Несколько лет пытался попасть в музей, но все как-то не складывалось. По правде сказать ехать конечно надо не в снежное время, чтобы полюбоваться самолетами, а не сугробами. Тем не менее не стал отказываться от возможности побывать там в рамках пресс-тура МО.
Заранее скажу, что не буду устраивать из поста экскурсионный тур или исторический эпос. Уже все сделано до меня,
сайт музея весьма наполнен обширнейшей информацией, а на сайте МО есть
виртуальный тур.
В связи с вышеизложенным предлагаю к краткому осмотру зимний вариант
экспозиций на начало 2012 года
Хотел лишь отдельно добавить ключевые моменты. Музей, конечно, стал в последнее время получать достаточные дотации на восстановление и поддержание экспонатов и даже строительство новых корпусов, тем не менее не хватает рук. Основной персонал музея, хоть и с порохом в пороховницах и обладают не дюжими знаниями, но все же люди пожилые, а чтобы, к примеру, сдвинуть самолет, нужна молодежь, поэтому музей всегда рад волонтерам и их деятельности, а так же свежему пополнению своих рядов. Помимо прочего приветствуется взятие под опеку своих экспонатов.
По этим вопросам можно связываться с руководителем
Александром Гончаровым и заместителем
Александром Васильевичем Санниковым Собственно начали мы как раз с беседы с руководителем музея, в которой он нам поведал о разных этапах становления, экспозиция и общем положении ситуации. Далее прошли в совсем новый ангар музея, посвященный Великой Отечественной Войне. Экскурсию по музею провёл ветеран ВВС, полковник в отставке, а ныне старший научный сотрудник ЦМ ВВС Алексей Александрович Солдаткин
Небесный тихоход ночных ведьм
По-2 известный своими бесстрашными женщинами-пилотами, 23 лётчицам, воевавшим на У-2, было присвоено звание Герой Советского Союза. .
По-2 Тут же стоят и ишачки: биплан
И-15 бис, в 1935 году признанный лучшим истребителем в мире на выставке в Милане
И-15 бис и моноплан
И-16, про который я как-то
уже писал И-16 и
МиГ-3 В свое время он показывал наивысшую скорость среди серийных самолетов, на высоте 7 тыс. м она достигала 640 км/час. Но был слаб на нижних и средних высотах, где проходили основные бои, за что был снят с производства уже 1942 году
МиГ-3 Ла-7 На одном из таких самолетов воевал прославленный летчик-ас, трижды Герой Советского Союза
Кожедуб Иван Никтович, в музее имеются его личные вещи
Самый массовый фронтовой истребитель ВОВ -
Як-9, всего было построено 16 769 самолётов
Як-9 И конечно же легендарный
Ил-2. О нем можно писать очень много, но я приведу все лишь пару ссылок: про
Летчика Гаврилова и как работают в
Демянске поисковики с еще одной такой машиной.
Ил-2 Ил-2 Ил-2 Среди самолетов, созданных перед войной, видное место занимал пикирующий бомбардировщик Пе-2, созданный коллективом во главе с В. М. Петляковым. Цельнометаллический моноплан с двумя двигателями М-105Р по 1100л. с. развивал скорость до 540 км/ч, стрелковое вооружение его состояло из пяти пулеметов, бомбовая нагрузка - до 1000 кг. Дальнейшая его модификация - самолет Пе-3 с двигателями ВК-107А мощностью до 1650 л. с. развивал скорость до 657 км/ч. Этот самолет выпускался небольшой серией и использовался в основном как разведчик. Самолет Пе-2 был основным фронтовым бомбардировщиком, применявшимся для решения многих задач. Заводы выпустили около 11500 самолетов Пе-2 и других его вариантов.
Пе-2 В экспозиции представлен один из самолетов поставлявшийся по
лэнд-лизу Кингкобра-Р-63, за помощь спасибо конечно, но своевременность ее оценить не очень получается, поставлять их стали в июле 1944, когда мы уже во всю били врага. При всем уважении к союзникам действительно складывается впечатление, что второй фронт открыли исключительно чтобы успеть к Победе наших войск в Берлине.
После этого зала мы весьма освежились на воздухе при температуре ок -20С. В открытой экспозиции выставлены можно сказать сплошные легенды, жаль конечно что они покрыты сугробами, надо будет выбрать погожий денек и еще раз закатиться.
В окружении истребителей
МиГ-29 и
Су-35 стоит самый гигантский гигант-тяжеловоз в мире вертолет
В-12(Ми-12) Изначально создавался для нужд
РВСН на отдаленных позиционных районах. Но ракетчики как всегда всех обогнали и сделали ракеты меньше и эффективнее, да и вообще начали внедрять новую концепцию мобильных БРК. Надобность в этом сверхгиганте отпала потому как все военные и гражданские потребности покрывались Ми-6 и Ми-8 . Всего было произведено 2 машины, одна экспонируется здесь в Монино, вторая неподалеку в Люберцах на
заводе Миля.
Фото с сайта
http://www.mi-helicopter.ru/ У машины двухэтажная кабина. Экипаж 6 человек. Может перевозить до 196 пассажиров со скоростью 240км/ч на расстояние 1000 км. Потолок 3500 м. Первый полёт: 10 июля 1968 года. 6 августа 1969 - В-12 поднял груз в 44 205 кг на высоту 2 255 м, установив мировой рекорд грузоподъёмности для вертолётов, который не побит до сих пор. На В-12 установлено 7 различных мировых рекордов.
Проект воздушного гиганта представлял собой четырёхдвигательный аппарат по двухвинтовой поперечной схеме. По концам каждой ферменной консоли-крыла находилась винтомоторная гондола с двумя газотурбинными двигателями (ГТД) Д-25ВФ мощностью по 6500 л.с. каждый. Крыло обратного сужения имело небольшое поперечное V. Внутри него проходит трансмиссионный вал, синхронизирующий обороты обоих винтов.
Су-35 под левым крылом Ми-12 стоит словно для демонстрации масштабов. Длина самолета 22,18 м, размах крыла: 14,70 м, высота: 6,43 м. К сожалению проект закрыт, но трудные времена все же удалось преодолеть (будем надеятся) на его базе создан Су-35С, который за исключением технологии стелс вплотную приближен к истребителям пятого поколения.
До 2015 наш будущий президент обещал поставить армии 48 единиц этой новой техники.
Далее пробежались по ракетоносцам и бомбардировщикам
Ту-16 (по кодификации НАТО: Badger - «Барсук») - двухмоторный реактивный дальний бомбардировщик-ракетоносец конструкции КБ Туполева. Выпускался в различных модификациях, включая ракетоносный вариант, самолёт-заправщик, самолет РЭБ и др.
Серийно выпускался с 1953 по 1963 год тремя авиационными заводами. Состоял на вооружении СССР, России и государств СНГ на протяжении около 50 лет. Также состоял на вооружении Египта, Ирака и Индонезии. Производился под названием Xian H-6 в Китайской Народной Республике. За время производства было создано более полутора тысяч самолётов Ту-16. Имеются и несколько модификаций
Ту-22М, те и другие базировались в т.ч. и в
Катунино, про которое я вам никак не расскажу из своей
северной поездки Ту-22М1 Напротив стоят еще пару монстров, которые так и не пошли в серию. Стратегический бомбардировщик-ракетоносец
М-50 ОКБ Мясищева, впервые поднявшийся в небо 1959!! только представьте, году. Принимал участие в воздушном параде в Тушино 9 июля 1961 года и я представляю какое оказал впечатление.
М-50 М-50 Экипаж 2
Длина, м 58,7
Размах крыла с мотогондолами, м 25,1
Высота, м 8,65
Площадь крыла, м² 290,6
Масса пустого, кг 59 600
Максимальная взлётная масса, кг 238 000
Масса топлива, кг 170 000
Силовая установка 4 × ТРДД М16-17
Бесфорсажная тяга, кгс (кН) 4 × 18500 (181,4) н/д
Лётные характеристики
Максимальная скорость, км/ч 1900-2000 1090
Практическая дальность, км 11 000-12 000 3160
Практический потолок, м 15 000-16 000
Длина разбега, м 2800
Длина пробега, м 1200
Боевая нагрузка, кг 30 000
Да, поднимался он неохотно. интересно сколько аэродромов с такой длинной ВПП на тот момент было и сколько надо было бы построить. Но все равно, чтобы там ни было, поражает своими размерами и силуэтом, а так же когда и как был построен.
И еще одна легенда-динозавр Т-4 ("изделие 100") ударно-разведывательный бомбардировщик-ракетоносец ОКБ Сухого. Предназначался для уничтожения авианосных ударных групп противника и ведение стратегической разведки. Название "сотка" самолёт получил также за взлётный вес, около 100 тонн. Иногда его ошибочно называют Су-100.
Согласно легенде, «сотка» создавалась в конкурсе, основная задача которого была в разработке сверхзвукового истребителя авианосцев, а реальная задача - остановить набиравший обороты проект туполевского (Ту-135). В конкурсе участвовали: КБ Сухого (Т-4), КБ Туполева (Ту-135), Яковлева (Як-33 или Як-35), в результате конкурса выиграл Т-4. Самолёт должен был нести две крылатые ракеты Х-45. После 10 полётов проект был закрыт. Единственный экземпляр находится здесь в ЦМ ВВС
Закрытие проекта связывается с несколькими проблемами:
- благодаря конкурсу удалось остановить продвижение туполевского Ту-135. Однако КБ Туполева смогло получить заказ на всережимный самолёт Ту-160 благодаря дальнейшим изменениям технических требований к машине и ссылкам на загруженость КБ Сухого разработкой Т-10, хотя конструкторами Сухого и был представлен новый проект Т-4МС под новые требования.
-ВВС и оборонный отдел ЦК КПСС посчитали проект неперспективным.
-у КБ Сухого не было завода для проведения расширенных государственных испытаний Т-4. Базовый для КБ Тушинский машиностроительный завод такой заказ потянуть не мог, предполагавшийся для этого Казанский авиационный завод Сухому передан не был. Как только стало готовиться постановление о подготовке Казанского авиационного завода к сборке установочной партии Т-4, Туполев, понимая, что он теряет серийный завод, на котором выпускали Ту-22, вышел с инициативным предложением о создании его модификации Ту-22М, для чего, якобы, надо было незначительно перепрофилировать производство. Хотя, в дальнейшем, Ту-22М был разработан как абсолютно новый самолёт, решение о передаче казанского завода Сухому в своё время принято не было.
Да, жаль конечно, что машина не пошла, и Сухой не справился с Туполевым на других фронтах, хотя как знать. Однако же было бы интересно увидеть продолжение в виде отечественной валькирии Т-4МС
(не знаю как вышла такая кривуля, но да пускай повисит)
Кстати одной из причин так называемой бесперспективности проекта послужило и закрытие аналогичной
американской программы в связи с гибелью одного из самолетов, ну и про финансы не стоит забывать, а так же не забываем про реальную целесообразность с учетом успехов в развитии истребителей-перехватчиков.
пара кропов с мордашкой этого лохнесского, т.е. тушинского крылатого дракона или динозавтра
Таким образом мы добрались до следующего ангара "№8 Уникальные летательные аппараты". Тут я всеже начну сдерживать свой творческий порыв поэтом кратенько и не о всех.
Илья Муромец (С-22) Императорского военно-воздушного флота России
АНТ-2 - первый советский цельнометаллический самолёт, покрытый гофрированной обшивкой из
кольчугалюминия. Данный материал отдельная тема, приглянулся еще и тем, что родом из города Кольчугино с коим связаны мои детские и дачные эпизоды.
АНТ-25 или РД(Рекорд Дальности) название само говорит за себя. В сентябре 1934 года - рекордный по дальности и продолжительности полёт по кольцевому маршруту - 12411 км за 75 часов (командир экипажа - М. М. Громов). В июле 1936 года на АНТ-25 был совершён первый беспосадочный перелёт из Москвы на Дальний Восток протяжённостью 9375 км (командир экипажа - В. П. Чкалов). А в июне-июле 1937 года два самолёта, АНТ-25 и АНТ-25-1 совершили один за другим полёты по маршругу Москва - Северный полюс - Соединённые Штаты Америки (командиры экипажей - В. П. Чкалов, М. М. Громов) Рузвельт к тому времени хоть и слабо держался на ногах, тем не менее попросил поднять его, чтобы поприветствовать наших летчиков стоя.
Сани деда Мороза
Север-2 модифицированный безлыжный вариант были отреставрированы в 2011, экспозиция скажем так мобильная, и частенько переезжает с места на место, поэтому лыжи никак не навострят, пока все же на колесах.
Далее отдельная пестня, не хочу никого обидеть, но по-моему аффтар перечитал слишком много приключений Незнайки, по крайней мере эти летающие создания сошли словно со страниц произведений Николая Носова,
отметим высокий полет фантазии изобретателей и мужество вполне себе реальных испытателей сих дискокрылых машин.
Дископлан конструкции М.В. Суханова был построен в Новосибирске в 1950, видимо только к 1957 году мастера спорта В.В.Иванова удалось уговорить произвести его летные испытания, которые он производил с 13 по 22 августа. Дальнейшая судьба у меня в голове не отложилась, при следующем визите обязательно уточню.
Наверное в связи с тем, что я фанат всего ракетного меня поразил наш первый реактивный самолет
БИ-1 с ракетным соответственно двигателем.
Среди прочих в испытания принимал участие Герой Советского союза
Григорий Яковлевич Бахчиванджи, который погиб 27 марта 1943 года во время очередного испытательного полёта. Задание лётчику на его последний полёт предусматривало доведение скорости горизонтального полёта до 800 км/ч на высоте 2000 метров. По наблюдению с земли полёт, вплоть до конца работы двигателя на 78-й секунде, протекал нормально. После окончания работы двигателя истребитель, находящийся в горизонтальном полёте, на скорости свыше 900 км/ч, плавно вошёл в пике и под углом 50º ударился о землю. В ходе продувок БИ в новой аэродинамической трубе ЦАГИ, позволявшей имитировать соответствующие скорости, была отмечена склонность самолёта к переходу в пикирование на скоростях выше 800 км/ч. Дальнейшее накопление опыта эксплуатации реактивных самолётов показало, что затягивание в пике на таких скоростях характерно для самолётов с прямым крылом обычного профиля. Точная скорость полёта, достигнутая БИ в этом полёте, неизвестна из-за катастрофического разрушения измерительных приборов, но она оценивается в 800-1000 км/ч.
среди прочих экспонатов здесь есть и космические челноки и турболеты и много еще чего, так что велкам, мы же продолжили на морозе.
Ми-6ПЖ
Во второй половине 1950-х годов в СССР были приняты на вооружение мобильные ракетные комплексы «Луна», для их переброски потребовался вертолёт большей грузоподъемности. МИ-6 - первый в мире вертолет серийного производства, оснащенный двумя турбовинтовыми двигателями со свободной турбиной. Его компоновочная схема признана классической. Вертолёт Ми-6 - самый грузоподъемный по тем временам. Первый полёт состоялся 5 июня 1957 года. Строился с 1959 года на Ростовском вертолётном заводе крупной серией как в военном, так и в гражданском вариантах. На этом вертолёте устанавливали разные рекорды по скорости и грузоподъемности.
И один из гигантов -
Ми-26 (изделие «90») (по кодификации НАТО: Halo - англ. «Ореол», «Гало») - советский многоцелевой транспортный вертолёт, крупнейший в мире серийный транспортный вертолёт. Разработчик - ОКБ Миля. Первый полёт 14 декабря 1977. Серийно производится Ростовским вертолётным заводом. Всего на 2011 изготовлено 310 машин (по данным реестра воздушных судов), выпуск продолжается. Вертолёт Ми-26 за его габариты прозвали «Летающей коровой». Грузоподъёмность - до 20 тонн полезной нагрузки. Вертолёт может быть использован для задач как военного, так и гражданского характера, а также для проведения поисково-спасательных операций. Цена по данным на октябрь 2011 г. составляет порядка 1 млрд. руб. На сегодняшний день Ми-26 является самым крупным транспортным вертолётом в мире, производящимся серийно.
Ан-12 (по кодификации НАТО: Cub - «Детёныш») - транспортный самолёт для грузовых перевозок.
Ан-22 «Антей» (по кодификации НАТО: Cock - «Петух») - транспортный турбовинтовой самолёт. Выполнил первый полёт в 1965 году, серийно произведено 68 экземпляров, включая два для прочностных испытаний. Использовался в ВВС СССР, затем постепенно заменялся более крупным реактивным Ан-124 «Руслан». За ним прячется Вертикально взлетающая амфибия
ВВА-14 по правую сторону спят гражданский
Ан-24 и
Ан-10, а по левую военный транспортник
Ан-8 Экспериментальный
Як-36 прототип первого отечественного самолёта вертикального взлёта и посадки послужил для пуска в серию своего приемника
Як-38, который стоит правее.
Этот долго не мог идентифицировать потом наконец дошло, что один из последних СВВП -
Як-141. В том году все Яки (овцы и быки) были отреставрированы при помощи ОКБ Яковлева..
Микояна и Гуревича так же представляют их детища.
МиГ-25 и
МиГ-23 Среди них затесалось земноводное
Бе-12. Машина предназначалась для замены Бе-6. На самолёте-амфибия установлен комплект целевого оборудования, позволяющего вести поиск и борьбу с подводными лодками противника.За время эксплуатации на самолетах Бе-12 установлено 72 мировых рекорда.
В 6-ом секторе музея ВВС среди яков и вышеобозначенных монстров стоит стратегический бомбардировщик
3М так же с нелегкой судьбой.
Среди пассажирских можно выделить
Ту-144 № 77106 разработанный КБ Туполева в 1960-е годы. Ту-144 первый в мире сверхзвуковой авиалайнер, которые когда-либо использовались авиакомпаниями для коммерческих перевозок.
Рядом со сверхзвуковым авиалайнером, стоит штурмовик Су-25, таких "грачей" полно в
Липецком авиацентре.
В музее так же представлена другая техника и летательные аппараты, среди прочего
Космический лапоть
МиГ 105.11 прототип Бурана, созданный в рамках программы
"Спираль" еще 1976 году.
Разведчик-беспилотник
Ту-141. Эти "Стрижи" производились в Харькове, стояли на вооружении с 1979 по 1989, преимущественно на западных границах.Оснащался средствами фото- и инфракрасной разведки. Скорость БПЛА -1000 км/ч, дальность полёта: 1000 км, практический потолок: 6000 м, садился с помощью парашюта в хвостовом отсеке.
Тем кто планирует посетить нашу братскую столицу Киев так же рекомендую похожий музей -
государственный музей авиации Жуляны навещали его в 2008, благодаря нашему
Другу123 PS Спасибо
прессклубу за колеса и кампанию, музейным работникам за увлекательный экскурс и чай с плюшками, после холода на улице он был как нельзя кстати.
PPS При посещении обратите внимание на
режим работы.
Полный отчет о деятельности музея в 2011 году -
здесь Для кого фотки слишком большие смотрят в
альбоме в удобном для себя размере.