Велопоход Нарва - Таллин, 30 апреля - 6 мая 2018

Jun 03, 2018 21:16

ЭСТОНИЯ

Нарва - остров Муху - остров Сааремаа - остров Хийумаа - Таллин.

708 км (119+133+125+106+113+112) за 6 ходовых дней (30 апреля - 5 мая).

Трек (.gpx). Трек на карте:

Ездили вчетвером: Марина Сафина, Саша Иконников, Леша Бобков и я.

Саня, Марина, Лёша:

Все четверо:

Маршрут планировала Марина, пользуясь (или не пользуясь) советами Саши Тониса, который нас консультировал перед походом, за что ему большое спасибо.

Достопримечательности Эстонии удобно изучать на сайте https://triptoestonia.com/.

Сейчас, задним числом, мне кажется, что имело смысл больше времени провести на островах (а у нас вышло всего 2 дня на 3 острова) и вблизи побережья. А вот южная часть маршрута не очень интересна (сплошные заболоченные леса с искусственными канавами, поля, дороги разного качества, но всё равно «станочного типа»: едешь-едешь, а по сторонам всё одно и то же).

(фото Сани)

Но и там приятные участки тоже были, конечно. Например, этот, по сосновому лесу - часть маршрута RMK Oandu - Ikla:

(RMK - Центр управления государственными лесами Эстонии. Сеть туристических маршрутов и стоянок RMK охватывает всю страну.)

В Таллине поход закончился только у меня (так было запланировано), а остальные катались ещё неделю по Эстонии и в итоге доехали до российской станции Дно (Псковская область), где сели в поезд.

По закону подлости, после моего отъезда, наконец, потеплело, и народ начал наслаждаться жизнью :-) А вот первую неделю погода нас не баловала: было довольно прохладно (+4 ночью, +11+13 днем), ветренно, иногда шли дожди. А в первый день мы ехали в густом холодном тумане, который тащило с моря (в итоге моря мы в этот день так толком и не увидели).

А начался поход в российском Ивангороде, куда очень удобно добираться из Москвы: вечером сел в поезд, утром на месте. Можно, конечно, на этом же поезде доехать до Таллина, это не сильно дальше, но в этом случае из-за пересечения границы цена билета на поезд возрастает почти вдвое.

От ж.д.воказала Ивангорода - не более трёх километров до эстонской границы. Проходишь два КПП и оказываешь в эстонской Нарве, очень удобно. Насчёт этого способа нас тоже Саша Тонис просветил. Если путешествовать без велика, то можно сесть в автобус и доехать куда надо - автобусов в Эстонии много, а при покупке заранее билеты дешёвые.

Прохождение границы заняло у нас минут 30-40 (велосипедисты приравниваются к пешеходам):

В Нарве мы бегло осмотрели Нарвскую крепость (замок), поднялись на смотровую площадку.

Видна Ивангородская крепость на другом (российском) берегу:

Ивангородская и Нарвская крепости на разных берегах реки Нарвы:

(фото Сани)

Осмотр крепости, обед в кафе, закупка еды и алкоголя (в специализированном магазине, по совету местных - там сильно дешевле, чем в супермаркете) заняли довольно много времени, и на велики мы сели уже ближе к 14 часам. А бензин для горелок мы закупили ещё по ту сторону границы, в Ивангороде - в России бензин дешевле.

Немного отъехав от Нарвы, попали в густой туман:

Очень жаль, потому что в этот день мы много ехали вдоль моря, но его почти не видели.
Вот тут должен был быть красивый морской вид:

Берег моря:

Какая-то огороженная площадка непонятного назначения, оформленная игрушками:

Зато первая ночёвка была в красивом месте, на озере Uljaste jarv:

(Тут туман уже рассеялся. Ну или мы из него выехали.)

А ведь мы чуть было не встали в каком-то болоте, на кочках! Когда подошло время поиска места для привала (мы это заранее обговорили), вокруг сначала были поля и населёнка, потом не было ни нормальной воды (кроме болот и канав со стоячей водой, хотя мы уже и на такое были согласны), ни деревьев (а без них и тент от дождя не натянешь, и просто будет сдувать). Нашли с Лёшей какой-то псевдолес, весь иссечённый канавами со стрёмной водой, с распрекрасным видом на большой посёлок через полкилометра, долго ходили в поисках места поровнее и посуше (там всё было в кочках), замёрзли, чуть не переругались - хотелось просто уже встать хоть где-нибудь, поставить палатку, сварить еды... И накатить, да :-) Хотя, кажется, мы-таки прямо там приложились к бутылочке Vana Tallinn, для поднятия морального духа :-) А потом приехала Марина и сказала, что тут совсем недалеко, буквально километров через 6 (или 9), будет отворот в лес, а оттуда уже рукой подать до классного озера с оборудованной стоянкой... Я как-то не очень верила, что там будет что-то хорошее, ожидала какой-нибудь подставы - или озеро в болоте, а если не в болоте, то будут толпы автомобилистов с орущей музыкой... Саня, судя по выражению лица, кажется, тоже был не особо рад перспективе ещё куда-то ехать :-) Лёша вообще уже был ничему не рад :-) Но до озера мы всё-таки доехали (километров оказалось 13, а не 9), и место нам досталось суперское!

В следующие пару дней нам уже не так везло с местами для ночёвок, но, несмотря на обилие болот, каждый раз всё-таки находилось что-то подходящее.

В этом походе я почему-то очень сильно мёрзла. Хотя одевалась очень тепло - гораздо теплее, чем при такой же температуре в Подмосковье. А в Эстонии ли сырость, то ли ветер влияет и общая промозглость. Очень радовалась, что взяла носки из полара и лыжные варежки (лыжные перчатки я тоже взяла, но в них мёрзла), они меня просто спасли :-)

Несмотря на далеко не запредельные дневные пробеги и относительно хорошие дороги (асфальт, приличные грейдера и грунты, почти без грязи и без песков, в основном без рельефа), ехали мы как-то небыстро и подолгу. То ли из-за холода, то ли из-за мордника, то ли из-за небольшого наката с начала сезона, то ли это старость. Марина жаловалась, что в один из дней у неё время в движении (т.е. чистое!) составило 9 часов. Для похода это дофига.

А мне очень повезло, что к нам присоединился Лёша. Так получилось, что ехали мы в основном попарно, чтобы не утомлять друг друга долгими ожиданиями, и не виделись по несколько часов. Против ветра (а мордника было много) я сидела у Лёши на колесе - одной было бы и тяжко, и грустно. Наша двойка перемещалась чуть побыстрее, зато мы подолгу зависали не просто у каждой достопримечательности, а у каждого намёка на достопримечательность - фоткали, тупили, одевались-раздевались, перекусывали ну и т.д.

(фото Сани)

Дальше каждый день подробно описывать не буду. Перечислю самое запомнившееся.

Видели очень много аистов и всяких других птиц:

Лебедей, например:

(на озере Allikajarv)

А также животных, в том числе стадо каких-то рогатых:

Я ночью видела лису! (Фоток, конечно, нет, а про лису чуть позже.)

Улитки в изобилии (ну хоть не слизняки, как бывало в других походах):

Деревья, маскирующиеся под животных:

(на острове Муху)

Много разных цветов:

(Оказалось, что весна тут более поздняя, чем в Москве - в первых числах мая листья на деревьях только-только распускались.)

А также чучела животных:

(остров Сааремаа, ресторан в Каали)

Очень много старинных церквей и кладбищ:

(церковь Кирбла VI века (Kirbla kirik))

Старинный мост Ванамыйза (Vanamõisa sild):

Ветряки:

(вблизи порта Виртсу)

(к западу от Таллина)

Рощи:

(остров Хийумаа, Сууремыйза (Suuremõisa))

Ветряные мельницы:

(остров Муху, хутор Эему (Eemu); здесь есть музей, но при нас был закрыт - не сезон)

(остров Сааремаа, музей ветряных мельниц Англа (Angla))

Метеоритные кратеры Каали (Kaali) на острове Сааремаа, с водой и без воды (хотя и те, и те под дождём):

Остров Хийумаа, моторный парусник Ernst Jaakson в порту Сору:

Остров Хийумаа, учебная тропа Орьяку (Orjaku matkarada) по берегу Кяйнаского залива для прогулок и наблюдения за птицами. Тропа проходит по деревянным настилам над болотом:

Это совершенно суперское место, оставило одно из самых ярких впечатлений. Заранее мы про него не знали - проезжая мимо, увидели указатель и эти деревянные настилы.

Есть смотровая вышка:

Остров Хийумаа, былинный великан Лейгер (Leiger) (ну и я рядом для масштаба):

Кемпинг Puhkekula из бочек:

В нём мы не жили (а было бы прикольно!), зато останавливались в другом кемпинге (остров Сааремаа, посёлок Leisi, кемпинг Oja), причём были там одни, ибо не сезон.

Кемпинг Oja: https://www.booking.com/hotel/ee/oja-kamping.ru.html
При размещении в 4-местных маленьких домиках по 2 человека - 17 евро за одного человека, оплата только наличными. Удобства в отдельном домике рядом (2 совмещенных душа и туалета). Кухни нет, но в каждом домике - электрочайник.

(фото Сани)

Между островами перемещали на паромах:

(порт Трийги (Triigi), остров Сааремаа)

На всех паромах есть кафешки, что очень удобно: можно совместить переправу с обедом (или вторым завтраком):

А острова Муху и Сааремаа вместо парома соединяет длинная дамба, на которой даже есть велодорожка (или специально выделенная полоса):

Старая ж.д.станция Хаапсалу (Haapsalu) недействующей железной дороги Кейла - Хаапсалу:

Лесная мощёная дорога вблизи Перакюла (Peraküla):

Трястись на байке по ней отстойно, но прикольно :-)

Мы ночевали на оборудованной стоянке RMK на озере Allikajarv. На стоянках RMK обычно есть стол, мангал с дровами, навес, мусорка, туалет.

Не знаю, что тут в сезон, но в начале мая мы были одни (а я боялась, что будет колхоз).

А это тоже неподалёку от той ночёвки:

Единственное, о чём я жалею - что мы не доехали до морского песчаного пляжа Перакюла (Peraküla), хотя он был совсем недалеко (это я уже потом, дома прочитала про этот пляж). Можно было, наверное, проехать мимо него и выбраться на шоссе другим путём, и даже было бы не сильно длиннее.

Остатки радиостанции, секретного военного объекта царской России на берегу озера Allikajarv:

Не посмотрев информационный щит, я бы и не подумала, что эта плита со скобами чем-то примечательна!

Ночью на этой стоянке к нам приходила лиса! Я вылезла из палатки на шуршание и позвякивание - мы подумали, что это какие-нибудь собаки пытаются раздраконить мусор в поисках еды. А это оказалась лиса! Я видела её издалека в свете фонарика - 2 горящих зелёных глаза. Некторое время мы пялились друг на друга, а потом она убежала. Наутро выяснилось, что она съела у Марины с Саней остатки макарон с мясом из кана. Мясо было очень жалко :-)

В 2009 году в Норвегии у нас уже был подобный случай: ночью лисица, подойдя практически к палаткам, вскрыла и сожрала сметану, предназначенную на завтрак. Фотка лисы на месте преступления и с банкой из-под сметаны на морде.

Поехали дальше.
Развалины монастыря Падизе (Padise kloster):

Замок и водопад Кейла-Йоа (Keila-Joa):

Про них мы тоже заранее не знали (плохо подготовились!), просто ехали мимо и свернули по указателю.

Балтийское море, наконец-то при солнце:

(«место для установки палаток» Меремыйза (Meremoisa Telkimisala))

И, наконец, ТАЛЛИН!

В Таллине мы провели сутки, ночевали в съёмных апартаментах в Старом городе (Lai Apartment, https://www.booking.com/hotel/ee/romantic-medieval-apartment.ru.html, 108 евро в сутки). Не сказать, что очень комфортно (тесновато для четверых человек с байками и барахлом), зато аутентично и в центре!

Осмотрели вдвоём с Лёшей Телебашню (Teletorn, www.teletorn.ee), куда мы с семьёй не попали в ноябре 2015 года во время паромного круиза.
Это самое высокое сооружение во всей Эстонии, высота 314 метров.
Билет на посещение стоит 13 евро, мы покупали на месте (а можно купить через сайт на определённое время, это гарантирует попадание без очереди; но при нас и так очереди не было).

Виды открываются не ахти какие, но всё равно прикольно.

В лифте по мере подъёма на экране отображается этаж и высота:

На 21-ом этаже (на высоте около 170 м) находится небольшая экспозиция с интерактивными информационно-развлекательными экранами в виде галлюциногенных грибов:

Ещё этажом выше - ресторан и открытая смотровая площадка, огороженная сеткой:

За дополнительную плату можно заказать «прогулку по краю» - обход вокруг башни по наружной площадке со страховкой.

В фойе Телебашни работала временная выставка «Бананов нет» - путешествие во времени в советские будни (отдельный билет не нужен, достаточно билета на башню). Там мы тоже надолго зависли :-) Разглядывали игрушки, продукты, интерьеры времен СССР. Там были даже велосипеды и спортивно-туристическое снаряжение!

Ну и по Таллину погуляли, по Старому городу, вечером 5-го и днем 6 мая, до моего поезда.

Фотка на вокзале Таллина перед моим поездом в Москву:

Мои новые магнитики и доломитовый шар с острова Сааремаа :

На этом всё про этот поход!