В Цхинвали я был дважды. Первый раз, в самый разгар конфликта, мы повезли туда с областным Красным Крестом гуманитарный груз, когда город еще бомбили (хотя по радио на подъездах к Осетии звучало что там все тихо и мирно). В первый вечер местные, убитые горем мужики спрятали нас от артподготовки в подвале одного из множества разрушенных Цхинвальских домов. Налили чачи, помянули убитых. Ночь почти не спали. Потом мы сами раздавали жителям муку и продовольствие, затаривали местную больницу медтехникой и препаратами, выгружали стройматериалы и остальной груз... Старались в той сложной и суматошной обстановке сделать все максимально оперативно и с пользой.
Уезжали мы из Осетии с тяжелыми сердцами, но воодушевленные благодарными цхинвальцами, которые нас - россиян, действительно ждали, верили в нас.
По приезду в Екатеринбург усилили созданный уже к тому времени в Правительстве области штаб, началась работа, в ходе которой было принято решение о строительстве в Цхинвале пожарного депо на 4 выезда за счет однодневного заработка, перечисленного бюджетниками Свердловской области. Денег вышло порядка 70 миллионов, отправили туда технику (которую кстати там и оставили в качестве подарка), строительные материалы, людей... Кстати депо на четыре пожарных расчета площадью 560 кв. метров сегодня является единственным в Цхинвале.
Разрешение на строительство кстати, получили под номером 001. Начали строить. А через год я поехал туда участвовать в инспекции завершающееся уже к тому времени строительства. Цхинвальцы встречали уже как близкого друга, как брата.
Тогдашний президент России Дмитрий Медведев рассказал, почему российские танки остановились в 2008 году в нескольких десятках километров от Тбилиси.
«...цель была в том, чтобы выбить грузинские войска из Цхинвала, навести порядок. И предотвратить возможность дальнейшей эскалации насилия, то есть военных действий. Цель не состояла в том, чтобы разгромить Грузию или казнить Саакашвили. Я считаю, что я правильно поступил, когда принял решение о том, чтобы проявить сдержанность и не форсировать дальнейшие действия. Самое главное - был сделан вывод, что агрессию начала Грузия. И этого уже из истории не вычеркнуть. Но я не считал правильным этот градус, что называется, противостояния поддерживать. Именно поэтому мною как верховным главнокомандующим было принято решение развернуть войска и вернуть их в нашу страну».
Прошло 10 лет, и сегодня некоторые все же считают, что тогда, в 2008-м нужно было идти до конца и менять власть в Грузии, что очень благоприятно сказалось бы наверное на все политические расклады в регионе. И плевать надо было на мнение Запада...