За 4 года после написания моего
первого поста про велоодежду кое-что поменялось, у меня одежды стало больше, качество ее выросло. Некоторые элементы я менял несколько раз, подбирая оптимальный вариант. Делюсь с вами текущим конфигом. Итак, нижеперечисленный комплект одежды закрывает температуры от -30 до +10. Примеры употребления показаны для моего организма (туловище и голова не мерзнут, а руки-ноги - мерзнут, сильно не потею) в туристическом режиме. У других людей всё может быть принципиально иначе.
Обновление от 18 марта 2014 года. Можно считать, что я нашел оптимальный набор зимней одежды - за пару лет добавилась только гортексовая велокуртка.
Голова
- Шлем - тут всё понятно, зимой упасть проще, чем летом. Вентиляцию затыкать не надо, за согревание головы отвечает головной убор.
- Полоска виндстопперная - отличный головной убор где-то от -5 до +10, в ней уши защищены от холода и ветра, а при очень сильном морозе ее можно надевать под подшлемник.
- Подшлемник виндстопперный с отстегивающимся намордником. Нужен в холодную погоду. Теплый, но дышащий и абсолютно непродуваемый. Практика показала, что в реально сильный мороз закрывать лицо всё же нужно, однако постоянно закрытый рот крайне неудобен, с ним сложно дышать и пить-есть, на тряпочке растут кристаллы льда. Поэтому имеем при себе намордник, которым закрывается лицо в сильный холод, а при риске обморожения - еще и нос (но тогда начинают замерзать очки). Представленный на фото дизайн хорош тем, что тряпка не прилегает непосредственно ко рту.
- Слюнявчик-воротник флисовый - хорошее уплотнение-утепление воротника куртки, носится при температуре ниже +10 градусов. Довольно толстый, совместим не со всеми вариантами одежды.
- Велоочки. Я не могу ехать в мороз без очков, закрывающих глаза от ветра - сразу застилают слезы. Вдобавок при продирании через кусты надо защищать глаза. Велоочки не пропускают ветер и ветки к глазам, но склонны к запотеванию (и их потом хрен протрешь), если закрывать нос подшлемником. Возможно, в особо плохую зимнюю погоду поможет горнолыжная маска - не знаю, не пробовал.
Руки
- Перчатки виндстопперные - очень удобны для езды от -5 до +15. Легкие, тонкие, не продуваются совершенно, при намокании сохраняют тепло. Но с мерзлючими руками в них тяжко ехать при холоде, у меня в -15 через полчаса пальцы рук уже не чувствуются. Кроме того, если упасть руками в снег, то перчатки намокнут, и рукам станет холоднее.
- Перчатки горнолыжные очень теплые - незаменимая вещь при любой минусовой температуре. Даже если не очень холодно, все равно руки иногда начинают сильно мерзнуть (ветер, влага, усталость, мокро-ледяной каркас палатки) - тут и помогут теплые непромокаемые перчатки
- Трехпалые велоперчатки з какого-то очень мощного и теплого виндстоппера - пальцы сгруппированы по двое (мизинец+безымянный, средний+указательный, большой). В теории очень хороши для велосипеда, а на практике неудобны. Каждый палец сидит в своем кармашке, друг друга они не касаются, поэтому холодно. Делать в них что-либо, кроме как управлять велосипедом (фотографировать, пить-есть и т.д.) - невозможно. В общем, продал с радостью.
- Перчатки флисовые - продуваются, промокают, для велосипеда непригодны.
(На фото - минус 27 градусов)
Туловище-низ
- Тельняшка с рукавами и начесом - бюджетный вариант термобелья, всего за 10 евро. получаем хорошую нижнюю кофту.
- Термобелье легкое - ездим в нем при температурах ниже +5 градусов. Призвано отводить влагу от тела, что и делает с переменным успехом. Для хорошей работы должно облегать тело.
Туловище-середина
- Кофта флисовая - при езде нужна, когда холоднее -15, зато незаменима на стоянках, в электричке, для сна и т. п. Главное - не пытаться надеть ее без верхней куртки!
Туловище-верх
- Куртка гортексовая легкая туристическая - отличный осенне-дождливый вариант, также подходит для мягкой зимы. Пока новая, не промокает (первые 2-3 сезона). Но стоит дорого, от 200 евро. Туристическая одежда полезна на стоянках, когда надо нахлобучить капюшон и распихать по карманам всякую мелочь. Но для езды велоодежда удобнее.
- Куртка гортексовая легкая велотуристическая - новинка в гардеробе. То же самое, но покрой менее мешковатый, часть карманов переместилась на поясницу, сама ткань тоньше, куртка менее теплая. Купил просто в качестве замены предыдущей изношенной куртке.
- Велокуртка виндстопперная - легкая, теплая, непродуваемая, очень удобная для езды. Работает где-то от -5 градусов и выше в сочетании с термобельем. Можно комбинировать с гортексовой велокурткой. Может противостоять небольшому дождю, но от ливня не спасет. Обычно езжу в этой куртке, а гор-текс надеваю в дождь или вторым слоем - на стоянке (очень удобно, т.к. ничего не надо с себя снимать).
- Куртка горнолыжная короткая (говнотекс). Для холодной погоды, не выше -5 градусов. Говнотекс очень быстро потерял пропитку и стал промокать, но зимой это не критично (да и прожечь у костра не жалко). Когда холоднее -15, надо надеть флисовую кофту средним слоем.
(На фото - минус 15 градусов)
Ноги
- Термобелье обычное - носится очень часто, надевается под велоштаны, а в очень холодную погоду - под зимние штаны.
- Термобелье флисовое - теплое, спать в нем приятно, работает до -10 с велоштанами, но поскольку последние имеют вставки из тонкой ткани, по этим вставкам ощутимо проходит холод.
- Горнолыжные штаны (говнотекс) + велошорты под них. Раньше я ездил в них начиная с +5, но штаны быстро начали промокать под дождем (а это ОЧЕНЬ плохо), поэтому теперь ношу их только при -5 и холоднее. Не очень хороший вариант для езды, они парусят и сковывают движения, но зато теплые (да и прожечь у костра не жалко). Зато если ненароком попадут под дождь - хочется снять их и ехать просто в шортах. Ношу их в лагере, когда прохладно. Для езды на велосипеде штаны пришлось модернизировать в мастерской - сделать так, чтобы штанины плотно стягивались и не попадали в цепь, а внутренняя "юбка" (она надевается на г/л ботинок) - стягивалась на лодыжке.
- Велоштаны виндстопперные утепленные - используются от -5 до +20 градусов. Превосходная одежда - они легкие, не продуваются, умеренно-теплые, при намокании не доставляют неудобств, а сохнут очень быстро, буквально за пару часов езды. Оптимальные штаны для езды под любым дождем. Если холоднее +5, нужно под низ надевать термобелье. Недостаток - лямки, зимних велоштанов без лямок почти нет. Еще надо смотреть на структуру ткани - велоштаны могут иметь вставки из тонкой ткани, тогда их можно носить и летом. Если они полностью непродуваемые, то летом в них слишком жарко, зато зимой - в самый раз.
Ступни
- Ботинки Shimano MT91 с гортексом - наверно, лучшие осенние ботинки, я ношу их 9 месяцев в году, с сентября по май. Непромокаемые совершенно, очень живучие, в них можно месить грязь, шлепать по лужам, прыгать по деревьям, форсировать броды - им всё нипочем. Также выглядят вполне нормально для ходьбы по городу. Недостаток - открытый верх, через который засыпается снег и заливается вода. Также эти ботинки имеют очень холодную стельку, надо утеплять. Не очень теплые, но это компенсируется несколькими носками. Идеально подходят для велотуризма в холодную/мокрую погоду.
- В качестве чисто зимних ботинок с ними конкурируют Lake MXZ302 (сужу по отзывам), но они хороши только для ЕЗДЫ в хороший мороз. Если лазать в них по говнам осенью и весной, то развалятся за сезон. Довольно специфическая модель для наших широт - на несколько покатушек в году.
- Стельки войлочные с фольгой - позволяют ощутимо утеплить ботинки.
- Термоноски (2 пары + 2 запасных). Зимние ботинки обязательно надо брать под 2 пары носков. Я предпочитаю синтетику (термоноски), она лучше переносит издевательства, случающиеся в походах. Ну, и теплее, разумеется.
- Неопреновые носки - обязательны для бродов. В них очень комфортно ходить по воде с околонулевой температурой, ноги не болят и не грозят почернеть и отвалиться. Тонкие носки (3 мм) можно надевать с ботинками, если бродов много и снимать обувь каждый раз нет смысла. Есть вариант с подошвой, в них без обуви можно чувствовать себя увереннее.
- Гамаши Салева - защищают стык ботинка и штанов от попадания снега, не дают попадать в систему широким лыжным штанам. Нужно брать их с собой, если есть снег, иначе будут полные ботинки снега. Очень простые гамаши (без каких-либо регулировок), но удобные и надежные. Пробовал гамаши Терра с кучей веревочек и ленточек - говно полное, начинают промокать во вторую покатушку, а веревочки-ленточки рвутся, залезают в цепь и наматываются на педали.
- Бахилы ПИК-99 - используются для утепления ботинок, а также для коротких пешек по снегу. По сравнению с гамашами, они разумеется теплее, но изнашиваются при частой ходьбе пешком за пару сезонов. Ходить в них менее удобно, чем в гамашах, особенно по буреломам. Впрочем, конкурирующие неопреновые и тряпочные бахилы рвутся вообще почти сразу, хоть и выглядят красивее.
(На фото - минус 20 градусов)
Материалы хорошие
От ливня
Gore-Tex - водозащитная мембрана. Ткань с такой мембраной защитит от любого дождя, но при этом тело в ней не преет. Нужно только следить, чтобы куртка была с тонкой подкладкой или сеткой, иначе мембрана будет прилегать к телу, что очень неприятно. Мембрана достаточно долговечная в своем классе, 2-3 сезона проживет без проблем. Но ткань очень дорогая, наличие гортекса увеличивает цену изделия в 1,5-2 раза. Гортексовые туристические штаны для езды я не рекомендую - считаю, что велоштаны должны обязательно быть обтягивающими по целому ряду причин.
eVent - говорят, что мембрана хорошая, прямой конкурент гортекса, но я не пробовал, сказать ничего не могу. Мало распространена.
От ветра, холода и небольшого дождя
Windstopper (а также куча материалов со словом Wind в названии, суть одна и та же, ткани такого класса называются софтшелл) - ветрозащитная мембрана. Ткань с ней плотная, мягкая, иногда пушистая, при сминании издает характерный шорох. Изделия получаются теплыми, абсолютно непродуваемыми, при намокании не "превращаются в тыкву", а продолжают работать. В такой ткани можно не обращать внимания на небольшой дождь, а после большого дождя (или брода по пояс) изделие высохнет за пару часов езды по сухому.
Бонус изделий из виндстоппера - весьма гуманная цена и нечувствительность к стиркам (отсюда высокая живучесть). Софтшелл используется практически для всех элементов одежды, вплоть до футболок и шорт
От холода
Флисовая ткань (например, Polartec) - очень пушистая, теплая, мягкая и приятная ткань. Но не вздумайте использовать ее для защиты от дождя или ветра! Например, взятые по ошибке флисовые перчатки вместо виндстопперных в случае дождя могут превратить поездку в ад - помню, как я в электричке зубами стягивал с себя перчатки (пальцы не слушались), после чего отжимал их в углу тамбура. Также если взять флисовку в качестве верхней куртки, то при холодном ветре вам будет казаться, что вы едете вообще голышом. В общем, используйте только по прямому назначению - для утепления.
(На фото - минус 5 градусов)
Плохие материалы
Увы, они же как правило и самые дешевые.
- Водонепроницаемая ткань типа "клеенка". В ней даже если не двигаться активно, а просто идти по улице, то ткань покрывается слоем воды изнутри в районе плеч, шеи, спины. Для спорта же попросту непригодна. Парадокс: куртка может совершенно не дышать, но при этом промокать под дождем. Клеенчатые штаны удобно использовать в лагере на случай дождя.
- Обычная ткань с водоотталкивающей пропиткой. Любая пропитка (в том числе и на куртке за 500 долларов) смывается максимум за несколько стирок, а полностью восстановить ее нереально. Только гортекс все равно продолжит работать, а обычный капрон начнет отчаянно промокать. Если на дешевых якобы непромокаемых штанах внутри нет полиуретанового покрытия, то будьте готовы, что они станут промокаемыми через 1-2 дождя. Ехать в таких штанах в дождь - это мазохизм, поверьте. Потоки воды текут в обувь, намокшие отяжелевшие штанины шлепают по ногам, коленки замерзают - в велошортах и то лучше.
- Индорная легкая ткань. Новички по ошибке могут покупать для велосипеда индорную одежду - да, в ней можно активно двигаться, в отличие от клеенки, но продуваемость и промокаемость ниже плинтуса. Попадете в холодную ветреную погоду или в дождь - можно, например, заморозить коленку и крутить до дома одной ногой...
- Сюда же относятся джинсы. Новички довольно часто ездят в них на велосипеде, да и на работу на велике ехать в джинсах довольно логично. Так вот, это наверно худший вариант штанов для езды на велосипеде: стесняют движения, натирают, отлично продуваются, мгновенно промокают, сохнут несколько часов. Доходило до того, что летом в особо сильный дождь я не ленился надевать велошорты, чтобы добраться до работы - за 7 минут езды джинсы промокли бы так, что не высохли бы за весь рабочий день.
- Говнотекс - различные дешевые водозащитные мембраны, им несть числа, у каждого производителя своя. У большинства производителей непромокаемые куртки подороже шьются из гортекса, а подешевле - из говнотекса. Причем характеристики второго, судя по сайтам производителей, могут быть чуть ли не выше характеристик первого (я у Salewa сравнивал Gore-Tex и Powertex). После нескольких стирок говнотекс превращается в обычную промокаемую ткань (см. выше), ресурс его раза в два меньше, чем у Gore-Tex, по моим прикидкам.
В общем и целом, можно сформулировать следующие мысли:
- Дорогая ткань обычно лучше и долговечнее аналогичной дешевой, это особенно справедливо для водозащитных тканей.
- Велосипедная одежда идеальна для езды, но не очень хороша для пешек и для лагеря (лямки, почти нет карманов, менее прочная механически).
- Туристическая одежда идеальна для пешек и лагеря, но не очень хороша для езды (парусит, болтается, стесняет движения, барахло в карманах мешает).
- Горнолыжная одежда теплая, подходит для езды в сильные морозы. Конечно, она не очень удобная, но на плохо гнущиеся ноги там уже мало внимания обращаешь
- При выборе одежды для езды не надо зацикливаться на полной непромокаемости - ветрозащитная быстросохнущая одежда может оказаться более подходящей для ваших задач (и дешевле), даже если погода дождливая. Но непромокаемую куртку в межсезонье иметь надо.
- На обуви экономить нежелательно, да и нет дешевой зимней велообуви.
- Остерегаться продуваемых и одновременно промокаемых тканей.
- Синтетическая одежда (а также палатки, спальники и т. п.) прогорает со скоростью 200 долларов в секунду, поэтому лучше держаться подальше от костров.