_Copy-Paste за 15 миллионов? Нормально, если ты «свой»

Oct 20, 2015 19:06



Вновь открывшиеся обстоятельства, связанные с недавно презентованным брендом Новой Москвы, созданном в коммуникационном агентстве Тины Канделаки «Апостол», заставляют опять вернуться к теме, мимо которой мне сложно пройти молча.

Как человек, профессионально занимающийся дизайном уже много лет, творение Тины и её команды я сразу воспринял крайне негативно. И даже одним из первых опубликовал свои впечатления от увиденного. И поводом для этого послужила вовсе не сумма контракта, которая составила 15 миллионов рублей. Хотя, следует признать, что для российского рынка дизайнерских услуг эта сумма не так уж мала. Однако любые рассуждения злопыхателей о деньгах в творческих заказах, легко затыкаются, при условии наличия достойного результата этих работ. И если, согласно известной поговорке, о вкусах спорить бесполезно, в силу отсутствия объективных параметров; то касаемо вопроса КАЧЕСТВА работы в профессиональной среде есть целая масса таких критериев, позволяющих вести критику в конструктивном ключе.

Цена, в данном случае, по большей степени является просто показателем крутизны, известности и востребованности студии и может исчисляться, как миллионами долларов, так и чашкой кофе. Скажем, логотип Nike (знаменитая «сопля») был нарисован простой студенткой Портлендского университета, которая получила за свою работу 30 (тридцать) долларов. Однако следует признать, что данное утверждение является справедливым лишь отчасти - если речь идёт о честной конкуренции. Если же мы говорим о коррупционной схеме, то размер гонорара здесь будет являться показателем не крутизны и востребованности, а лишь аппетитов и наглости её участников.

Вообще, создание бренда не такой уж сложный и мучительный процесс, как это может казаться простому обывателю. Для профессионалов подобная работа всегда интересна тем, что она позволяет, что называется, «размять мозг». В дизайнерских бюро, как правило, такие заказы начинают с «мозгового штурма» - десятку дизайнеров (каждому индивидуально) ставится задача придумать идею логотипа, и на эту работу отводится, скажем, пара часов, по истечении которых на столе у руководителя оказывается два-три десятка эскизов. Из них выбираются лучшие идеи и представляются заказчику. Затем утверждённая идея идёт в детальную разработку - отрисовка, создание брендбука, подготовка презентационных материалов и т.д. Это уже можно назвать техническим этапом. И здесь уже есть свои правила и профессиональные законы жанра. А также профессиональные табу, одним из которых является категорическая неприемлемость использования в серьёзной статусной работе (а по хорошему в любой работе) чужих (краденых / ранее опубликованных) изображений, а также изображений (фотографий / рисунков / паттернов / зачастую - шрифтов) находящихся в свободном доступе (в бесплатных или платных графических базах); словом, любого графического материала, созданного вне пределов студии, занимающейся разработкой бренда.

* * *

Агентство «Апостол» предоставило своему заказчику в начале года три предварительных варианта идеи, из которых был выбран один.
Недавно опубликованный материал, который был представлен в качестве итоговой презентации выполненной работы, выглядит, мягко говоря, подготовленным не профессионально, что называется «на коленке» и на скорую руку, о чём я и писал ранее. Срыв сроков выполнения контракта (просрочка составила полгода) на фоне представленного визуального ряда - лишнее подтверждение тому, что на производство этой работы в агентстве «Апостол» попросту забили, а её результат является непрофессиональной отмазкой, околотворческим выкидышем. Потому и встал в медийном пространстве вопрос о приемлемости цены данного контракта, поскольку халтура очевидна даже непрофессиональному большинству. Но сейчас публично вскрываются детали, прямо скажем, позорные для любого дизайнера вообще и, уж тем более, втройне позорные для агентства, позиционирующего себя, в качестве высокопрофессионального.

А именно выяснилось, что для подготовки брендбука агентство «Апостол» использовало графический шаблон, доступный для бесплатного скачивания на сайте craftsmanspace.com:



(фото с сайта tjournal.ru)

Это, ребята, не просто конфуз. Это признание профнепригодности.
Несмотря на всю очевидность плагиата, агентство «Апостол» поспешило опровергнуть обвинения в свой адрес и понесло смехотворную ахению:

«В природе этот узор формируется органически, а для его искусственного воспроизведения используются алгоритмы, математически воспроизводящие этот способ разбиения пространства. Вручную правильно изобразить такой узор практически невозможно, а главное - нецелесообразно: при отклонении от правильной сетки теряется узнаваемость узора. В этой связи для генерирования узора Вороного наши дизайнеры использовали специальное программное обеспечение. Подобная практика является общепринятой в графическом дизайне»

Пятнадцать лет профессионально занимаюсь дизайном и впервые слышу подобную чушь. Уж лучше бы они ничего не комментировали.

Сегодня в России такое «интересное» время настало - бывшие домохозяйки занялись дизайном, скучающие рублёвские жёны подались в издатели, певцы - в депутаты, спортсмены - в актёры. Скоро дворники в гинекологи пойдут…

Всё это было бы смешно, если бы не одно но. Эти воинствующие дилетанты со связями не только роняют престиж профессии, но и вытесняют из неё реальных профессионалов, подчуя публику низкосортным варевом, в силу собственной убогости полагая, что пипл и так схавает, а они под это дело сгребут бюджетное бабло.

В силу данных обстоятельств, считаю вполне справедливым и обоснованным публичную постановку вопроса: «За что журналистка Тина Гивиевна Канделаки получила 15 миллионов бюджетных рублей?»

коррупция, Дизайн

Previous post Next post
Up