Постиндустриализм и развитие досуговых форм хозяйствования

Feb 19, 2020 11:16

Коренное отличие постиндустриализма от предыдущий цивилизационных укладов заключается в том, что на первое место выходит производство идей и смыслов, а не обычное трудоёмкое производство материальных благ. А творчество и обычный труд -это в корне различные процессы, ибо творчество в значительной мере стохастично, случайно и не привязано напрямую к затрачиваемым усилиям и времени; ведь скажем, совершенно невозможно рассчитать, сколько именно человекочасов нужно затратить на создание новой теории или очередное научное открытие. Более того, продуктивное творчество так же невозможно без относительно свободного времени, без досуга, когда мозг человека не занят непосредственно поставленными задачами, а обрабатывает информацию на глубинном, подсознательном уровне. Всякий, кто сталкивался с необходимостью «чего-нибудь эдакое выдумать» подтвердит тот факт, что стоящие мысли чаще рождаются не в момент интеллектуального натиска, а после периода занятости совсем иными вопросами, после того, как мозгу дан определенный тайм-аут.
Эти особенности продуктивной творческой деятельности наряду с невероятным прежде ростом производительности труда на практике означают то, что в постиндустриальном обществе высвобождается значительное количество времени, которое прежде уходило на производственный труд. Эта новая реальность, столкнувшись со старыми порядками и привычными общественными структурами, заточенными на взаимоотношения главным образом классического труда и классического капитала приводит к глубочайшему кризису, в ходе которого имеется с одной стороны нарастающая армия безработных или, что чаще, паразитически занятых (то есть тех, кто занят лишь для того, чтобы чем-то заниматься, чтобы можно было за это платить - хотя само их занятие не только не приносит особой пользы, но часто откровенно вредит обществу), а с другой - эффективность тех, кто обеспечивает основу современного общественного производства крайне низка из-за интеллектуального переутомления и идейного застоя, обусловленного замкнутостью профессиональных каст, занятых той или иной деятельностью. Понятное дело, что такая ситуация не радует. А ко всему прочему данная мрачноватая картина дополняется еще и нерациональным использованием природных ресурсов, которые мы просто проматываем с катастрофической скоростью.
Совершенно очевидным выходом видится вовлечение в продуктивное творчество все большего количества людей при одновременном сокращении времени, которое будет затрачиваться каждым на непосредственную работу в офисе, лаборатории, конструкторском бюро или творческой студии. У нас есть прямая необходимость увеличения доли досуга в общем объеме индивидуального времени каждого члена общества. Однако, досуг сам по себе двойственен, ибо будучи неверно использован, способен скорее приносить вред, нежели пользу.
Конечно, важнейшим направлением использования досуга в постиндустриальном укладе является самообразование и получение новой информации.
Однако есть и еще один аспект.
Учитывая конечность невозобновляемых природных ресурсов, наиболее рациональным следует считать использование высвобождающегося досуга для продуктивной деятельности с минимальных использование этих самых невозобновляемых ресурсов. И такая форма досуга должна получать всестороннюю общественную поддержку: как с организационной, так и информационно-идеологической точек зрения.
Речь может идти, в частности, об нетоварных формах индивидуального или клубного природосообразного земледелия и животноводства (рекреационной направленности), малоресурсном дизайне и строительстве, лесном хозяйстве, ремеслах и так далее. Важно при этом, чтобы данная деятельность была направлена прежде всего на рациональное с экологической точки зрения ресурсопользования.
Кроме этого они должна ТЕХНОЛОГИЧЕСКИ РАЗВИВАТЬСЯ, то есть нужно направлять научно-конструкторскую мысль на то, чтобы подобные формы СТАНОВИЛИСЬ ЭФФЕКТИВНЫМИ, а не оставались архаичным мазохизмом.
Данное направление важно не только с целью природосбережения и экономии невозобновляемых природных ресурсов, но и для повышения уровня продовольственной и товарной безопасности в случаи ведения современных войн ( в том числе в виде торгово-экономических санкций и блокад, актов саботажа и террористической деятельности на значимых народно-хозяйственных объектах и всего того арсенала, действенность которого подпитывается среди прочего высочайшим уровнем инфраструктурной концентрации, доставшейся нам в наследие от индустриального прошлого).


постиндустриализм, общество, цивилизация

Previous post Next post
Up