Еще один пример того что в конце 19-го, начале 20-го века любой флот мог реализовать свои великодержавные амбиции и получить себе КРЕЙСЕР. Про гаитянский флот я уже как-то
писал, а сегодня пойдет речь о флагмане Кубинского флота крейсере с логичным названием - Cuba. Крейсер был построен, хорошо известным русским любителям флота, господином Крампом в Филадельфии и был развитием проекта крейсера USS Montgomery 1891-го года постройки (это в 1911-м году). Как и подобает проекту 20-ти летней давности результат для 1911-го года был не впечатляющим - при водоизмещении в 2055т и размерах 79.2х11.9х4.3м он выдовал скорость всего в 18 узлов, так как на нем стояли машины тройного расширения питаемые углем. Вооружение тоже не впечатляло - два 4"/50 (200 снарядов), четыре 6-ти фунтовки (600 снарядов), четыре 3-х фунтовки (800 снарядов), четыре 1 фунтовки (800 снарядов) и два 7mm пулемета Кольт (7000 патронов). Зато, как подобает таким кораблям в таких странах, на борту крейсера были салоны для размещения президента и его советников отделанные красным деревом. Так-же на крейсере были каюты для десяти кадетов. Про броню не упоминается (кроме щитов на 4" орудия), так что скорее всего ее там не было. Большим достоинством крейсера была его цена - вместе с 1600т канонеркой Patria, он обошелся Кубинской казне всего $850000 (крейсер Монтгомери, с проекта которого он был сделан, обошелся американцам в $1037000 только за корпус и двигатели за двадцать лет до того).
Не смотря на не выдающиеся характеристики, как часто было в латино-американских флотах, крейсер прослужил долгую карьеру. Про его службу в 10-е и 20-е годы ничего не нашел, кроме похода в Вера-Круз в 1913-м году, а в 1933-м и 34-м он участвовал в двух мятежах, но плохо разбираясь в Кубинской истории не совсем понимаю на чьей стороне. Где-то между 1934-м и 1937-м годом он был сильно модернизирован, где и точно когда не знаю, просто знаю что есть фото 1934-го года, в Маями, до модернизации и фото 1937-го года, в Спитхэде, уже после модернизации. Во время модернизации его полностью перевели на нефтяное отопление, две трубы переделали в одну, а нос, с таранного, заменили на более современный - атлантический. Вооружение несколько изменили, в результате чего получился дикий зоопарк нового и старого - две 76мм/50, две 76мм/23, две 6-фунтовки, четыре 3-х фунтовки, четыре 1-но фунтовки, а в 1942-м году добавили еще и два сбрасывателя для глубинных бомб (про радары и сонары ничего не говорится, так что вряд ли они там были). Во время войны крейсер активно занимался конвоированием в районе Кубы пройдя 28000 миль и проведя 90 судов. После войны американцы передали кубинскому флоту три современных фрегата типа Такома и Куба утратила свое значение, став к 1952-му году президентской яхтой и учебным кораблем. На тот момент ее вооружение состояло из пяти 20-мм эрликонов (возможно были еще и 76-м пушки, но я не понял из перевода статьи). После революции экипаж корабля его бросил и частично разграбил, с 1961 года его использовали как плав-казарму, а в 1971-м году списанное судно были потоплено во время ракетных стрельб другими кубинскими кораблями возле острова Isla de Pinos, где оно лежит до сих пор в 6-ти метрах воды.
История корабля взята из
LA HISTORIA DEL CRUCERO “CUBA”. и
El Crucero "Cuba" написанных бывшим офицером дореволюционного Кубинского флота Alberto Gutiérrez Barbero.
Хороших фотографий крейсера очень мало, так что делюсь все что нашел из разных источников. Все фотографии кликабельны. Так-же под катом две статьи про спуск и постройку крейсера.
1. Cuba в Маями во время празднования Пан-Американского дня, 13-го апреля 1934-го года
From University of Miami Digital Libraries2. Там-же. Обратите на фуражки-аэродромы на кубинцах, любой прапорщик позавидует :).
From University of Miami Digital Libraries3. Спуск крейсера на воду, 10 октября 1911-го года
From United States Congressional serial set, Issue 63044. Крейсер в Гаванской гавани, январь 1918-го
From NHHC5. Мелкое фото крейсера в Спитхэде во время королевского смотра в 1937-м году.
From LA HISTORIA DEL CRUCERO “CUBA”6. Крейсер после войны в 1948-м году
From U.S. Navy All Hands magazine, October 1948 Статьи про крейсер Cuba и канонерскую лодку Patria из прессы 1911-го года
7.
launching of Cuba's Ships, Cuba and Patria, from United States Congressional serial set, Issue 6304
8. Симпатичная была у президента Кубы дочка...
9.
10.
11.
12. Интересен список пришедших на банкет в честь спуска - кроме кубинцев и американцев, которым надо было по должности, был только один заграничный офицер - командер Васильев, военно-морской атташе Российского посольства в Вашингтоне с женой :).
И вторая статья
13.
Two new Vessels Under Constrution For Cuba, International Marine Engineering, Volume 17
14.
15.