Sully на камнях

Nov 05, 2018 22:04

Начало 20-го века было довольно неудачным временем для французского флота, несколько новых кораблей погибло от взрывов погребов и навигационных аварий. Одним из них был броненосный крейсер Sully. Построенный в 1901м году, ценой в £954536 ($115 миллионов в наши дни), он хоть и был уже слегка устаревшим, но все равно считался важной единицей флота. Крейсер недавно прибыл на Дальний Восток и в тот день занимался боевой подготовкой. 7-го февраля 1905-го года он проводил учебные стрельбы в Тонкинском заливе следуя в кильватере за крейсером Guyedon со скоростью 11 узлов. Guyedon прошел по курсу без проблем, а Sully наскочил на ранее неизвестную подводную скалу в заливе Hạ Long (в других источниках пишется как Along) недалеко от Хайфона (UPD: хорошее описание самой аварии можно почитать у iksanov в Запутавшийся в трех соснах). При чем сделал он это крайне неудачно - он на нее сел серединой корпуса, а нос и корма остались в подвешенном положении. Под одной конечностью крейсера было 18 метров, а под другой 5 метров. Корабль стоял с креном в 8 градусов на левый борт. От удара, в передней части корпуса, у него была дырка длиной в 32 метра и шириной в 25см и из-за нее носу крейсера было 12 метров воды.

Сразу после аварии начались опасения что корпус переломится в том месте где он сидел на скале, так как скала была шириной всего 23м. Что бы предотвратить это французы сняли с крейсера все что могли - уголь, снаряды, вооружение и даже часть брони. Что бы снять крейсер с камней был подписан контракт с компанией Hongkong Salvage Syndicate. Они собирались снять крейсер с камней за 15 дней, а французский флот им обязался платить 2500 франков в день (примерно $12000 в наши дни) и 1 миллион франков после снятия крейсера. Обследовав корпус крейсера, инженеры поняли что не все так просто и у них не получится заделать пробоину, так как она находится со стороны скалы и до нее не получится добраться и по этому выкачать воду из носа будет невозможно. Что бы снять крейсер со скалы надо будет приподнять нос. Для этого они решили построить большой коффердам по форме носа крейсера, притопить его и потом, выкачав воду, приподнять нос, что позволит снять крейсер. Интересно что идею построить коффердам приписывают одному из русских офицеров, который был интернирован в Гонконге в это время (так как все это происходило во время РЯВ). Имя офицера в статье не упоминается, так что интересно кто это мог бы быть - ведь вроде никто из русских кораблей не интернировался в Гонконге? Идею передали французам и они одобрили постройку коффердама 11-го апреля.

Коффердам был трех-сторонней коробкой высотой в 35 футов (10м) и шириной в 80 футов (24м) с открытой стороны и 40 футов (12м) со стороны носа. Вся эта конструкция имела водоизмещение в 4500т. С открытой стороны был сделан вырез по форме корпуса Sully. Идея был в том что бы притопить его, подвести под корпус, заделав щели между ним и корпусом крейсера и выкачать из него воду. Коффердам был построен в Гонконге и уже 26-го мая началась первая попытка подвести его под корабль. К сожалению она окончилась неудачей и вся эта конструкция перевернулась и утонула. Теперь пришлось заниматься не работой над крейсером, а подъёмом самого коффердама. Работа над этим заняла все лето и к концу августа спасатели были готовы ко второй попытке. Коффердам был притоплен и заведен под нос крейсера и была начата откачка воды. Нос крейсера поднялся на несколько футов, но тут по закону подлости вмешалась погода. Через залив прошел сильный тайфун, и когда погода улучшилась оказалось что коффердам разнесло на щепки, а все оборудование утонуло. Последнюю попытку предприняли в начале октября - спасатели хотели взорвать скалу на которой сидел крейсер динамитом, но когда они вернулись к месту аварии оказалось что у крейсера в конце концов не выдержал корпус и его киль сломался. Ничего не оставалось как продать остов на разборку по цене металлолома, но как писали в прессе тех лет, вряд ли за него можно было получить даже £500. Сколько в итоге стоили все эти попытки спасения крейсера я не нашел, но явно довольно не мало.

Статья про попытки снятия крейсера из The Far Eastern Review: Engineering, Finance, Commerce, Volume 2 - NOVEL ENGINEERING EFFORT TO SALVE THE FRENCH CRUISER “SULLY”. Фотографии из разных интернет источников, разной степени кликабельности.

1. Итоги шестимесячной работы по спасению крейсера Sully


From Collectie Nederland

2. Крейсер Sully в Hankow за пол года до аварии в сентябре 1904-го года


From Gallica
3. Sully вскоре после посадки на камни


From NOVEL ENGINEERING EFFORT TO SALVE THE FRENCH CRUISER “SULLY”
4. Экипаж спускает шлюпки


From NOVEL ENGINEERING EFFORT TO SALVE THE FRENCH CRUISER “SULLY”
5. Еще одна фотография крейсера в процессе снятия экипажа.


From delcampe.ca
6. Подборка фотографий вскоре после аварии


From Slaska Biblioteka Cyfrowa
7. Коффердам возле крейсера


From NOVEL ENGINEERING EFFORT TO SALVE THE FRENCH CRUISER “SULLY”
8. Фотография подписана как "Крейсер после тайфуна со сломанным килем", но я думаю что это фото тоже было сделано вскоре после посадки на камни, слишком уж он хорошо выглядит для крейсера просидевшего на камнях шесть месяцев.


From NOVEL ENGINEERING EFFORT TO SALVE THE FRENCH CRUISER “SULLY”
9. Конец крейсера


From aavh.org

10. Статья NOVEL ENGINEERING EFFORT TO SALVE THE FRENCH CRUISER “SULLY”


11.


12.


accidents, dutch archives, polish archives, on the rocks, gallica, ships, far east, french navy, old books

Previous post Next post
Up