Красная Поляна, 28 октября - 4 ноября 2022

Nov 17, 2022 14:02

Адлерский район Сочи, Краснодарский край.
Вдвоем с Димой.

Вторая поездка в Красную Поляну. Спустя год после первой, в том же формате - жили в съемной квартире, налегке гуляли по горам. ( Прошлогодняя поездка)

Раньше при планировании поездок мне всегда хотелось каждый раз в новую локацию, без повторений. Например, в Финляндию и Норвегию кататься на беговых лыжах мы ездили каждый раз в новое место. И в Турцию на море с ребенком - каждый раз новый курорт. И по России, если поездка больше двух дней - то в новый город.
Красная Поляна стала исключением. Настолько понравилось, что захотелось вернуться. И после второй поездки я уже мечтаю о следующей туда же через год :-)

Правильнее было бы ехать в сентябре или начале октября - и погода лучше, и подъемников больше открыто. Но мы привязывались к школьным каникулам, когда у сына своя поездка. Он не ездит с нами, у него свои интересы и своя программа (поездка на скалолазные сборы), но во время учёбы его одного дома не оставить на неделю.

***

Жили в съёмной квартире в селе Эсто-Садок, Красная Поляна. В том же доме, что и год назад (Березовая улица, 126), но в другой квартире. Хотя по планировке она такая же. Бронировали через сервис sutochno.ru.

Удобное место для прогулок по горам.

В квартире, помимо электроплиты и холодильника, есть микроволновка, посудомоечная и стиральная машины (посудомойка и особенно стиралка - это то, чего не хватало в съемных квартирах за границей, пока была возможность туда ездить). Рядом супермаркет «Перекресток» с отделом кулинарии и столовая «Ем и ем». Недалеко кинотеатры (мы три раза ходили в кино, в два разных кинотеатра, «Старсинема» и «Звёздный», в залах были одни или почти одни). В развлекательном центре «Галактика» курорта «Газпром» (15 минут пешком) также есть бассейн и аквапарк, но мы в них не были. «Совариум», который мы с удовольствием посетили в прошлом году, увы, закрылся, а то я бы ещё раз сходила.

Нижние станции подъёмников всех трёх курортов - тоже в пешей доступности от дома, в пределах 15 минут пешком.

(Формально в Красной Поляне три курорта: «Красная Поляна» (https://krasnayapolyanaresort.ru), «Роза Хутор» (https://rosakhutor.com/) и горно-туристический центр «Газпром» (https://polyanaski.ru/). У каждого своя система подъёмников и своя система тарифов, включающая или не включающая дополнительные услуги (музеи и развлечения). Билеты на подъёмники одного курорта на соседнем недействительны, хотя канатки почти рядом. Очень неудобно. Летом был однодневный единый тариф «Три курорта», но он только до 29 октября. В конце октября - начале ноября подъёмники начинают закрываться на техобслуживание перед зимой. Хорошо хоть не все одновременно.)

Снега в горах было гораздо больше, чем в 2021 в эти же даты. От 1700-1800 м над уровнем моря и выше - сплошной снежный покров. Внизу золотая осень.

Два дня из шести были дождливые, в один из них в горы не ходили.

Гвоздь программы - подъём на гору Псеашха Сахарная (высота 3189 м) в первый же день, в снегу по колено :-) Это был должок с прошлого года - в тот раз пожалели, что не сходили в последний день, когда идеальность условий стала понятна постфактум. В этот раз всё сложилось и получилось. Но из-за снега шастали до позднего вечера, спускались с фонарями, зато сверху наблюдали закат и потрясающие световые эффекты.

Ниже - ссылки на «Страву», там треки по дням и более подробные описания. Здесь укороченные версии.

Пройденные треки:

29 октября 2022. Гора Псеашха Сахарная (3189 м), 28 км.

Станция канатки «Приют Пихтовый 1660 м» - Бзерпинский карниз (2100 м) - Пслухский водопадный каньон - гора Псеашха Сахарная (3189 м) - станция канатки «Приют Псехако 1440 м».

Поднялись на канатке:

Пихтовая поляна, высота 1660 м:

Увидев снег так низко (в прошлом году здесь его не было), я почти смирилась, что до Псеашхи Сахарной нам не дойти. Ну ладно, попробуем, если что - повернём назад.

До Бзерпинского карниза (высота 2100 м) было протоптано, а дальше - тропежка. Чем выше, тем глубже. Тропил один Дима, я всё время шла по его следам.

Подходим к Бзерпинскому карнизу:

Тропа идет сначала по склону долины реки Пслух, трижды ныряя в распадки с ручьями (все переходятся по камням), а после Пслухского водопадного каньона лезет на гребень, по которому до вершины остается около 3 км.

Несколько раз мы сбивались с трека, упирались в какие-то ж***, и приходилось возвращаться.

Видели горных козлов (?), один раз это было большое стадо:

Внизу в долине светило солнце, но на подъеме мы какое-то время шли в облаке. Расстраиваясь, ради чего все эти мучения в снегу, если видимости никакой.

А потом мы поднялись выше облака и обалдели от открывшихся видов :-)

Ближе к вершине склон довольно крутой, и иногда мы лезли практически на четвереньках, цепляясь за камни. Казалось, это будет бесконечно, так медленно мы продвигались. Кажется, что вершина рядом, но никак не приближается. По камням скользко, а по снегу тяжёлая тропёжка, и не очевидно, какую траекторию лучше выбрать.

Когда почти поднялись, в небе над вершиной появились дугообразные следы самолетов, как входные арки:

Наконец, добрались до вершины (высота 3189 м):

Ещё на подъёме где-то в долине к нам прибились три собаки. Они то исчезали, то вновь появлялись. Похоже, дорогу знали лучше нас :-) И на вершину горы они тоже залезли! Я потом жалела, что мы не покормили их, потому что казалось, что самим еды не хватит. В итоге остался лишний пирожок, но когда стало ясно, что он лишний, собаки уже давно нас покинули (убежали перед наступлением темноты).

На вершине мы перекусили, пофоткались, утеплились и поползли вниз. В буквальном смысле: где-то на четвереньках, где-то на заднице :-)
Слегка подмерзали ноги в чавкающих ботинках и руки в перчатках, мокрых от ползания по снегу. Но в целом было не холодно, если не стоять долго. Было точно выше нуля.

Спуск начали за полтора часа до темноты (темнеет в 17:45). Главное было спуститься засветло по стрёмному гребню, а потом уже всё равно, по тропе на склоне можно и с фонарями.

На спуске любовались облаками над долиной в лучах заходящего солнца. Цвета и световые эффекты были просто нереальные, полный отвал башки. Уже только ради этих видов стоило туда впереться, даже если бы до вершины не успели дойти.

Весь гребень засветло пройти не получилось, но к наступлению темноты самые стрёмные места уже были позади.

Верхняя из двух канаток, на которой мы могли бы спуститься с высоты 1660 м до 1440 м, уже не работала (мы и не рассчитывали на неё успеть), и это добавило нам ещё три километра до основной канатки вниз, в Эсто-Садок, которая открыта до 23:00.

Этот день оставил самые яркие впечатления от всей поездки. Но дался тяжело :-) На второй день мы еще добавили, и этим я окончательно добила ноги - пару дней не могла сесть-встать без опоры на руки :-) До конца поездки мышцы ног так полностью и не восстановились. Это почти не мешало идти вверх, а вот спуски были мучением.

30 октября 2022. Гора Черная пирамида (2375 м) и водопад Поликаря, 13 км.

Станция канатки «Приют ветров 2255 м» - перевал Аибга (2340 м) - гора Черная пирамида (2375 м) - водопад Медвежий - водопад Поликаря (Штаны) - станция канатки «Поляна 960 м».

Стартуем от верхней станции газпромовской кана «Альпика»:

Здесь наверху тоже всё в снегу... Год назад снег был только на южном склоне, а сам хребет Аибга - бесснежный. В этот раз на него не полезли, к тому же над его вершинами висел туман.

Пройдя перевал Аибга (высота 2340 м), двинулись на восток, к соседней канатке. (В Красной Поляне три курорта, и у каждого своя система подъемников.)

Перевал Аибга:

Два работника курорта убирали на зиму указатели. Это довольно забавно смотрелось :-)

В окрестностях верхней станции соседней канатки гуляет очень много людей, в том числе с детьми разного возраста. Даже с младенцами. Радиально, без подъема на вершины. Но по снегу и вверх-вниз, местами уклон довольно крутой. Это здорово, приятно посмотреть :-)

Поднялись на Черную пирамиду (высота 2375 м). Местами на четвереньках :-) После Псеашхи Сахарной нам не привыкать :-) К тому же здесь даже веревка есть, чтобы цепляться не только за камни.

Сверху открываются виды на Красную Поляну и долину реки Мзымты:

А это под горой, рядом с закрытой на техобслуживание станцией канатки:

Водопад Медвежий на ручье Тобиаса:

Водопад Поликаря (Штаны) на ручье Ржаной понравился, а особенно обустроенная тропа к нему через осенний разноцветный лес.

На спуске от водопада Поликаря мы пошли по горнолыжному склону, проигнорировав табличку о строительных работах, а зря. Пришлось лазить по лесу, чтобы обойти работающую технику, занимающую всю ширину дороги, раскатанной в жидкую грязь. А ведь был и нормальный спуск по тропе, но мы о нем не знали.

Виды на спуске:

Финиш у станции канатки «Поляна 960 м», закрытой на техобслуживание. Вниз в Эсто-Садок спустились на маршрутке, заменяющей подъёмник.

1 ноября 2022. «Эстонская тропа», Хмелёвские озёра и водопад Кейва, 25 км.

Подъем по «Эстонской тропе», спуск по грейдерной дороге.

Наверху - смотровая площадка «Хмелёвский кругозор» (высота 1822 м). На солнце показалось прям жарко, Дима ради фоточек оголил торс :-) Но вообще-то там было не выше +5 градусов (а внизу в Эсто-Садке +9).

Хмелёвских озёр несколько: Восточное, Западное, Южное, Большое. Все они - в лучшем случае болота, почти или совсем без воды. Пересохшие.

Большое Хмелёвское озеро:

Южное Хмелёвское озеро:

Среди озёр в карте отмечены две гостиницы. Там и правда были какие-то здания, одно похоже на гостиницу, но без признаков жизни, второе - скорее на ферму с хозяйственными постройками. Может, заброшены уже. Сюда даже нет асфальтированной дороги.

На спуске нас периодически накрывали облака тумана:

Вид вниз с дороги:

Зашли на водопад Кейва. Эффектный.

2 ноября 2022. Гора Табунная Южная (2351 м) и водопад Коготь, 12 км.

Станция канатки «Пихтовая поляна 1660 м» - гора Табунная Южная (2351 м) - гора Коготь - водопад Коготь - станция канатки «Приют Пихтовый 1660 м» (рядом с «Пихтовой поляной»).

До Пихтовой поляны на склоне хребта Псехако, откуда мы стартовали и в этот день, и в первый, когда ходили на Псеашху Сахарную, можно добраться на газпромовских канатках от разных нижних станций: от «Лауры» по А(А1) и А2 с пересадкой или от «Альпики» по А3 без пересадки (билет предусматривает один из этих вариантов, на выбор пассажира). От «Альпики» мы ещё ни разу не катались (год назад эта канатка вообще не работала в наши даты), поэтому выбрали этот вариант.  Канатка А3 маятникового типа - сама по себе достопримечательность: это самая длинная в мире трёхканатная магистраль с кольцевым движением, держится на пяти опорах, высота одной из опор рекордная в Европе - 78 метров. Я просто не могла это пропустить :-)

Канатка А3. Тут 41 кабина вместительностью до 30 человек:

Опять залезли в снега :-) Наверху тропёжка. (В прошлом году Табунная Южная была бесснежная). Но по сравнению с Псеашхой Сахарной это лайток. Вернулись домой к обеду, т.е. прогулка получилась на полдня.

Подъём на Табунную Южную:

Сама гора какая-то неярко выраженная. Не видно, чтобы она как-то заметно возвышалась над хребтом. Такое впечатление, что горой назвали просто произвольную точку на хребте :-)

Чуть в стороне виден пик Бзерпи (высота 2482 м), куда мы поднимались год назад, когда снега почти не было:

В этот раз не пошли на него.

Идём от От Табунной Южной к Когтю:

Спускаемся к горе Коготь:

Около горы Коготь высотой 2167 м:

Спуск к лесной зоне:

Перекус:

Водопад Коготь:

Очень понравился, просто восторг! С любого ракурса хорош:

Рядом с водопадом:

3 ноября 2022. Черничное кольцо, 20 км.

«Черничная тропа» до границы леса и спуск по дороге.

Заброска-выброска на Яндекс-такси. Оно очень хорошо работает в Красной Поляне - год назад было гораздо хуже (возможно, из-за ковида).

Из дома вышли посуху, но из такси выходили под дождем, в обратное такси садились под дождем. Во время прогулки дождь шёл периодически, но не всё время. (Прогноз такой и был, но было бы жаль не погулять в красивом лесу в горах в последний день поездки.)

Не поняла, почему Черничная тропа так называется. Ни одного черничного куста не увидели.

Ближе к точке разворота подъём довольно крутой.

Вниз по грунтовой дороге. Местами очень грязно - колеи, следы лошадиных копыт и огромные лужи.

Уже под занавес, перед самой Красной Поляной, переходили Мзымту по мосту, а мост оказался перегорожен калиткой. Пришлось перелезать:

Финиш на автобусной остановке «Озеро» в Красной Поляне. Обратно можно было бы уехать на автобусе, но не хотелось ждать и мерзнуть под дождём.

*****

Все треки и точки nakarte: https://nakarte.me/#m=11/43.64626/40.33047&l=Y&nktl=d4XwpUPH5TAvKbhDmEOnXA
Все фото с комментариями (318 шт.): http://37.139.80.10/Prochee/2022.10.28-11.04%20Krasnaya%20Polyana/index.html

Полезные ссылки (инфо про работу подъёмников, туристические маршруты, разрешения и пр.):