Некоторые соображения по поводу воздействия на реципиента музыки Рихарда Вагнера, или.

Aug 25, 2007 23:52


  Если вы не немец, любите Анжелику Варум, или, например, Россини, то даже и не пробуйте слушать Вагнера. Это очень трудно.
Конечно, есть популярный «полет валькирий», ставший мега-хитом благодаря попаданию в саунд-трек какого-то голливудского блокбастера, но именно поэтому ни слова о нем. Это же нонсенс - попсовый Вагнер!

Сам композитор представлял апофеоз своей работы так: огромная аудитория в специально построенных циклопических концертных залах «бдительно, ничем не отвлекаясь», как часовой, согласно Уставу караульной службы, выслушивает эпические музыкальные полотна, зорко вслушиваясь в не слишком мелодически красивые, но содержательные и пафосные моно- и диалоги героев; проникаясь гордостью за богоподобность арийской расы, научившейся вкладывать в бездушную, но благородную медь труб и ослиную кожу барабанов тембр, присущий голосам небожителей, которых, естественно, мало кто слышал вне немецкой оперы, но услышав здесь, мало кто усомнится, что это были именно они; получая почти садистское удовольствие от постижения сложнейшей системы лейтмотивов, коих, например, в «Кольце нибелунга» музыковеды насчитывают больше сотни - музыкальных тем, присвоенных, наподобие пиктограммок операционной системы, несколько богохульно именуемых в просторечии «иконками», всем фигурантам вагнеровских опер - предметам и явлениям (меч, огонь и т.д.), эмоциям (любовь, беспокойство) и, естественно, одушевленным персонажам (боги, люди и т.д.). ...Осилили фразу? Возможно, вы немец.

Смерть Изольды

Вагнера, как известно, любил и уважал Гитлер. Не думаю, что композитор встал бы с лопатой у топок «Освенцима», доживи он до Третьего рейха. Дело скорее в воздействии, которое его музыка могла оказывать на дисциплинированного слушателя. Как-то раз в сети скачал уникальную, очень качественную запись 1944 года - мощнейший, силой до 500 штыков, оркестр берлинской филармонии под управлением легендарного Фуртванглера исполняет «смерть Изольды». Даже убогие наушники, купленные в «Ашане», позволяли мне отключаться ото всего минут на пятнадцать - пока раза 2-3 не прослушаю этот трек и не осознаю вновь, что всерьез напрягаться рабочими проблемами - глупо и мелочно. Это было на одной из тех моих работ, откуда я ушел, хлопнув дверью, и, собирая шмотки, не вспомнил обо всех нужных файлах. Больше я этого линка не находил...

Оперы Вагнера бедны на ярко выраженные инструментальные и вокальные «номера»: у него нет, например, ни одной арии, получившей известность наряду с хитами итальянских корефанов жанра. Продолжительное действо его музыкальных драм подводит слушателя к некоему «моменту истины», которым в случае «Тристана и Изольды» является последняя сцена - смерть ирландской принцессы, не пережившей гибели возлюбленного. В оркестровом трауре вы не услышите нот безысходности: «смерть» - самая настоящая оптимистическая трагедия. Невероятной красоты музыкальная эпитафия втиснута в строгие классические формы, а переполняющие ее эмоции как будто сдержаны железной волей.
Трудно поверить, что эту вещь прочувствовал рациональный Вагнер. «Культуровский» обозреватель Артем Варгафтик, сделавший имя на авторском цикле «мерзавец», посвященном Рихарду Вагнеру, так и не поверил. Приписывая композитору точный расчет и знание технологий манипуляции сознанием, журналист (мною, впрочем, вполне уважаемый) в патетический момент кульминации «смерти» мефистофельски смеялся, восхищенно укоряя автора - «вот мерзавец!». Я же склонен считать, что это слишком поверхностное и не совсем корректное представление о великом немце.
Вполне правдоподобно, впрочем, что гениальный дирижер может отправить на смерть десятки тысяч людей, донеся до них вагнеровское осмысление Эдды - «все смертно, бессмертна лишь память о подвигах».

Необходимое отступление - здесь не Фуртванглер. Известен анекдот, как последний, слушая Бетховена в трактовке Тосканини, вскочил со своего почетного места в партере и выбежал из зала с криком «гребаный метроном!». Я его понимаю. Берлинский оркестр Фуртванглера, а впоследствии - и фон Караяна, рисует крупными сочными мазками, не заостряясь на частностях. Вот и в предлагаемой записи безымянный английский дирижер тщательно выигрывает в струнной солирующей партии триоли, которые у немцев смазаны и совсем не слышны. По-моему, эти мелочи отвлекают. Но в общем - ничего, ничего. Слушать можно. Смерть Изольды.

Магический танец огня

Третье действие оперы «Валькирия», финал 3-й части фундаментальной тетралогии «Кольцо нибелунга». Начинается оно, собственно, с хрестоматийного «полета»: валькирии, дочери Вотана, главного авторитета древнегерманского пантеона, барражируют над полем какого-то грандиозного, но безнадежно забытого доисторического сражения, распаляя ярость воинов и способствуя повышению выхода конечного продукта. Вдоволь налетавшись и изрядно набедокурив, развеселые сестрицы возвращаются на базу, где их поджидает мрачный Вотан. Отец устраивает разбор полетов: у него накопились претензии к младшенькой - заглавной героине оперы, Брунгильде. Атлетически сложенная нимфетка без особой на то санкции вмешивается в людские судьбы и порочит семейство шашнями со смертным: богиня смерти и войны влюбилась в рыцаря Зигмунда. Их роман, собственно, и стал главной интригой оперы.

Вотан справедлив, но строг: валькирия безболезненно усыплена и возложена на жертвенный камень, который окружила огненная стена. Смысл сооружения плохо понятен: то, что явится другой рыцарь, сын Зигмунда - Зигфрид, который разбудит Брунгильду и вызволит ее из огненного кольца, очевидно не только зрителю, но даже Вотану. Также главарь богов провидит, что событие это ознаменует начало конца его варварского мироздания. И танец огня вкруг мертвой царевны - всего лишь отблеск грядущего пожара, в котором погибнет резиденция Вотана, Валгалла, вместе со всемогущими, казалось бы, обитателями. Произойдет это часа через четыре - когда к концу подойдет последняя опера цикла, «Гибель богов».

...Пригорюнился суровый бог, да делать нечего, как на Руси говорят. Древнегерманский мир обречен. Магический танец огня.

классицизм, романтизм, Музика, bungle's page

Previous post Next post
Up