Когда культура пересекается

Oct 22, 2015 14:28

Во все времена культура и все ее производные был неразрывно связаны с социальными, политическими и, порой, даже революционными процессами, происходящими в обществе. Без этого уж никак. Нет, исключения, конечно, встречаются, но все они лишь подтверждают данное правило.

Когда я впервые услышал про такое направление в живописи, как мурализм, родиной которого является Мексика, я сразу почувствовал, что имею дело с чем-то монументальным, грандиозным, величественным. Все дело в происхождении. Ни для кого не секрет, что долгие годы вся Латинская Америка целиком и полностью находилась под контролем США. Причем штаты всеми правдами и неправдами пытались расчистить континент от европейского присутствия. Яркий пример тому - война за независимость на Кубе в конце XIX века, когда все европейцы были выпровожены восвояси.



Впрочем, вассальное положение - доля совсем незавидная, и вряд ли найдется такой народ, который будет согласен мириться с ней. И вот в Мексике в 1910-м году вспыхивает народное восстание, в ходе которого народ свергает действующего диктатора Порфирио Диаса, ограничивая тем самым американское влияние в своей стране. Именно это событие и стало самым настоящим толчком для всех народно-освободительных движений, захлестнувших Латинскую Америку в начале прошлого века.



И естественно этот патриотический настрой не мог не отразиться в искусстве, в результате чего весь мир и узнал о новом слове в монументальной живописи - мексиканском мурализме. Революционный посыл, обращение к народу, возвращение к корням - вот его главные идеи.



Выглядит впечатляюще, не правда ли? И знаете, что же больше всего бросилось мне в глаза? В том что во всей этой красоте очень отчетливо проглядывались нотки знаменитого на весь мир социалистического реализма. Того самого направления, старт которого в начале прошлого же века был положен в Советском Союзе. Вся та же монументальность, вся та же конкретность, все то же обращение к народу.



Наивно, наверное, говорить о каком-то ментальном родстве. Однако тот факт, что искусство двух совершенно разных культур нашло такое пересечение, действительно знаменателен. Заметил это, кстати, не только я, но и вся мировая общественность. И, быть может, именно с тех пор в Мексике тоже питают слабость к российскому и советскому искусству. Главным образом, авангардистскому. Вон, даже сейчас в Мехико открывается экспозиция российских музеев, на которой будут представлены работы работы Кандинского, Ларионова, Малевича, Матюшина и многих других наших деятелей. И это ли не прекрасно?

революции, культура, куба, русское искусство, мурализм, экспозиция, мексика, искусство, соцреализм, монументальная живопись, россия сегодня

Previous post Next post
Up