Еще одна карибская экзотика

Apr 25, 2017 23:21

Еще один пример того что в конце 19-го, начале 20-го века любой флот мог реализовать свои великодержавные амбиции и получить себе КРЕЙСЕР. Про гаитянский флот я уже как-то писал, а сегодня пойдет речь о флагмане Кубинского флота крейсере с логичным названием - Cuba. Крейсер был построен, хорошо известным русским любителям флота, господином Крампом в Филадельфии и был развитием проекта крейсера USS Montgomery 1891-го года постройки (это в 1911-м году). Как и подобает проекту 20-ти летней давности результат для 1911-го года был не впечатляющим - при водоизмещении в 2055т и размерах 79.2х11.9х4.3м он выдовал скорость всего в 18 узлов, так как на нем стояли машины тройного расширения питаемые углем. Вооружение тоже не впечатляло - два 4"/50 (200 снарядов), четыре 6-ти фунтовки (600 снарядов), четыре 3-х фунтовки (800 снарядов), четыре 1 фунтовки (800 снарядов) и два 7mm пулемета Кольт (7000 патронов). Зато, как подобает таким кораблям в таких странах, на борту крейсера были салоны для размещения президента и его советников отделанные красным деревом. Так-же на крейсере были каюты для десяти кадетов. Про броню не упоминается (кроме щитов на 4" орудия), так что скорее всего ее там не было. Большим достоинством крейсера была его цена - вместе с 1600т канонеркой Patria, он обошелся Кубинской казне всего $850000 (крейсер Монтгомери, с проекта которого он был сделан, обошелся американцам в $1037000 только за корпус и двигатели за двадцать лет до того).

Не смотря на не выдающиеся характеристики, как часто было в латино-американских флотах, крейсер прослужил долгую карьеру. Про его службу в 10-е и 20-е годы ничего не нашел, кроме похода в Вера-Круз в 1913-м году, а в 1933-м и 34-м он участвовал в двух мятежах, но плохо разбираясь в Кубинской истории не совсем понимаю на чьей стороне. Где-то между 1934-м и 1937-м годом он был сильно модернизирован, где и точно когда не знаю, просто знаю что есть фото 1934-го года, в Маями, до модернизации и фото 1937-го года, в Спитхэде, уже после модернизации. Во время модернизации его полностью перевели на нефтяное отопление, две трубы переделали в одну, а нос, с таранного, заменили на более современный - атлантический. Вооружение несколько изменили, в результате чего получился дикий зоопарк нового и старого - две 76мм/50, две 76мм/23, две 6-фунтовки, четыре 3-х фунтовки, четыре 1-но фунтовки, а в 1942-м году добавили еще и два сбрасывателя для глубинных бомб (про радары и сонары ничего не говорится, так что вряд ли они там были). Во время войны крейсер активно занимался конвоированием в районе Кубы пройдя 28000 миль и проведя 90 судов. После войны американцы передали кубинскому флоту три современных фрегата типа Такома и Куба утратила свое значение, став к 1952-му году президентской яхтой и учебным кораблем. На тот момент ее вооружение состояло из пяти 20-мм эрликонов (возможно были еще и 76-м пушки, но я не понял из перевода статьи). После революции экипаж корабля его бросил и частично разграбил, с 1961 года его использовали как плав-казарму, а в 1971-м году списанное судно были потоплено во время ракетных стрельб другими кубинскими кораблями возле острова Isla de Pinos, где оно лежит до сих пор в 6-ти метрах воды.

История корабля взята из LA HISTORIA DEL CRUCERO “CUBA”. и El Crucero "Cuba" написанных бывшим офицером дореволюционного Кубинского флота Alberto Gutiérrez Barbero.

Хороших фотографий крейсера очень мало, так что делюсь все что нашел из разных источников. Все фотографии кликабельны. Так-же под катом две статьи про спуск и постройку крейсера.

1. Cuba в Маями во время празднования Пан-Американского дня, 13-го апреля 1934-го года


From University of Miami Digital Libraries

2. Там-же. Обратите на фуражки-аэродромы на кубинцах, любой прапорщик позавидует :).


From University of Miami Digital Libraries
3. Спуск крейсера на воду, 10 октября 1911-го года


From United States Congressional serial set, Issue 6304
4. Крейсер в Гаванской гавани, январь 1918-го


From NHHC
5. Мелкое фото крейсера в Спитхэде во время королевского смотра в 1937-м году.


From LA HISTORIA DEL CRUCERO “CUBA”
6. Крейсер после войны в 1948-м году


From U.S. Navy All Hands magazine, October 1948

Статьи про крейсер Cuba и канонерскую лодку Patria из прессы 1911-го года

7. launching of Cuba's Ships, Cuba and Patria, from United States Congressional serial set, Issue 6304


8. Симпатичная была у президента Кубы дочка...


9.


10.


11.


12. Интересен список пришедших на банкет в честь спуска - кроме кубинцев и американцев, которым надо было по должности, был только один заграничный офицер - командер Васильев, военно-морской атташе Российского посольства в Вашингтоне с женой :).



И вторая статья
13. Two new Vessels Under Constrution For Cuba, International Marine Engineering, Volume 17


14.


15.


small navies, ships, misc sources, old books, navy.mil, university archives

Previous post Next post
Up