Четвертый Государственный центр подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний.

Feb 05, 2012 20:11






История и современность Центра сформулированы в девизе: «Учить воевать самолёты, пилотов учить побеждать!»



Самый ранний из найденных документов на авиационную тему, относящихся к липецкому краю, датируется 27 июня 1908 года. В этот день в Липецке был организован сбор пожертвований Императорскому Всероссийскому Аэроклубу на приобретение и постройку воздушных шаров, управляемых воздушных кораблей, аэропланов и других летательных аппаратов. По-настоящему отсчет истории военной авиации Липецка начался 4 ноября 1918 года. В этот день на городском ипподроме приземлился первый боевой самолет из эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец», Рождение Липецкого авиагарнизона связано со 2-й Высшей школой красных военлетов, которую в конце февраля 1923 года перевели из Москвы. В связи со значительным увеличением числа военнослужащих, а штат школы состоял из 792 человек, в мае приказом командующего войсками Московского военного округа было объявлено о создании Липецкого гарнизона.



Самой таинственной страницей в авиационной истории города долгие годы оставалось пребывание в нем с 1925 по 1933 годы немецкой авиационной школы, реорганизованный позже в летно-испытательную станцию «Вифупаль». Посредничество между германской стороной и управлением ВВС РККА осуществлялось аппаратом особого представительства, оформленного как штаб 4-го не отдельного авиаотряда, именовавшегося в секретных документах «часть А5».
В Липецке немцы провели испытания около трех десятков различных типов самолетов, в том числе гидропланов на реке Воронеж, а также новых образцов авиационного оборудования и вооружения. Одновременно велась подготовка летных кадров.
С этой школой связано множество легенд, наиболее распространенными из которых являются две. Первая о том, что в годы войны город не подвергался вражеским бомбардировкам, и вторая - об обучении здесь Германа Геринга, будущего командующего фашистским Люфтваффе. Но ни одна из них не нашла подтверждения при тщательном изучении исторических документов ни в России, ни в Германии.



Во время Великой Отечественной войны липецкий край стал местом базирования различных авиационных частей и соединений. Самолеты, взлетавшие с основных и полевых аэродромов у населенных пунктов Волово, Воронец, Грязи, Данков, Добринка, Елец, Лебедянь, Липецк, Ратчино, Талицкий Чамлык, Усмань, Чернава, наносили сокрушительные удары по врагу. Особую доблесть проявили соколы 2-й воздушной армии, 3-го бомбардировочного авиационного корпуса, 9-го и 10-го гвардейских бомбардировочных полков авиации дальнего действия.
Центр боевого применения ВВС (первоначальное наименование) сформирован 19 апреля 1953года в г. Тамбове. С 1954 года размещался в г. Воронеже. В 1960 году соединение перебазировалось в г. Липецк и преобразовано в Центр боевого применения и переучивания лётного состава ВВС. В 2010 году присвоено наименование - Четвертый Государственный ордена Ленина Краснознамённый центр подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Министерства обороны Российской Федерации имени В.П. Чкалова. В этом же году в его состав вошли авиационные соединения дальней, транспортной и армейской авиации и беспилотных летательных аппаратов, а в 2009 году- Центр показа авиационной техники имени И.П.Кожедуба (Кубинка).



После 6-ти дневной войны египтяне в очередной раз попросили нас помочь. В 1970 из Липецкого авиацентра на юг отправили авиаотряд из 6 летчиков и 4 машин Миг-25 для ведения воздушной и радиолокационной разведки. Музей войсковой части 62632 находится по адресу 398000, г.Липецк, в/ч 63632 (почтовый индекс 398000). Связаться с сотрудниками можно по следующим телефонам: Экскурсовод 34-56-14. Собственно с него мы начали.



Отдельно стоит упомянуть об бывшем командующем центра Осканове Суламбеке Сусаркуловиче. Который де-факто является первым Героем России. У него много заслуг перед Родиной и последней из них стало предотвращение гибели людей при выполнении им испытательного полета. Ценой своей жизни он увел самолет от населенного пункта Козельки, не успев катапультироваться. В штабе установлен мемориал в его честь. Узнав исторические подробности авишколы и центра мы отправились к полетам и собственно боевому применению.. на тренажерах. По простоте душевной я предполагал, что тренажер это точная копия всех узлов. Однако, чтобы оптимизировать процесс обучения функционал обучающих машин разграничен. На одних выполняются элементы пилотирования, на других обучают боевому применению различных средств техники, а на третих просто, если конечно так вообще можно выразиться, проходят уроки по закреплению навыков использования элементов управления, коих такое количество, что по началу можно голову сломать.



На тренажере СТЗ-27 пилоты проходят курс дозаправки в воздухе в различных метеоусловиях.Стоит отметить, что в глазах не двоится, просто картинка стерео, и для полетов нужно использовать специальные очки.





Траектория полета записывается. Будучи впервые за штурвалом крылатой птицы было ощущение очень пьяного водителя. Максимум, что удалось сделать это попасть в заправочный конус и то под чутким руководством инструктора. Кабина у тренажера одноместная, собственно больше и не надо, сделана на базе Су-24.



Потом на этой же сушке, но уже более приближенной к реальности, с местом штурмана, погоняли по местным виртуальным воздушным просторам. Летать нормально, но вот садиться.. так и не получилось, в лучшем случае вышел на полосу.



В других аудиториях проходили тренировку на процедурном тренажере экипажа многофункционального авиационного комплекса Миг-29СМТ Су-34 (ПТЭ-34), который был введен в эксплуатацию в мае. Новый тренажер предназначен для отработки не только дозаправки, но и всего комплекса задач, которые должен уметь выполнять экипаж самолета «Су-34» - от взлета до посадки: ведение радиоэлектронной разведки, применение авиационных средств поражения в условиях активного радиоэлектронного противодействия и так далее…







а потом учились поражать наземные и воздушные сили разными типами вооружения на специализированном комплексе производства ЗАО "Курск-Симбирск". Комплекс не много не мало, но денег своих наверное стоит, очень быстро схватываешь что к чему и со второго захода поразил все цели.





но и разные неурядицы тоже бывали



Далее по плану мероприятий у нас случился оооочень вкусный обед, правда свернулись с него мы как по тревоге и весьма стремительно направились на летное поле Липецк-2, где уже во всю проходили учебные полеты. Так что далее сплошной споттинг в хронологическом порядке с короткими пояснениями.
Итак, первым делом мы увидели выходящий по рулежке на взлетно-посадочную полосу Су-34 с борт. номером 07 красный.





Сразу же за ним показался борт 05 красный



Новое черное боевое оперение, т.е. окраска, такими эти птички стали в 2011. Это не значит, что их просто перекрасили, такими они стали после модернизации в 2010.
На данный момент известно о следующих усовершенствованиях:
  • Новые виды ракет "воздух-воздух" и "воздух-поверхность".
  • Модернизированные высокотемпературные турбореактивные двухконтурные двигатели АЛ-31Ф-М1.
  • Самолёт оборудован обновлённой станцией предупреждения об облучении Л-150 (СПО).
  • Вспомогательная газотурбинная силовая установка ТА14-130-35, которая позволит производить запуск двигателей Су-34 на земле без применения наземного оборудования. По предварительной оценке, такая установка позволит повысить автономность применения фронтовых бомбардировщиков и расширить список аэродромов их базирования. Как ожидается, все Су-34, выпускаемые с 2011 года будут оснащаться вспомогательной газотурбинной силовой установкой ТА14-130-35.

А так же это значит, что их наконец начали потихоньку поставлять, На 2011 всего изготовлено 22 боевые машины, включая прототипы. Планы на их счет поистине наполеоновские - их количество в ВВС планируется довести до 120. На 2012 запланировано получение еще 12 самолетов, а к 2015 довести цифру до 70!. Стоимость одной машинки - 1 млрд. рублей.



По имеющимися данным эти борты (02, 04-09) относятся к 968му ИИСАП (исследовательско-инструкторскому смешанному авиаполку) базирующемся здесь в Липецке-2. (По другим данным 05 красный из соседнего воронежского "Балтимора")
Первые Су-34 поступили сюда в августе 2007 году, долетев из Новосибирского завода под управлением пилотов ахтубинского ГЛИЦ (государственный летно-испытательный центр) своим ходом. В 2008 Су-34 участвовали в Параде Победы 9 мая в Москве, пилотировал машину сам начальник центра Харчевский А.Н. В этом же году этот самолет впервые принят на боевое дежурство.



Как только они уходят в небо, на землю садится один из соколов. Су-30 борт. номер RF-9222 или 69 Красный. Самолет внешне схож с Су-27, собственно является его глубокой модернизацией. ВВС РФ насчитывает всего 9 бортов данных крылатых машин, до 2020 численность планируется довести до 40 самолетов СУ-30СМ.



За ним приземляется еще один образец ОКБ Сухого Су-24МР борт.номер RF-92250, 52 красный. На вооружении стоит 566 машин данного типа. Принят в 1975 году, производство прекращено в 1993. Всего произведено около 1400 машин. Достаточно сложен в пилотировании, тем не менее является основным фронтовым бомбардировщиком, именно их должны заменить новые 34ые сушки.
В небе тем временем так же тесно как и раньше.





Один из 24ых Миг-31 отрабатывает дозаправку из танкера Ил-78 в реальных условиях прямо над нами. Воздушная заправка создана на базе тяжелого транспортника Ил-76. Принят на вооружение в 1987 и в настоящее время это единственный специализированный тип самолётов-топливозаправщиков. Эта машина пришла сюда на работу из рязанского Дягилево,203-й ОГАП СЗ (отдельный гвардейский авиаполк самолётов-заправщиков).
Практически одновременно 10й красный Су-34, по словам нашего сопровождающего, пилотируемый самим руководителем Липецкого авиацентра Харчевским Александром Николаевичем, исполнял фигуры высшего пилотажа.



Немного хотелось отметить о Соколах России. Пилотажная группа была образована по инициативе начальника Липецкого авиацентра генерал-майора Александра Харчевского в 2001 году для совершенствования тактики групповых полетов самолетов фронтовой авиации и демонстрации маневренных возможностей истребителей. В ее первый состав вошли: подполковник Василий Пинчук, майор Юрий Сушков, майор Александр Гостев и майор Юрий Спрядышев.



Название пилотажной группы «Соколы России» официально прозвучало в июне 2004 года в ходе воздушного показа в Нижнем Новгороде, посвященного 100-летию со дня рождения Валерия Павловича Чкалова. В последствии липецкие ассы демонстрировали своё мастерство в небе Норвегии, Казахстана, Киргизии, республики Беларусь. В сентябре 2006года летчики группы на самолетах Су-27, вместе с пилотами эскадрильи «Нормандия-Неман» на самолетах Мираж-2000, пролетели над Парижем в честь открытия Президентами России и Франции памятника пилотам и техникам эскадрильи «Нормандия-Неман»- участникам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
В активе пилотажной группы так же воздушные показы в городах: Хабаровск, Ейск, Тамбов, Екатеринбург, Пермь, Североморск, Махачкала, Самара, Волгоград, Воронеж, Елец, Краснодарском крае.



Это единственная пилотажная группа, которая на боевых самолётах Су - 27 показывает тактические приёмы ближнего воздушного боя пара на пару на малых высотах и ограниченном пространстве с применением оборонительно-наступательных тактических приемов. Сложность и необычность этого показа заключается в том, что воздушный бой, происходящий в реальных условиях на больших высотах и расстояниях, демонстрируется для зрелищности на высотах от 200 до 2000 метров непосредственно над аэродромом показа. Кроме воздушного боя «Соколы России» демонстрируют одиночный пилотаж , а также в полётных порядках «ромб» и шести самолетов комплекс фигур высшего пилотажа (петля Нестерова, ракушка, вираж, роспуск и т.д.) на минимальных интервалах и дистанциях



Летчики участвовали в воздушных составляющих парадов Победы над Поклонной горой в 1995 году и над Красной площадью города Москвы в 2008, 2009 и 2010 годах, во время которых летели на малой высоте в составе «тактического крыла» и сопровождали самолеты дальней, военно-транспортной и специальной авиации.



Демонстрационные полёты это одна из составляющих боевой подготовки «Соколов России». Основная работа- это изучение боевых возможностей самолётов с применением всех видов управляемого и неуправляемого оружия, что успешно демонстрировалось во время учений на территории России и стран СНГ таких как «Щит Союза - 2006», «Центр- 2008» и «Центр-2010», «Запад - 2009» и «Восток-2010». В 2011годы пилоты входящие в состав группы были участниками учений на горном полигоне «Нальчик», где успешно выполнили поставленную задачу в сложных условиях высокогорья. С 2003 года летчики «Соколов России» активно осваивают новые и модернизированные самолеты фронтовой авиации Су-30, Су-27СМ, Су-27СМ3, Су-34, с последующим обучением на них летчиков строевых частей ВВС России



Пилоты группы "Соколы России" на 01.01.2012:
  • генерал - майор Харчевский Александр Николаевич - начальник авиацентра. Заслуженный военный лётчик России, кандидат военных наук. Имеет классную квалификацию «лётчик - снайпер». Награждён орденами «За заслуги перед Отечеством четвёртой степени», « Красной звезды», « За службу Родине третьей степени», «За военные заслуги», именным оружием и медалями в том числе золотой французской медалью «За военные заслуги» и знаком офицера национального ордена Франции «За заслуги». Родился 9 мая 1950 года. В 1972 году окончил Харьковское высшее авиационное училище лётчиков. В 1986 году окончил Военно - воздушную академию им. Ю.А. Гагарина. За время службы освоил самолёты Л-29, МиГ-15, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-29, Су-27, Су-30, Су-34. Летал на боевых самолётах зарубежного производства F-15 и Мираж-2000. Общий налёт на данных типах самолётов составляет 3650 часов.
  • полковник Гостев Александр Иванович - начальник исследовательского отдела. Имеет классную квалификацию «лётчик - снайпер».
    Награждён орденом Мужества, медалью Нестерова, и медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» второй степени.
    Родился 13 июня 1964 года. В 1985 году окончил Качинское высшее военное авиационное училище лётчиков. В 2007 году окончил Военно - воздушную академию им. Ю.А. Гагарина. За время службы освоил самолёты Л-29, МиГ-21, МиГ-29, Су-27, Су-30. Общий налёт на данных типах самолётов составляет 2250 часов.
  • подполковник Спрядышев Юрий Ильич - старший инструктор - лётчик исследователь. Заслуженный военный лётчик России. Имеет классную квалификацию «лётчик - снайпер». Награждён медалями Нестерова и «За боевые заслуги»
    Родился 13 августа 1962 года. В 1983 году окончил Качинское высшее военное авиационное училище лётчиков.
    За время службы освоил самолёты Л-29, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-29, Су-27, Су-30. Общий налёт на данных типах самолётов составляет 2420 часов.
  • подполковник Сорокин Андрей Владимирович - заместитель командира авиагруппы. Имеет классную квалификацию «лётчик-снайпер».
    Награждён орденом «За военные заслуги» и медалью Нестерова.
    Родился 23 апреля 1969 года. В 1990 году окончил Харьковское высшее военное авиационное училище лётчиков.
    За время службы освоил самолёты Л-39, МиГ-21, МиГ-29, Су-27, Су-30. Общий налёт на данных типах самолётов составляет 1600 часов.
  • майор Мусатов Максим Геннадьевич - командир авиационного звена. Имеет классную квалификацию «лётчик 1 класса».
    Награждён медалью Нестерова. Родился 28 декабря 1979 года. В 2002 году окончил Краснодарский военный авиационный институт.
    За время службы освоил самолёты Л-39, МиГ-29, Су-27, Су-30. Общий налёт на данных типах самолётов составляет 980 часов.
  • капитан Половко Денис Николаевич - штурман-летчик. Имеет классную квалификацию «летчик 1 класса».
    Родился 7 декабря 1981 года. В 2004 году окончил Краснодарский военный авиационный институт.
    За время службы освоил самолеты Л-39, МиГ-29, Су-27 и Су-30. Общий налет на данных типах самолетов составляет 780 часов.



На земле летчикам помогают наземные службы





На рулежке тем временем трафик не уменьшается, как только садится 02 красный



8й красный спешит занять его место в воздухе





его со всех сторон обступает пара разномастных штурмгевер-грачей Су-25



Су-25СМ - Модернизированный боевой одноместный штурмовик. Обновлена авионика, добавлен ИЛС и МФД. RF-92255 87 красный



Всего флот ВВС РФ составляет 381 машину разных модификаций. Они останутся на вооружении как минимум до 2020. Первый самолет поднялся в воздух в 1975, приняты в 1981.
Успешно принимали участие в войне Афгане, где и получили прозвище "Грач". Один из таких самолетов пилотировал многоизвестный А.Руцкой. Помимо Афгана, участвовали и во многих других боевых действиях. Эти самолеты эксплуатируются в 21 стране мира, в РФ - основной штурмовик ВВС РФ и авиации ВМФ.



Су-25УБ, как видим из индекса учебно-боевой, двухместный вариант штурмовика. RF-92274, 78 красный



Перед диспетчерским пунктом стоял самый массовый вертолет в мире Ми-8, борт 01 синий, набравшись храбрости и переполнившись наглости мы захотели покататься, однако на подходе он включил двигатели, развернулся к нам задом и укатил на взлетку







Долго не расстраиваясь, мы воспользовались небольшой паузой и изменили точку съемки.





RF-92249 47 красный выходил на свой вылет



За ним пошли 29ые Миги RF-92265 34 красный и RF-92262 29 красный



Миг-29 самый массовый истребитель, произведено 1600 экземпляров. Однако на вооружении ВВС и авиации флота в данный момент состоит около 300 единиц, еще столько же в резерве



Пока выходили Миги, уже приземлился и вырулил транспортник Ан-26 RF-92949 58 красный



Через час-другой выполнив свое задание он полетел дальше



Хотелось еще немного вернуться к Миг-29, не знаю чем это обусловлено, но коптят они похлеще камазов, особенно на взлете и посадке.







и так прошел целый день взлеты-посадки,









пилотаж



проходы





и дозаправки



Особое удовольствие лицезреть и ухослышать форсаж сушек. Форсажный режим работы воздушно-реактивного двигателя реализуется с помощью дополнительной (форсажной) камеры сгорания (далее ФКС). При включении форсажа производится сжигание в ФКС дополнительного горючего, при этом происходит интенсивный подогрев рабочего тела, что, в свою очередь, приводит к увеличению его скорости истечения из сопла и росту тяги двигателя.



При работе двигателя на форсаже за реактивным соплом возникает видимая струя раскалённых газов, имеющая характерную полосатую окраску. При неполном сгорании керосина (из-за недостатка кислорода) струя будет иметь красный цвет с жёлтыми вертикальными кольцами. Если горение хорошо оптимизировано, то цвет пламени будет синий. Давление на срезе сопла значительно превышает давление окружающей среды, и по мере удаления от сопла давление уменьшается, а скорость истекающих газов возрастает. При этом поперечное сечение струи увеличивается и давление в наибольшем сечении становится менее атмосферного. После этого струя снова начинает сужаться, с увеличением давления. Такая цикличность приводит к тому, что свехзвуковая струя выходящих газов периодически (циклично) становится дозвуковой, с возникновением скачков уплотнения - это как раз и есть видимые светлые кольца пламени. Из-за несовершенства топливной аппаратуры некоторых двигателей иногда наблюдается интересный эффект - на одном и том же самолёте у одного двигателя на форсаже выхлоп синий, у второго - красный или жёлтый.



Температура газов за основной камерой сгорания лимитируется, в основном, жаростойкостью и жаропрочностью лопаток турбины. Установка за турбиной дополнительной камеры сгорания позволяет обойти это ограничение. Основным недостатком такого решения является резкое падение экономичности двигательной установки. В силу означенных выше причин, переход на форсажный режим работы двигателя производится лишь в случае необходимости энергичного разгона летательного аппарата (взлёт, набор высоты с целью занятия выгодной позиции для атаки, экстренный выход из боя, преодоление зоны действия ПВО противника и т. д



Несколько карточек со стоянки. Сегодня здесь собралась практически треть всего флота Су-34 на данный момент.



А так же их старшие собратья и Миги



Уже знакомый 69 красный Су-30 в очередной раз в этот день готовится выйти в небо.



Его соколиный собрат Су-27С, 10 красный.



Су-27С (Flanker-B) - одноместный истребитель-перехватчик ВВС, основная модификация самолёта, производимая серийно. Оснащён двигателями АЛ-31Ф.



Су-25 RF-92261 86 красный



Су-34 08 красный





Но все подходит к концу и наш визит тоже. Полузамерзшие, но счастливые мы выдвигаемся назад, а экипажи и их боевые машины продолжают нести службу.





Всего за поездку затвором отработано 2096 раз. Около 200 карточек в той или иной степени обработки можно посмотреть в альбоме.
Рад был новым знакомствам с fotoejjiki vovanko an-84 gold-mun и отдельный респект нашему неутомимому пилоту vitaly
Визит осуществлен благодаря пресс-клубу МО, за что ему отдельное спасибо и пожелание побольше приглашений (меня:)) на такие интересные и захватывающие мероприятия.
А так же отдельный респект моему другу
Мише за предоставленную возможность побывать там.

Ну и как водится пара видеосюжетов про Липецкий авиацентр и пилотажную группу "Соколы России"

и как меня унесло ветром от Су-24

PS если где ошибся с наименованиями сильно не пинайте, а поправьте, пока всех тонкостей не уловил, это первое мое знакомство с ВВС.

не забудь оформить подписку

авиация, пресс-тур, фото, ВВС

Previous post Next post
Up