Очень удивляет, что так много зрителей убегает с обсуждения. "А поговорить?" Неужели неинтересно десять минут послушать, о чём был спектакль? Наверное, им и так всё понятно. Мне кажется, в идеале такие десятиминутные обсуждения нужны после каждого спектакля. Ведь каждый раз - зал новый.
Худрук Сергей Казаков и завлит Виталий Соколов всегда делятся интересными нюансами, отличающими пензенскую постановку от остальных. Я вот например не знал, что в оригинале на сцене только трое.
Так что наша пензенская постановка - уникальна.
Увы, на обсуждении ни разу не прозвучала трактовка
ledy_nebele. (см. ниже) Одна женщина сказала, "как трогательно они хотят попасть в эту тополиную рощу". Короче, весь спектакль о заветных тополях и дорожных сборах. Без второго плана спектакль мелковат и действительно скучноват. Боюсь, что этот второй план видят не многие, чем себя обедняют. Зато если с самого начала смотреть с трактовкой
ledy_nebele, просто дух захватывает, какой сильный материал. (Тогда заиграют смыслами даже три каната, висящие на сцене, и почему один из них короче остальных). Весь этот параллелизм молодых героев (очень сильный ход!) должен приподнимать зрителя над простой материальной трактовкой. Последнюю сцену вообще невозможно трактовать вне второго плана. Я бы её назвал "Последний полёт на крыльях молодости".
Во время обсуждения прозвучала только одна претензия. Владелец рок-клуба "Захват" назвал сцены под музыку - аляповатыми "видеоклипами".
Флэшбэки - одна из самых крутых фишек в искусстве. Наряду с многократно усиленной культовой музыкальной темой Жака Бреля они мощно воздействуют на зрителя. Вращающийся флэшбэк с возлюбленной сорвал единственные аплодисменты по ходу спектакля.
В основном зрители просто благодарили актёров. Благодарили руководство за "некоммерческие" спектакли, а "Ветер" называли "лучшей постановкой обновлённого театра". Среди зрительниц оказалась Наталья Старовойт, которая специально пришла на "самый трогательный спектакль нынешнего репертуара" с отцом. Сергей Казаков заметил, что "этот спектакль прибавляет нечто такое к вашей душе, что заставляет позвонить родителям после спектакля". Обсуждение закончилось очаровательной репликой, лучше придумать сложно: школьница сказала, что это первый спектакль в её жизни, он её очень растрогал, и благодаря ему она теперь будет ходить в драмтеатр. При этом она еле сдерживалась на каждой фразе, чтобы не заплакать. Александр Куприянов воскликнул: "Я сейчас тоже заплачу!" Актёры встали и аплодисментами поблагодарили эту девушку и своих зрителей.
А ТЕПЕРЬ ТА САМАЯ ТРАКТОВКА:
Оригинал взят у
ledy_nebele в
Как ветер шумитЯ сегодня со спектакля "Ветер шумит в тополях" Пензенского Драмтеатра.
Странный спектакль.
Действие происходит в доме ветеранов. Герои - три престарелых товарища, которые вспоминают юность, поносят медсестер и весь спектакль собираются отправиться в путешествие то ли в Индию, то ли в ближающую деревню, то ли туда, где ветер шумит в тополях.
Спектакль в двух действиях. В первом меня немного клонило в сон. И вроде картинка нравится, и монологи. Но видно ритм последних двух недель у меня такой, что на мерность спектакля удавалось перестроиться с великим трудом. А динамика появляется разве что в моменты музыкального сопровождения - замечательных звучных песен на французском. Они-то и помогали сбрасывать дрему в первом действе. Но это так. Первая часть - в общем-то вводная. Но если я в процессе сонастройки пропустила что-то важное, стоит вернуться и пересмотреть. Потому что вторая много чего навеяла...
Мне очень нравятся моменты, когда вдруг прошибает легкий холодный пот, и приходит озарение: оказывается, тут об этом! Именно во втором действии я вдруг подумала, что "там высоко", это они не о деревне на холме, где растут тополя. Это они о небе. О смерти. В последний поход готовятся эти люди из дома престарелых.
Тогда и странная речка, которую "в это время года можно перейти в брод", становится очень понятной. Подумала, не та ли, через которую перевозил своих пассажиров Хрон в греческих мифах?
И тут же понятна становится неспешность и обстоятельность сборов. Старики так готовятся к смерти. Еще задолго до ее прихода: гробовые деньги, "те" носочки, "то" платье, "тот" платок. И я, конечно, вспомнила о бабуле. Ее вдруг стало никуда не вытащить. Вроде и зима - объяснение есть - гололед и сосульки - опасно. А может, она вдруг начала переживать всякую активность как поход в "ту" сторону? В этом смысле квартирка, своя комната - знакомое пространство, в котором еще все как прежде. Ой не могу... Не хочу... Опять ведь сейчас слезы будут.
* * *
А еще эти мужчины в преддверии смерти говорили ну только о женщинах. И прекрасные воспоминания были связаны только с ними...
* * *
И теперь про антураж. Восхитительные декорации! Восхитительный свет! Восхитительная картинка! Может, конечно, моя подслеповатость сыграла роль. Но как чудесно объединили на сцене прошлое и настоящее, передний и задний план. Причудливую ретроспективу подчеркивают еще пары актеров. Молодые герои почти не говорят, а лишь находятся позади или около героев-стариков. Но дрожь пробирает, как будто становишься свидетелем странной стыковки времен.
* * *
В общем, если хотите неспешности, наслаждения небанальной картинкой, французскими напевами. Если хотите вспомнить своих стариков, да и вообще вспомнить о смерти - идите. Только не ждите чего-то слишком многого, и останетесь довольными.