ИТАЛИЯ, Доломиты, Южный Тироль, 9-17 февраля 2019

Mar 21, 2019 19:25

Италия, Южный Тироль, Доломитовые Альпы, регион Drei Zinnen Dolomites.
Как и год назад :-) Практически в те же даты. Катание на беговых лыжах.



Только в прошлом году нас было двое, и жили мы в деревне Моос (Moos/Moso). А в этот раз - пятеро, жили в деревне Нидердорф, он же Виллабасса (Niederdorf / Villabassa). Чуть западнее популярного беголыжного курорта Toblach / Dobbiaco (=Тоблах / Доббьяко).

Про местные двойные названия, на немецком и итальянском, я писала в прошлогоднем отчёте, повторяться не буду.
__________

ЛОГИСТИКА. САМОЛЕТ, АРЕНДОВАННЫЕ АВТОМОБИЛИ

Летели из Москвы до Мюнхена, авиакомпания S7, билеты туда-обратно 11,5-13,5 тыс. руб. (кто купил раньше, у того дешевле), покупали в ноябре 2018 года. Тариф без багажа, только ручная кладь весом до 10 кг.
За что я люблю S7 - у них по любому тарифу, даже безбагажному, можно бесплатно провезти одни лыжи в чехле весом до 23 кг! В чехол же пихаются лыжные ботинки и одежда. Это и лыжи предохраняет, и место в ручной клади освобождает. Очень удобно.

От Мюнхена до Италии добирались на двух арендованных автомобилях, через Австрию. Две машины на пятерых решили взять для большей мобильности.

Аренда в Avis обошлась в 864 евро за 9 дней (314 обычная машина, на бензине, 550 евро универсал, на дизеле). Бензин и дизель - 193 евро за всё время (это не только дорога из аэропорта и обратно, а местные разъезды тоже).

Помимо стоимости аренды и бензина, с машинами связаны и другие расходы.

1) Для проезда через Австрию нужно купить специальную наклейку на лобовое стекло - виньетку, дающую право проезда по платному австрийскому автобану, 9,2 евро на 10 дней (это минимальный срок) за машину.

2) Проезд через перевал Brennerpass в Австрии стоит 9,50 евро за машину, плюс мы зацепили кусочек платной итальянской автотрассы, который обошёлся в 2,90 евро за каждую машину в каждую сторону (цена зависит от расстояния).
__________

АПАРТАМЕНТЫ Helvetia в Италии, в деревне Нидердорф / Виллабасса

Квартиру нашли через сайт dreizinnen.com, поиском по ссылке.

Ссылка на наши апартаменты.

Квартира двухэтажная, на каждом этаже по балкону, две спальни плюс дополнительное спальное место (по факту двухместное), два санузла (душ + туалет), кухня с электроплитой и посудой, электрочайник, телевизор, посудомойка (не пользовались).




Первый этаж квартиры:



Дополнительное спальное место (не в спальне) на втором этаже:



В подвале здания - сушилка для обуви (бесплатная) и стиральная и сушильная машина (платные).

Лыжи надо оставлять в хозяйском гараже, в который идти по улице. Вот это не очень удобно, потому что сначала надо зайти на ресепшен за ключом от гаража, а потом ключ отнести.

Гараж:



В целом, квартира очень понравилась. Оказалась просторнее, чем казалось по фоткам. Разве что к кухонному хозяйству можно придраться: сковорода отстойная, чашек мало (всего 5 штук) и плита нагревалась как-то странно, с задержкой.

Стоимость для 5 человек, включая постельное бельё, составила 1162 евро (= 130 * 8 nights + 50 (final cleaning) + 1.8*5*8 (visitor's tax)). Дополнительно российский банк взял 15 евро за перевод депозита в размере 200 евро, который хозяин попросил перевести для подтверждения брони. Остаток цены оплатили на месте наличными (можно было банковской картой).

Хозяин Роберт очень приятный, во всех смыслах :-) В день отъезда на прощание подарил нам бутылку хорошего вина из своих запасов :-) Мы ее перелили в пластик и выпили в аэропорту :-)
__________

ДОЛОМИТЫ

Доломитовые Альпы условно разделяются на 11 зон (регионов), сюда входят итальянский Южный Тироль и австрийский Восточный Тироль:




(Год назад регионов было 12, теперь почему-то исчез последний, San Vigilio / San Martin - Dolomites.)

Про регионы можно подробнее узнать тут: http://www.dolomitinordicski.com/en/. Это сайт беговых лыж по всем Доломитам (Южный Тироль (Италия), Восточный Тироль (Австрия) и т.д.), с разделением на регионы. Выбрав регион, можно прочитать описание и скачать pdf со схемами беголыжных трасс и GPX-треки.
__________

Мы жили в регионе №4 (Drei Zinnen Dolomites, https://www.dreizinnen.com/en). Катались в основном поодиночке или по двое, каждый - в зависимости от своих желаний и возможностей :-)

Общая фотка (сняла Таня Осокина):



Я каталась в семи регионах:
Region 2: Antholzertal / Valle Anterselva
Region 3: Val Casies - Monguelfo - Tesido / Gsieser Tal - Welsberg - Taisten
Region 4: 3 Zinnen Dolomites
Region 5: East Tyrol
Region 6: Comelico
Region 7: Cortina d'Ampezzo
Region 10: Alpe di Siusi - Val Gardena / Seiser Alm - Gröden

Год назад каталась в шести регионах. Теперь добавился регион №6, вернее, одна из двух его частей - Padola.

Всего у меня получилось 366 км (49+62+33+66+41+52+63) на беговых лыжах за 7 дней. Т.е. по 52 км в день в среднем.

Забавно, что год назад было 365 км (45+47+70+43+58+48+54). Совпадение случайно :-) Видимо, это моя среднекомфортная лыжная доза :-) Чтобы накататься вдоволь, но не до отвращения :-)

Как и год назад, объехала далеко не всё. Даже не все трассы в ближнем доступе от жилья. Например, в нашем регионе №4 не съездила в долину на юг от Untergasse (Унтергассе), где две лыжни: к озеру Pragser Wildsee/Lago di Braies (Брайес) и в Ponticello (Понтичелло). Причём мне не времени не хватило, а сил :-) Поездки занимали далеко не весь день, иногда вообще полдня. Просто поняла, что мне больше не надо :-)

Вот мои треки:



Треки и точки nakarte.

Файл gpx для скачивания (все треки и точки).

Беголыжные трассы в Италии платные. Нужен билет, такой:





Расценки.
Билет на 1 день - 8 евро. «Проездной» на 7 дней - 30 евро по одному региону и 35 евро по всем 11 регионам. Сезонный билет - 70 евро по одному региону и 90 евро по всем регионам.
Мы купили на 7 дней по всем регионам.

Иногда эти билеты проверяют специальные контролёры прямо на лыжне, обычно в популярных местах с большим скоплением лыжников. Там я этот билет вешала на шею (с ним дали пластиковый чехольчик на резинке), в других местах убирала в поясную сумку, чтобы не мешался. А один раз у нас билеты проверил водитель ратрака! Я даже не сразу поняла, чего он от нас хочет, первый раз с таким сталкиваюсь. Возможно, контролёры - это те же водители ратраков, которые уже закончили подготовку трассы, а в тот раз мы выехали слишком рано, и он не успел поменять амплуа :-)

По долинам ходят автобусы, а в основной долине Пустерталь - ещё и поезд. Вот такой разноцветный:



Со специальными местами для горных и беговых лыж и велосипедов:



Поезд ходит два раза в час. При наличии карты HolidayPass (про неё в конце) проезд бесплатный.
_________

ПОГОДА, СНЕЖНЫЕ УСЛОВИЯ

Пасмурными были два первых дня, в ночь перед вторым выпал свежий снег. Остальные дни - солнечные.

Высота Нидердорфа - около 1100 м над у.м. И уже в первый день, несмотря на пасмурную погоду, у меня появился «очковый» загар - солнце в горах злобное!

По ночам стабильно держалась минусовая температура (до -12), утром тоже «минус», а днём воздух прогревался до +3+7! Трассы ратрачились каждое утро, ледяная корка снималась, и катание было отличным! Потом на солнцепёке снег слегка раскисал, ухудшая скольжение, но не критично.

Кстати, по свежему «вельвету», который так эффектно смотрится на фотках и всем нравится, скольжение так себе :-) Мягковато.




Когда его уплотняют многочисленные лыжники, катуха становится лучше.




По сравнению с прошлым годом, снега больше, как мне показалось. И это здорово! Не было стрёмных спусков, где не затормозить, потому что не обо что :-) Катание более комфортное.

Несколько дней были довольно сильные ветры. Это, конечно, далеко не Норвегия с ветрами, вдувающими в гору, где мы с семейством были в январе ( отчёт), но всё равно не очень приятно.

По утрам вблизи рек, где высокая влажность, всё покрыто инеем:









_________

БЕГОЛЫЖНЫЕ ТРАССЫ

Как я уже писала год назад, в Доломитах беголыжные трассы идут по долинам. Т.е., грубо говоря, полпути едешь вверх с набором высоты типа 300 м на 10 км, потом полпути вниз, обычно другой дорогой (вариантов много: всякие петли, удлинялки и срезки). Надо к этому быть морально готовым :-) И брать с собой какую-нибудь ветровку, чтобы снимать-надевать.

До некоторых долин от наших апартаментов можно легко добраться своим ходом либо на поезде/автобусе, а до некоторых удобнее на машине, потому что далеко или транспорт ходит редко.

Наш регион 4: Drei Zinnen Dolomites

https://www.dreizinnen.com/en




Это беголыжные трассы по долине Пустерталь вдоль реки Драва, тянущейся с запада на восток: Велсберг - Нидердорф - Тоблах - Иннихен - Вершако (почти граница с Австрией) (здесь нет больших наборов высоты, только локальные спуски-подъёмы, иногда довольно крутые);
от Иннихена на юго-восток: по долине реки Секстен, в Секстен, Моос и долину Валь-Фискалина;
от Тоблаха на юг в сторону Кортины (Кортина - это уже регион 7);
от Нидердорфа к юго-западу: к озеру Брайес и в Понтичелло.

Лыжный стадион в Тоблахе:



Вблизи Вершако рядом с австрийской границей:



В Нидердорфе, севернее деревни:



Долина Валь-Фискалина южнее Мооса:



Полной связности между этими трассами нет: иногда надо снимать лыжи и по несколько десятков или сотен метров идти пешком по населёнке. Например, в Велсберге, чтобы попасть с лыжной трассы в долине Гзизер Таль к трассе в долине Пустерталь, надо около километра топать пешком по городу. В Иннихене тоже переход между лыжнями довольно длинный. И, кстати, не всегда очевидно, куда надо идти, поэтому лучше иметь загруженный трек в телефоне или навигаторе, иначе продолжение лыжной трассы можно искать долго.

В Велсберге, начало трассы на восток по долине Пустерталь:



Регион 5: East Tyrol (Восточный Тироль). В сторону австрийского города Лиенц (Lienz)

Всё время какая-то невезуха с этим Лиенцем :-) Год назад я туда тропила по занесённой основе, а в пригородах Лиенца ковырялась среди каких-то заборов, заграждений и прочих препятствий. В этом году я до Лиенца вообще не добралась, потому что восточнее австрийского города Абфальтерсбах не только не было подготовленной трассы, но и заметённой основы не просматривалось! Отратраченная трасса кончилась в деревне Хоф, потом до Абфальтерсбаха шла вот такая колея:


А затем исчезла и она.

Ну и ладно. Мы ведь специально выделяли на Лиенц день с самой плохой погодой, пасмурный и после снегопада, который не жалко потратить на не самый видовой относительно плоский маршрут.

Регион 7: Cortina d'Ampezzo (Кортина д'Ампеццо)

Беголыжная трасса идёт из Тоблаха на юг и юго-запад, через перевал перевал Gemärk (Гемарк) высотой 1530 метров. Т.е. от лыжного стадиона Тоблаха сначала едешь 16 км полого вверх, набирая 300 м высоты, потом 12 км катишься полого вниз.

Ещё трасса в Кортину примечательна тем, что частично идет по бывшей железной дороге, в том числе по мостам и через тоннели:






Фото Тани Осокиной:



Бывшая железнодорожная станция:


Где-то здесь я видела зайца :-)

Я в этот раз стартовала от лыжного стадиона Фьямос (Fiames) вблизи Кортины, куда мы доехали на машине. На север, но не по основной трассе, а по ее ответвлению, западнее шоссе. Эта лыжня постепенно забирается вверх, а потом спускается к основной лыжной «магистрали» Тоблах - Кортина. Очень мне понравилась, год назад я там не была.



Один из вариантов трассы в Кортину, между Тоблахом и перевалом Гемарк, проходит мимо смотровой площадки, откуда видны знаменитые 3 вершины Доломитовых Альп (Drei Zinnen Dolomites). Я случайно попала туда год назад, а в этот раз не нашла этого места - слишком много разветвлений лыжней. Вот фотка прошлого года:



А на Тоблахском озере живут и выходят прямо на лыжню лебеди-попрошайки:



Фото Маши Пантелеевой:



Регион 3: долина Gsieser Tal (Гзизер Таль), Welsberg/Monguelfo (Велсберг/Монгуэльфо) - Huiben (Уйбен)




Беголыжная трасса в этой долине была в самом хорошем состоянии, потому что ее готовили к ежегодной гонке, запланированной на 16-17 февраля (перед нашим отъездом).







Как гласит одна из табличек у лыжни, трасса в долине Гзизер Таль открывается с 7 декабря. Если снега нет, то его насыпают. Например, в январе 2017 года это выглядело так (фото Вани Рахчева):



В деревнях по пути, как и практически в любой долине Доломитов, можно зайти в кафешку, выпить чаю или кофе и чего-нибудь съесть. Полноценно пообедать не факт, что удастся, но не из-за цен, а из-за итальянской сиесты в любое время года, которая продолжается часов до 17. Но на что-то плюхообразное вполне можно рассчитывать. Ну и в наиболее оживленных местах лыжных трасс вне населённых пунктов тоже есть кафешки.

Регион 2: Antholzertal / Valle Anterselva (долина Антхольцерталь / Валле ди Антерсельва)




У беголыжной трассы в этой долине, наверное, наибольший набор высоты: с 1100+ метров внизу до 1630+ метров наверху, у озера Антхольцер Зее / Антерсельва. Это на расстоянии примерно 20 км. Сначала подъём более пологий, потом более крутой.

Конечно, вкорячиваться вверх вовсе не обязательно: во всех долинах ходят автобусы (бесплатные при наличии карты HolidayPass, о ней в конце), можно заброситься на самый верх и скатиться вниз. Но это не наш метод :-) И по этой долине, и по Гзизер Таль я каталась и вверх, и вниз.

Недалеко от озера Антхольцер Зее находится биатлонный центр Südtirol Arena Alto Adige (Зюдтироль-Арена / Арена Альто Адидже) (https://www.biathlon-antholz.it/en) с несколькими кольцевыми трассами рядом:







На озере - просто толпы лыжников:


К счастью, трасса широкая, места хватает всем.

Регион 6: Comelico (Комелико)
Одна из его частей - Padola (Падола)




Регион на отшибе. Сюда ходит автобус, но редко. Мы приехали на машинах на полдня (несколько часов). Вторые полдня оставили на посещение терм в Моосе, куда заехали на обратном пути. На целый день сюда ехать бессмысленно, если не хочется наматывать круги.







В этот день дул такой ветер, что мало не показалось.

От низа горнолыжки в Падоле беголыжная трасса за несколько километров поднимается вдоль реки (вверх по одному берегу, в лесу, вниз по другому берегу, полями) до поля на небольшом склоне, по которому наматывает петли. На небольшом пятачке умещается около двух километров трассы. В стиле ГАБО на поле рядом с Рогачёвским шоссе, только с рельефом. В общем, на любителя. Но место красивое.

Вот то поле с петлями. Уклона не видно, но он есть:



Регион 10: Alpe di Siusi - Val Gardena / Seiser Alm - Gröden
Горнолыжный курорт Alpe di Siusi / Seiser Alm (Альпе-ди-Сьюзи / Сейзер-Альм), долина Val Gardena (Валь-Гардена)

На мой взгляд, это самое красивое место из тех, где я была в Доломитах.

Добирались на машинах, примерно 1 ч 40 минут в одну сторону. По пути туда слегка заблудились: перед выездом на платную автотрассу свернули в противоположную сторону, а разворачивались через какую-то стройку, куда проникли нелегально :-)

Приехали в город Seis am Schlern / Siusi allo Sciliar. Подъем на плато, где горнолыжка и беголыжные трассы - на горнолыжном подъёмнике Seiser Alm / Alpe di Siusi (Сейзер-Альм / Альпе-ди-Сьюзи), ведущем наверх в посёлок Compatsch / Compaccio (Компаччо) на высоте 1850 м над у.м. Подъём со спуском - 18 евро. В одну сторону ехать 12 минут.






Год назад мы с Таней заезжали сюда по-другому и с другой стороны: на машине до горнолыжного центра Monte Pana, а оттуда на лыжах вверх, через Saltria и далее в Compatsch, без подъёмников. Но рациональнее всё же - как в этом году, чтобы не тратить силы и время на подъём, а сразу оказаться на горном плато, где все красоты :-) К тому же в этот раз оказалось, что на участке Saltria - Monte Pana трасса не подготовлена! Т.е. её нет вообще. А год назад была…

На плато - две основные кольцевые беголыжные трассы, под конёк и классику: 15-километровая Panorama на юго-запад, «чёрная», т.е. сложная, сильно пересечённая, и 11-километровая Hartl на северо-восток, «красная», т.е. чуть менее тяжёлая. Обе односторонние. Остальные лыжни - их срезки. Год назад я только по «Панораме» каталась, на «Хартл» уже не осталось ни времени, ни сил (да и не знала, что там тоже здорово и живописно). В этот раз проехала обе.

Трасса Panorama:









Вся трасса - на открытом солнце, было очень жарко! Ну а то, курорт ведь :-)




Девчонки разделись, а мне было банально некуда положить лишнюю одежду, потому что каталась без рюкзака, с поясной сумкой, в которой термос, еда и ветровка. Один слой сверху сняла, а в двух штанах так и парилась.

Трасса Hartl:






Эта трасса частично идёт по лесу, к счастью. Вот в тени было приятно - не так жарко.
__________

ТЕРМЫ В МООСЕ

Bad Moos Dolomites Spa Resort
https://www.badmoos.it/en/

Билет на целый день (других не бывает) стоит 35 евро в будни и 40 евро в выходные. Заведение работает до 20:00.

В деревне Moos/Moso (Моос/Мозо) мы с Таней жили год назад, но термы посетить не сподобились. В этот раз решили выделить на них полдня, женской компанией (Миша отказался). Девчонки потом ещё раз туда сходили, в другой день, но я второй раз не захотела. Там разнообразные сауны, краники с минеральной водой, комнаты отдыха, в том числе тёмная с водяными матрасами. Самое классное - открытый бассейн с тёплой водой и видом на горы!




Фото Маши Пантелеевой:



Фото Маши Пантелеевой:








__________

РАЗНЫЕ ССЫЛКИ

Сайт беговых лыж по всем Доломитам (Южный Тироль (Италия), Восточный Тироль (Австрия) и т.д.), с разделением на 11 регионов (зон): http://www.dolomitinordicski.com/en/home.html

Сайт региона №4 Drei Zinnen Dolomites: https://www.dreizinnen.com/en

Расписание местных поездов по долине Пустерталь, 2018-2019:
http://www.skipustertal.com/wp-content/uploads/Ski-Pustertal-Express-timetable-winter-2018-19.pdf

Расписание местных автобусов и поездов Drei Zinnen Dolomites, зима 2018-2019 (Fahrplan - Orario - Timetable, Winter 2018/19): https://www.drei-zinnen.info/media/54e272c1-3fa4-4f40-9b75-b3a9e669bbbb/fahrplan-winter-2018-19.pdf

Гостевая карта HolidayPass: https://www.drei-zinnen.info/en/accommodation/advantage-cards/holidaypass.html
"The Holidaypass allows unlimited use of all ski buses in the Pusteria/Pustertal valley as well as of all
means of public transportation (including regional trains) throughout South Tyrol and to Cortina (except Cortina Express) in winter season 2018/19. As a member of the local tourism association, your host will provide you with complimentary tickets."
Карту HolidayPass можно купить, но у нас она входила в стоимость арендуемой квартиры.
По HolidayPass проезд на поезде бесплатен, но карту надо просканировать при входе в автобус или на станции отправления (!) поезда, иначе контролёр заставит купить билет.




Прогноз погоды в Тоблахе (Доббьяко): https://www.ilmeteo.it/meteo/Dobbiaco
___________

ФОТО И ВИДЕО

Мой фотоальбом с комментариями (253 фото): http://37.139.80.10/Prochee/2019.02.09-17%20Dolomites/index.html

Фото и видео Тани Осокиной:
день 0 и 1 (9 и 10 февраля): https://photos.app.goo.gl/7m8C7Ry9Liy8pgtt6
день 2 (11 февраля, Cortina): https://photos.app.goo.gl/ZamigoSzkfYfpQPR7
день 3 (12 февраля, Padola): https://photos.app.goo.gl/8MXQGZLEKshVpWHWA
день 4 (13 февраля, Lago di Bries + Welsberg): https://photos.app.goo.gl/iCDJjWH8dLaqYwRs9
день 5 (14 февраля, Val Gardena): https://photos.app.goo.gl/tRi56PVmJmBGCLUv6
день 6 (15 февраля, Fiames-Cortina): https://photos.app.goo.gl/37sNcrqLndF2aVbE8
день 7 (16 февраля, вблизи Кортины): https://photos.app.goo.gl/bW7BydpYZNJxx1Qe8

Фото Лены Баскаковой, 15 февраля: https://photos.app.goo.gl/U5PywkhWFy1CZW2M8

Фото и видео Маши Пантелеевой: https://photos.app.goo.gl/HSiNJdtJqrd4uTW17

Уф, всё! Лучше поздно, чем никогда :-) Следующим будет отчёт о ещё одной поездке, в Германию на 3 дня на мартовские праздники.

Италия, Поездки, Лыжи, Доломиты

Previous post Next post
Up