Репост репоста. Так как исходный журнал, увы, уже удалён.
Оригинал взят у
algiz в
Removing Cameron's Chip.
Оригинал взят у buddha_ek в Removing Cameron's Chip.
Собственно, на примере Искусственного Интеллекта тамошнего Гиноида TOK-715 Кэмерон Филлипс(Баум), проходят дальнейшие "копания" по роботопсихологии, гендерной кибернетике и т.п. Конечно же я не изучаю реальный Искусственный Интеллект, за фактом его отсутствия в том значении, в котором его привыкли воспринимать. ИИ для меня - любая разумная форма жизни, интеллект которой построен на выполнение алгоритмов и способности к запоминанию(записи) определенных программ и щаблонов поведения/мышления. Самый яркий пример такой формы жизни - человек :-) Его в основном и изучаем. А так как, Искусственный Интеллект созданный человеком в любом случаи будет отталкиваться от интеллекта самого человека(за банальным отсутствием другого подходящего шаблона), в какой то мере изучается и ИИ еще не созданных Разумных/Живых Машин.
Так как, у меня кажется реально открылось второе дыхание на "кибер-тему" и появилось много новых идей, тут я попробую систематизировать все прошедшие посты о самоидентификации личности Андроида(Гиноида) Кэмерон Филлипс из сериала "Хроники Сары Коннор". А так же ее сравнения(предтечи) с другими персонажами литературы и кино. С короткими объяснениями что и откуда взялось, и куда в итоге влилось. Для лучшего ориентирования в предмете, и в преддверии новых "опусов". В эту "систематизацию" попали в основном крупные и наиболее удачные(на мой взгляд) посты, часть же "опусов" решил предать забвению как не отражающие мои задумки.
Посты о самоидентификации личности Кэмерон.
1. Зачем машине эмоции? Собственно говоря, первоначально это был даже не пост, а ответ на вопрос вынесенный в заголовок. Но как это часто бывает "Остапа понесло", и в тексте ответа появилось немало ответлений и отсылок на тему личностной самоидентификации Андроида Кэмерон. В дальнейшем этот пост послужил отправной точкой для построения всех последующих предположений и гипотез. За основу бралась теория, или даже лучше сказать версия с существованием у Кэмерон некой эмоционально-чувствительной системы, необходимой ей для инфильтрации и более убедительного "отыгрыша" роли бойца сопротивления Эллисон Янг. И что эта система постоянно прямо или косвенно влияет на поведение и восприятие Кэмерон, и соответственно на ее самоидентификацию. В тексте сия система названа "чипом эмоций" в честь Андроида Дейты из Star Trek. В общем то последний как раз и повлиял на появление данной версии, а если быть точнее - повлияло поведение Дейты получившего "чип эмоций" в седьмом кинофильме("Поколения") по вселенной Star Trek.
Следует оговориться, что данная версия на самом деле мне не очень нравилась, так как упорно пыталась свернуть на путь того же Дейты("Синдром Дейты"), который можно кратко описать как "Хочу быть человеком". Ну а что поделать, с кем поведешься, от того и наберешься :-) Тем не менее, за неимение лучшего(на тот момент) продолжал развивать именно эту "теорию". На данный момент я более склоняюсь к варианту "Маски", который отнюдь не перечеркивает основные предположения "Зачем машине эмоции?". Просто интерпретирует их в другом ключе.
2. Самоубийство. Во многом продолжение поста "Зачем машине эмоции?", раскрываются дополнительные аспекты поведения и мотивации Кэмерон. Здесь наиболее ярко проявляется упомянутый в первом пункте "Синдром Дейты", и из-за этого данный текст мне нравиться менее всех. Написан был на эмоциях, получилось излишне сентиментально.
3. Отголосок "Allison from Palmdale". Небольшое предположение относительно возможности наличия "Цифрового призрака Эллисон Янг внутри Кэмерон". Интерпретация касалась именно возможности цифрового сознания Эллисон Янг, но уже тогда возникла идея насчет "маски" в виде ложной памяти(немного раскрывается в посте "Маска"), но серьезно развивать ее руки так и не дошли. Хотя частичное развитие получилось в следующем посте.
4. Кэмерон / Рейчел : Эмпатия и Эмоции. Сравнение Андроида Кэмерон и Репликанта Рейчел из фильма "Бегущий по лезвию". В основе текста по прежнему версия из "Зачем машине эмоции?", но добавились и некоторые мысли по ложной памяти на основе "Отголосок "Allison from Palmdale", и соответствующего эпизода сериала(2-04). Так же впервые серьезно касаюсь проблемы Эмпатии. Большой минус сравнения, который стал понятен лишь много позже - неидентичность конечной самоидентификации Кэмерон и Рейчел. У Кэмерон, за ложными воспоминаниями скрывается ее собственная личность, которую она постепенно "находит"(фактически а-ля "Маска". У Рейчел за ложными воспоминаниями не скрывается ничего, она почти что никто без своей ложной памяти. Впрочем, это тема для отдельного поста.
5. Любовь, Голуби и Искусственные Люди. Данный пост проводит параллели/сравнение с другим Репликантом из фильма "Бегущий по лезвию", Роем. На основе сравнения выдается некоторая возможная мотивация Кэмерон, объяснения тех или иных ее поступков. Текст по большой части затрагивает религиозные и философские аллегории сериала и фильма, упор на самоидентификацию здесь присутствует в небольшой степени.
6. Tin Man: Что есть сознание? В основе данного текста - философская дилемма относительно того, из чего образуется сознание: из "души", или памяти. Пример подается на основе одного из эпизодов сериала SG-1, что касается нашей Кэмерон, то к ней сие подводиться в виде пункта №3, то бишь поста "Отголосок "Allison from Palmdale". Соответственно, принимая вариант "память", делался вывод о том, что машина ничем принципиально от человека не отличается. На этом посте собственно должен был быть переход в сторону новой версии самоидентификации личности Кэмерон(озвученный лишь недавно в "Маске"), но именно здесь Императора неожиданно оставило вдохновение. На год с лишним. Последний крупный пост на тему, до "Маски".
7. Образ или реальность? Текст-предтеча "Маски", общий смысл которого резюмировать несколько сложно. Слишком там сумбурно. Рассматривается вопрос "личностной самоидентификации конечного автомата", а так же проблему симпатий и способности любить. По своему. Для вдохновения - Mylene Farmer: Sans contrefaçon.
8. Хроники Конечных Автоматов. "Фундаментальный" опус-исследование, развивающий идеи "Маски" и все темы самоидентификации Искусственного Интеллекта в целом, и Кэмерон в частности. Опус во многом противопоставляет себя изначальному исследованию "Зачем Машине Эмоции?", хотя есть и общие выводы. В целом, если "Зачем Машине Эмоции" и тексты про Эмпатию рассматривали социализацию ИИ/Кэмерон как нечто неизбежное/необходимое/нужное, то "Хроники Конечных Автоматов"(точнее последующие посты) допускают необходимость симуляции социализации, но никак ни ее "желанность". "Маска" задала новую версию личностной самоидентификации Кэмерон, а "Хроники Конечных Автоматов" вывели эту версию на принципиально отличный вектор развития. Кратко сие можно выразить так: "Машина более не стремится быть человеком, хоть и оглядывается на него".
9. Компилятор. Этот опус вырос уже непосредственно из "Хроник Конечных Автоматов", и исследует вопрос того, что считать машиной, а что(именно так, что) - "живым" человеком. Выводы забавные и далеко не в пользу размышлений Сары Коннор относительно того, что Машины могут, а что нет :-)
10. Контроль. Искусственный Интеллект во вселенной Mass Effect. Много параллелей со вселенной "Хроник..". Рассматриваемая проблематика вытекает из все тех же "Хроников Конечных Автоматов" - контроль за ИИ.
11. Инфильтраторы. Развитие идей "Компилятора". Этот опус очень двусмысленен, так как в нем описываются как человеческие, так и машинные программы. Собственно вся фишка - в неотличимости одних от других :-)
12. Абстрактно. Небольшой пост, развитие одной из составляющих поста "Хроники Конечных Автоматов". Поставлен вопрос о возможности получения абстрактного мышления у Машины.
Предтечи Кэмерон.
1. Крикуны(Screamers) / Вторая модель. Параллели с рассказом Филипа К.Дика "Вторая модель"(на основе этого рассказа собственно создана вся идея с Инфильтраторами в оригинальном Терминаторе), а так же снятого по рассказу кинофильма "Крикуны" режиссера Кристиана Дюгуа. Фильм в куда большей степени стал предтечей для "Хроник Сары Коннор", так как в нем довольно ярко показана "проблема личностной самоидентификации конечных автоматов" (c) Станислав Лем. Кроме того, фильм очень сильно перекликается с "Маской" того же Лема, что добавляет немало шизы(а Дик с его "любовью" к Лему наверно в гробу переворачивается). У меня есть большое желание написать новый пост по Крикунам, в свете новых параллелей и отсылок.
2. Поток (Slipstream). Малоизвестный, как у нас, так и за рубежом, фильм Стивена Лисбергера. Сюжет местами напоминает "Блейд Раннер", имея к оному явные отсылки. Прямых параллелей с "Хрониками.." нет, тем не менее наблюдать за некоторым развитием Андроида Байрона по ходу фильма любопытно. Считать этот фильм предтечей "Хроникам.." можно так сказать косвенно - через тот же "Блейд Раннер", так как Поток немного по другому развивает поднятую "Бегущим.." проблематику..
3. Deja vu: Кэмерон Филлипс / Дорс Венабили & Осень/Дорс. Прямая параллель с Андроидом(Гиноидом) Дорс Венабили - одной из героинь цикла "Основание" Айзека Азимова, основателя робототехники и робопсихологии. Очень большое сходство в сюжетных линиях(защита человеческого мессии, любовь к нему, заговор против самой защитницы), намекает о том что могло быть главным источником вдохновения для создателей сериала. К сожалению, героиня Азимова дает мало информации в плане личностной самоидентификации, так как в этом плане ее описание очень скупое. Параллели в поведение и мотивации Дорс встречаются, но Айзек не дает им почти никаких толкований.
4. Кэмерон / Рейчел : Эмпатия и Эмоции & Любовь, Голуби и Искусственные Люди. Параллели с "Бегущим по лезвию" Ридли Скотта. Конкретно с репликантами Рейчел и Роем. Так как уже упоминались в "самоидентификации", описывать не буду.
5. Андромеда. Андроид Ромми(она же крейсер Андромеда, она же голографическая аватара этого крейсера) сама по себе слеплена из уже упоминавшегося Дейты, хотя в большой степени ее предтечей был компьютер ЭАЛ 9000(HAL 9000) из лучшего sci-fi фильма нашей планеты - "2001 год: Космическая одиссея" Стенли Кубрика(и одноименного романа Артура Кларка). Параллелей между Ромми и Кэмерон можно набрать ни мало, но к сожалению у меня так и не дошли руки до значительного опуса на тему. То что есть, так, заметки на полях.
6. Hardware / Железяка. Шизофренический и даже стильный трешак режиссера Ричарда Стенли, по рассказу "Шок!" Стива МакМануса и Кевина О'Нилла. Фильм сам во многом повторяет оригинальный Терминатор, но при этом подает пару-тройку идей и для Хроник(самая яркая - голова боевого робота, по радио собирающая все остальные части своего тела). Что касается нашей темы ИИ, то тут все более отдаленно: хотя завязка на развитие и неоднозначность "личности" робота M.A.R.K. 13 есть, показывают это очень туманно, остается непонятным что сие - программа или все таки некое осознание?
7. Маска. Самая свежая параллель, с одноименной повестью Станислава Лема. На оной(частично) будет строиться новая версия личностной самоидентификации Кэмерон, что потребует основательной ревизии первой версии.
8. Робокоп: Человек или Машина? Хотя прямого сравнения ИИ Кэмерон с Роботом-Полицейским в данном тексте нет, тем не менее его можно считать развитием некоторых идей из "Отголосок "Allison from Palmdale". В часности рассматривается вопрос "Призрака в Машине", в частности актуальный и для программы симуляции Эллисон Янг. Так же интересный аспект относительно преодоления Машиной собственного программирования, хотя у Робокопа проблематика немного другого порядка. Но, с некоторыми поправками, ее можно применить и к конфликту симуляции/имитации и программирования внутри Кэмерон.
9. Хищные Куклы. Опять же, в данном аниме нет непосредственного аналога Кэмерон, но есть схожие тематические мотивы. Так же включение в данные список поспособствовало то, что Куклы фактически развивают вселенную "Бегущего по Лезвию".