Primus, просто Primus, как и было сказано

Aug 25, 2007 23:55

 

Когда мне представляли американскую группу Primus, рекомендовали ее, как типичный случай фанка.

Воспитанный на классике и на "Битлз", я долгое время и пребывал в этом заблуждении, пока не довелось наслушаться настояшего фанка. Переизбыток синкоп в ритмах и почти рэповая речитативность текстов - еще не повод причислять проект к довольно консервативному стилю. Конечно, Primus ("праймаз", а не "примус"!) это не фанк. И даже не фанк-рок. И даже не рок. Это вообще черт-те что. Нарочито грязный саунд, примитивные мелодии, практически отсутствующая гармонизация песен, вокал убогий до неприличия.

Да если уж на то пошло, то и состав у классических фанковых команд, как правило, немалый: к ритм-секции прилагаются дудки различных систем, негритянки на подпевках, вооруженные тамбуринами-маракасами. Короче, до дюжины человек набегает. Здесь же - трио, меньше просто некуда. Впрочем, вру. Есть куда. Весь Primus - в одном человеке.

Лесли Клэйпул, лидер группы, басист и вокалист, безусловно, один из лучших бас-гитаристов всех времен и народов. И, пожалуй, ему лучше, чем кому-либо из его коллег, удалось раскрыть все возможности своего, честно говоря, не самого выразительного инструмента. Сделанные на заказ нестандартые безладовые басухи в ручищах немаленького Лесли изображают нежные блюзовые переборы, рычат кавер-версиями "Металлики" (Джеймс Хетфилд, кстати, - его одноклассник), но главное - самодостаточны в концепции Primus. Клэйпул в совершенстве владеет самой сложной техникой игры - слэпом. Это сочетание сильных, от кисти, ударов пальцами по струнам с острым пиццикато. Извлекаемые звуки могут быть очень непохожими - как будто их издают разные инструменты. Внешне исполнение тоже выглядит эффектно - распальцованная лапа нещадно щиплет инструмент за струны и отвешивает длинные очереди щелбанов и фофанов - как комсомолец пионеру. И только басисты знают, насколько иллюзорна легкость, с которой Клэйпул оперирует инструментом.

Бас одновременно давит слушателя злобными низами и отрывисто звякает по верхам, подражая нервной фанковой гитаре, а упругие удары пальцев по струнам вполне заменят, если надо, барабаны. Два других музыканта, тоже, в-общем, виртуозы, в группе на вторых ролях: гитарист специализируется на шумовых эффектах, барабанщик - просто придает мощи ритму, который задает великолепный Лесли. На выходе получается совершенно непередаваемый кач, генератор жесткого слэма, в котором уже никому нет дела до фальшивого мяукающего вокала и безыскусности мотивов.

Интересен сценический образ Лесли, точнее - отсутствие такового. Двухметровый обладатель непереломавшегося мальчикового голоса бывал и бородатым, и усатым, и гладко выбритым; с довольно короткой приличной стрижкой и с высветленным, заплетенным в множество косичек длиннющим хайром. Мне показалась забавной вот эта фотка - здесь он больше похож на байкера, коим по жизни и является. А по музыке и не скажешь. Tommy The Cat.

rock&roll, рок, Музика, bungle's page

Previous post Next post
Up