В дополнение к своей идее all-big-gun battleship, известный итальянский инженер-кораблестроитель, Витторио Куниберти предложил еще одну идею, которой правда не пришлось быть воплощенной в жизнь. По итогам применения торпед в РЯВ он предложил идею торпедного линкора. Одна из слабостей торпедного оружия того времени было то что его несли быстрые, но легко уязвимые миноносцы. По этому торпедная атака на хорошо организованную эскадру противника скорее всего вы закончилась провалом. Что бы разрешить эту проблему он предположил что корабль размером со стандартный линкор, но при этом вооруженный торпедами и тяжело бронированный сможет выйти на дистанцию торпедного удара по эскадре противника. Что бы достичь при этом высокой скорости он предложил полностью избавится от тяжелой артиллерии и вооружить его среднекалиберными скорострелками.
В итоге его проект имел следующие характеристики - водоизмещение 15250т, длина 150м, ширина 23м, осадка 7.9м. Мощность турбин Парсона была 36000л.с. что давало кораблю скорость в 24 узла. Дальность на 18-ти узлах была 2000 миль. Вооружение состояло из 30 450мм подводных торпедных аппаратов к которым прилагалось 60 торпед. Артиллерийское вооружение было 22х120мм пушки (20 в одиночных башнях и 2 в носовых казематах) и 10х57мм пушки. Бронепояс имел максимальную толщину в 300мм, что по мнению Куниберти должно было предохранять корабль от даже главного калибра вражеских линкоров (впрочем он был не так уж и не прав зная результат Ютландской битвы).
Теоретически такой корабль должен был атаковать вражескую эскадру первым, нанести ей повреждения или хотя бы разбить ее строй. Идея сильно возбудила военно-морскую общественность всего мира и обильно обсуждалась в профессиональной литературе. По крайней мере в России и
США были созданы эскизные проекты торпедных линкоров. Не знаю было ли что то сделано на эту тему в Англии, Франции и Германии (если были то дайте наводку где смотреть). Тем не менее ни одного корабля такого типа построено не было, даже не было заказано. Из-за общего несовершенства торпедного оружия того времени и роста главного калибра линкоров стало быстро понятно что шансы выйти на дистанцию торпедного залпа и такой крупной цели очень мало. Более того много, значительно более дешовых эсминцев даже ценой больших потерь могли нанести хоть какие то повреждения противнику, а торпедный линкор добирал все яйца в одну корзину. Плюс эсминцы были очень полезные корабли для разных нужд флота, а этот белый слон был бы совершенно бесполезен кроме как в своей узко специализированной нише (хотя Куниберти и предполагал что в свободное от торпедных атак время такой корабль мой бы выполнять функции крейсера). Так что класс торпедных линкоров так и остался на бумаге.
Вешаю две статьи - одна на немецком из Австро-Венгерского военно-морского журнала Mittheilungen aus dem Gebiete des Seewesens -
Torpedoschlachtschiffe, а вторая из Scientific American -
Battleship versus Destroyer.
Кстати если кому-то интересно то полное собрание всех выпусков Mittheilungen aus dem Gebiete des Seewesens можно почитать
у хорватов.
1. Рисунок общего вида торпедного линкора проекта Куниберти из
2. Чертеж торпедного линкора
3. Схема бронирования
4. Статья Torpedoschlachtschiffe из Mittheilungen aus dem Gebiete des Seewesens
5.
6.
7.
8.
9. Статья Battleship versus Destroyer из Scientific American. Здесь как раз обсуждается что такой корабль вряд ли сможет подойти на дистанцию торпедного выстрела против новейших американских 14" линкоров типа Нью Йорк.
10.
11.