(no subject)

Dec 01, 2009 20:54

Красный абажур в Кукольном театре

"Взрослые спектакли Кукольного театра - это must see!" - говорили мне друзья. От их рассказов в моей памяти оживали волшебные впечатления детства - последний раз в этом театре я была в шесть лет.

И вот мы решили "приобщиться к высокому" и пришли на "Пионовый фонарь". До чего разнообразная публика в Кукольном! "Театральные" старушки в экстравагантных нарядах, молодые мамы с детишками, бизнесмены с женами в коктейльных платьях, юные эмо и готы, какая-то иностранная делегация. В зале уютный полумрак, народ негромко разговаривает, мы проникаемся атмосферой и ждем чего-то впечатляющего.

Видимо, ждали мы слишком многого.

"Пионовый фонарь" - пьеса для японского театра Кабуки. Это мистическая история с несколькими переплетающимися сюжетными линиями. Юный ученик самурая оказывается сыном убитого им человека - это тяготит и ученика, и учителя, которые очень привязаны друг к другу, но в то же время не могут забыть о самурайском кодексе чести, согласно которому они должны стать смертными врагами. Наложница самурая похищает его деньги и сбегает с любовником, и об этом случайно становится известно ученику - он отправляется в погоню , чтобы отомстить за честь учителя. Дочь самурая влюбляется в поэта, который испытывает к ней такие же чувства, но оба они не могут признаться друг другу и потому жестоко страдают от неразделенной любви. Лихо закручивается сюжет, начинается конфликт и... и в общем, все умерли.

Видимо, культура древней Японии слишком отлична от современной западной - настолько, что простому зрителю вроде меня, незнакомому с японской этикой и символикой, трудно принять мотивы действий героев. У меня не вызывает восхищения скромный влюбленный поэт, который долго страдал вдали от своей возлюбленной, потому что к нему в гости никак не заходил друг, который его с этой возлюбленной познакомил. Неудобно напрашиваться - ради любви преодолей неудобство, приди к другу и честно скажи "хочу еще раз увидеть эту девушку". Ей-богу, даже шекспировский нытик Ромео мне гораздо более симпатичен - он хоть нашел в себе смелость признаться в любви под окном Джульетты. Да, я понимаю, что тут другая страна с другими ценностями и традициями, понимаю, что у них все иначе. Просто мне не близко.

Разница уровня актерской игры бросалась в глаза. Одним актерам/персонажам я была готова безоговорочно сказать "верю!" (таких было трое), а вот на всех остальных была четкая реакция "не верю!". Быть может, если бы все вместе выбрали совсем условную манеру ("под Кабуки"), или, наоборот, менее условную (без подчеркнутых акцентов Деда Мороза и Снегурочки детских утренников), было бы лучше. Но отсутствие единообразия портило впечатление.

Еще один негативный момент - это костюмы и реквизит. Мне встречалась самодеятельность, где костюмы участников были существенно лучше, чем у профессиональных актеров Кукольного. Наверное, если бы я "верила" актерам, мне бы и в голову не пришло разглядывать, что на них надето. Но поскольку "погружения" не произошло, я сидела и смотрела халатики а-ля кимоно и шапочки в форме японской прически (вместо париков). В каждой сцене смерти кто-то выходил и непонятно зачем махал красным абажуром, который, видимо, символизировал тот самый пионовый фонарь. Что же символизировал пионовый фонарь, известно только японцам - зрителям спектакля этого не рассказали.

Видимо, на общем впечатлении сказался контраст "детского" и "взрослого" взгляда. То волшебство, которым, казалось, был пропитан театр в те дни, когда мне было шесть, теперь не действует. Аквариумы пусты, птиц в огромной клетке стало меньше. Всякие чудесные фигурки - те же самые, что в моем детстве, ничего не прибавилось, только пыли на них стало больше. Все это напоминает фальшивые ёлочные игрушки из анекдота - выглядят как настоящие, но не радуют.

Взрослым взглядом видно, как беден театр. Похоже, он изо всех сил пытается сохранить то, что осталось с прежних времен, но делать что-то новое не хватает сил и средств. Я понимаю, что это не их вина - театр, не ориентированный на мэйнстрим, не может и не должен быть коммерчески успешным сам по себе, без финансовой поддержки со стороны властей он просто загнется. Сейчас билет на спектакль стоит дешевле, чем вечерний сеанс в кино.

И все же нельзя сказать, что Кукольный театр вообще и "Пионовый фонар" в частности вызвали один лишь негатив. Очень порадовали куклы - и те, что участвовали в спектакле, и те, что выставлены в холле. Их можно долго-долго рассматривать со всех сторон, восхищаясь изяществом и филигранностью. Ради того, чтоб на них полюбоваться, я обязательно приду в Кукольный театр еще раз.

культура-шмультура, going out

Previous post Next post
Up