтереть свои платки, одежду и крестики.
47. Кувуклия, в которой находится Гроб Господень. Он является типичной гробницей, высеченной в природной скале, периода Второго Храма. Тело Христа было положено на каменное погребальное Ложе согласно религиозной традиции: ногами на восток (ко входу), головой на запад. С давних пор Ложе сильно повреждено неразумной ревностью паломников, которые любой ценой стремились отколоть и унести с собой частицу реликвии. Чтобы предотвратить эти попытки, святое Ложе было закрыто плитой белого мрамора, которая сейчас уже пожелтела от времени (нынешняя плита положена в 1555 году). Несколько столетий назад плита треснула поперёк. С этой трещиной связано предание, что она чудесным образом возникла, когда мусульмане захотели взять мраморную плиту для украшения мечети. Появление трещины остановило мусульман, и плита осталась на своём месте.
Изначально вокруг Ложа существовала погребальная пещера, но она была разрушена вместе с храмом в 1009 году по приказу фатимидского халифа Аль-Хакима. Сохранились лишь само Ложе, часть стен пещеры (до 60-90 см высотой)и часть входа. Сейчас пещеру заменяет устроенное внутри Кувуклии небольшое помещение (1,93 × 2,07 м), почти половину которого, справа от входа, у северной стены, занимает Ложе. Здесь могут поместиться три, самое большее четыре человека одновременно. Нынешнее помещение, как и прежнюю пещеру, также называют Святым Гробом. С востока из придела Ангела в него ведёт низкий арочный вход (всего 112 × 72 см и примерно 90 см глубины), очевидно первоначального характера, по мнению большинства археологов.
48. С предводителем нашей группы, протоиереем Максимом Миняйло - старшим священником Храма на Крови.
49. Предваряет вход в Гроб Господень Придел Ангела. В центре Придела Ангела на пьедестале находится небольшая часть закатно́го камня (обратите внимание на ударение). Полные размеры пьедестала: высота - 92 см, ширина - 48 см, длина - 44 см. Закатно́й камень был отвален от входа в Гроб Господень в ночь Воскресения Христова. По преданию, это сделал Архангел Гавриил. В древней Иудее времен Христа вход в гробницу обычно закрывался большим, тяжелым камнем. Камень специально обрабатывался круглым (до двух метров в диаметре), и он всегда закатывался по подготовленному желобу.
По старинному обычаю паломники с молитвой возлагают на него свои крестики, иконки и свечи и забирают затем себе на память о посещении святых мест.
50. У Гроба Господня, и не только там я помолился и оставил записки всех тех, кто меня об этом просил.
51. Нам очень повезло - паломников было не так много, и мы без труда попали в Гроб Господень, приложились к Святому ложу, помолились о своих близких и знакомых людях. Слава Богу за все!
52. Голгофа также находится в пределах Храма Гроба Господня. "И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса" - Иоан. 19:17-18
Считается, что своим названием Голгофа обязана черепам, которые складывались на месте казни преступников в древнем Иерусалиме. Также существует предание, что на месте Голгофы был похоронен Адам.
Высота платформы, в которую превращена Голгофа, составляет 4,5 м, площадь 11,5 × 9,25 м. Вся эта площадь образует как бы единый храм, разделённый двумя массивными колоннами на два нефа. Левый принадлежит православным, правый - католикам. В православном нефе престол из розового мрамора, в 1 м высотой, украшен спереди декоративными, коринфского ордера, колонками. Под престолом - обложенное серебряным кругом отверстие, в которое водружён был Крест Господень. Вся поверхность скалы покрыта мраморным полом, лишь справа и слева от престола, в застеклённых проёмах, можно увидеть серый камень «живой» Голгофы и трещину, прошедшую через всю скалу в результате землетрясения в момент смерти Спасителя: «И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись» (Мф. 27, 51).
53. Лишь ближе к вечеру мы смогли приехать в отель.
54. Гостиница
Ibis находится практически в центре Иерусалима. Нам она на самом деле нужны была только "на поспать". Все остальное время мы были на ногах.
55. Все необходимое на мой взгляд в номере было.
56.
57. А в доме напротив отеля прямо на балконе кто то жарил шашлыки. Ну а чего замарачиваться?
58. На улице рядом с отелем уже давно стоит рояль. И заметьте, его никто не ломает и не разукрашивает красками. Захотел - поиграл, или присел послушать того, кто умеет. Красота.
Таким образом завершился наш первый день пребывания на Святой земле. Продолжение следует!