Пока писал пост про
восстановленный C-97, наткнулся на очень интересное место - аэропорт в городе Greybull, Wyoming. В 90-е годы это место было базой с которой летали пожарные самолеты принадлежавшие компании Hawkins & Powers Aviation. Эта компания работала по контракту с U.S. Forest Service (USFS) и занималась тушением пожаров в западном США. Флот компании состоял из самолетов ВМВ и 50-х годов переделанных в пожарные. В основном это были бывшие флотские PB4Y-2 Privateer и P2V Neptune, а так же грузовые C-97, C-119 и ранние С-130А. Самые свежие самолеты компании были производства 1957-го года. Все шло хорошо до 2002-го года, когда летом друг за другом упали два больших танкера принадлежавшие этой компании. 17го июня в горах Калифорнии погиб С-130А "Tanker 130" переданный ВВС в 1957-м году и списанный в 1986-м. С 1988-го года он летал как пожарный самолет и налетал в общем 21,863 летных часов. Фотографии аварии показали что у самолета отвалилось правое крыло. Экипаж из трех человек погиб. 18-го июля в горах Колорадо разбился PB4Y-2 Privateer "Tanker 123". Самолет был построен в 1945-м году, списан в 1956-м и переделан в танкер в 1958-м. На момент катастрофы он налетал 8,346 часов. По итогам расследования у него сломалась главная нервюра крыла и они просто сложились. Экипаж из двух человек погиб.
Эти катастрофы привели к тому что USFS провели проверку летающих танкеров этой и других компаний использовавших исторические самолеты. Проверка показало что большинство самолетов находилось в плохом техническом состоянии. Из-за этого в 2004-м году они отказались продлевать контракты на тушение пожаров со всеми компаниями использовавшими исторические самолеты для этого. В течении нескольких лет это создало большую нехватку танкеров для тушения пожаров которые затыкали военными С-130 и вертолетами. Но в итоге провело к тому что сейчас в танкеры переделывают более современные самолеты - DC-10, Boeing 747, летающие лодки Canadair CL-415 и тоже старые, но полностью модернизированные Marsh S-2F3AT Turbo Tracker.
А компания Hawkins & Powers Aviation вышла из бизнеса по тушению пожаров и просто бросила свои танкеры в Грейбулле. Несколько из них были сведены в "Museum of Flight and Aerial Fire Fighting" на краю поля, но большинство так и гниет недалеко от посадочной полосы там где их и оставили. Судя по
Google Maps там доживают свой век семь С-97, четыре С-119, пять С-130, восемь Нептунов, а так же останки нескольких С-82. В музей при аэродроме попали два Приватира, два С-119 и один Бич 18.
Смотреть на брошенные исторические самолеты конечно грустно, но с другой стороны из-за таких пожарных компаний большое количество исторических самолетов таки дожило до наших дней и попало в музей, а то и даже сейчас летает. Например Приватир которые сейчас стоит в Национальном Музее Морской Авиации в Пензаколе, попал туда именно потому что его в свое время выкупили у военных Hawkins & Powers Aviation, а когда военные спохватились и стали собирать музей то Приватиры остались только у таких компаний, все остальные порезали. Полный список самолетов принадлежавших Hawkins & Powers Aviation и где они оказались можно посмотреть вот
тут.
Как ни странно много нормальных фотографий оттуда я не нашел, но нашел несколько видео разной длины. Под катом они, а так-же некоторые фотографии оттуда.
1. Пролет над кладбищем самолетов
Click to view
2. Профессиональное видео сделанное в этом аэропорту
You can watch this video on www.livejournal.com
South Bighorn County Airport Greybull WY from
Jeremy Ayer on
Vimeo.
3. Вид на аэропорт на карте Гугла
Причина забвения:
4. Катастрофа Танкера 130 прервавшая карьеру всех этих самолетов.
Click to view
5. Tanker 130 в 1998-м году. Расследование катастрофы показало что самолет часто летал на пределе максимального взлетного веса, что привело к трещинам в местах крепления крыльев к фюзеляжу.
From Flickr Ian Abbott6. Падающий PB4Y "Tanker 123". Видно что у него тоже отвалилось крыло.
From marsaly.fr7. Tanker 123 при жизни.
From Flickr Ian Abbott Счастливчики и не очень:
8. Consolidated PB4Y Privateer, Tanker 127, попавший в музей при аэропорту
From Flickr Greg Goebel9. C-119G с экстра реактивным двигателем, Tanker 136, тоже из музея.
From Flickr Alan Allen10. А этому С-119 повезло меньше
From Flickr Greg Goebel11. Редкий Fairchild C-82A в 1998-м году. Ему повезло и он оказался в музее
From Flickr Ian Abbott12. PB4Y-2, Tanker 121 в 1998-м. Ему тоже повезло, его отреставрировали до летающего состояния и сейчас он является последним летающим Приватиром в мире. Вы его видели на моих фотографиях с авиа шоу в
Неллисе.
From Flickr Ian Abbott13. А вот этот С-130 уже точно никогда не полетит.
From planespotters.net14. Этот КС-97 тоже
From planespotters.net15. и этот С-119 тоже.
From Indy, Me and the H3 blog16. Этот С-130А использовали как донора запчастей и там и бросили.
From flickr Rod17. Еще один счастливчик оттуда - бывший испанский Р-3А Orion
From Flickr Ian Abbott18. В наши дни он выглядит вот так
From Flickr Rob Hodgkins Много дополнительных фотографии оттуда 2014-го года можно посмотреть на сайте
ruudleeuw.com.