Среди всего разнообразия городского общественного транспорта лично моя душа почему-то всегда склонялась в сторону троллейбуса. Ну, а чего, гораздо чище и экологичнее автобусов, быстрее и маневреннее трамваев. Понятное дело, что метрополитен - это выбор номер один, но если расстояние небольшое и время в запасе есть, прокатиться на рогатом - сущее удовольствие. Сегодня, кстати, дата любопытная - ровно 79 лет назад, 21 октября 1936 года в Ленинграде был запущено троллейбусное движение.
Первопроходцами оказались модели Ярославского автомобильного завода ЯТБ-1. Деревянный каркас, полностью обшитый тонкой листовой сталью, обтекаемый кузов - для своего времени просто конфетка. Тем более что и комфорта было не занимать. Системы отопления, мягкие сиденья, уютные занавески на окнах, и, что самое главное, строго фиксированная пассажировместимость все это выгодно отличало троллейбус от других видов общественного транспорта. Правда, и платить приходилось за такую роскошь больше. Кстати, интересный факт. С 24 апреля 1937 года в Ленинграде было введено ночное движение троллейбусов. Оно осуществлялось ровно до половины четвертого ночи, причем интервал движения составлял всего лишь десять минут. Эх, вернуть бы такую практику.
Вторая мировая, конечно, внесла свои коррективы в работу ленинградского троллейбусного парка, но, надо отдать должное, полностью она прекратилась лишь 8 декабря 1941 года, то есть, спустя три месяца после начала блокады. Возобновили же свое шествие по улицам города рогатые автобусы 24 мая 1944 года, уже окончательно и бесповоротно. Кстати, сразу после войны троллейбусы часто использовались для повышения уровня культуры дорожного движения среди водителей и пешеходов. Как правило, такие троллейбусы, оснащённые громкоговорителем и агитационными материалами, связанными с ПДД и техникой безопасности, приезжали в самые опасные, с точки зрения дорожных происшествий места для проведения там культурно-просветительской работы с населением.
А уже с 1946 года началось и обновление троллейбусного парка. Оно и понятно - какими бы красивыми ЯТБ не были, но в какой-то момент и они стали считаться устаревшими. И им на замену пришли машины Тушинского авиационного завода № 82 - МТБ-82. Та самая модель, которую воспел Булат Окуджава в своей песне "Синий троллейбус".
Планировка и обустройство кузова у МТБ-82 было еще удобнее, чем у предшественника - между диванами организованы достаточно широкие проходы, салон имел лучшую как естественную, так и искусственную освещенность, пассажировместимость увеличилась до 65 человек. Дизайн был позаимствован у американских автобусов General Motors 40-х годов. В это же период времени, почти одновременно с МТБ-82, в городе появились очень похожие внешне автобусы ЗИС-154, а затем и ЗИС-155. Сходными были и округлая форма кузова, и внешний вид бортов, и наклон лобового стекла водителя.
МТБ, как уже сказано ранее, выпускались в Тушино, однако там со временем производство троллейбусов было свернуто и передано в город Энгельс Саратовской области, на завод имени Урицкого. Так и началось производство уже следующей, более новой модели троллейбусов ЗиУ-5. Эти машины были гораздо вместительнее предыдущих, их пассажировместимость увеличилась до 96 человек, а после усиления основания кузова на ЗиУ-5Д - до 120. Кстати говоря, на момент начала своего производства ЗиУ-5 обладал такой разгонной динамикой, что мог свободно двигаться на равных с легковыми автомобилями.
Дальнейшие обновления троллейбусного парка были обусловлены во многом и изменениями в самой системе оплаты проезда. Так, с 60-х годов троллейбусы в Ленинграде перешли на бескондукторное обслуживание, а это означало, что троллейбус перестал быть транспортом повышенной комфортности. Был введен единый тариф в размере 4 копеек, а количество пассажиров перестало быть фиксированным. В связи с этим возникли трудности - людей в часы пик набивалось столько, что двухдверные машины ( такими были и ЯТБ-1, и МТБ-82, и ЗиУ-5) перестали справляться с нагрузкой. Именно поэтому в 1972 году на смену устаревшим моделям пришел новехонький ЗиУ-682 (или ЗиУ-9), которому, в общем-то, было суждено стать одним из самых известных и многочисленных троллейбусов в мире. Шутка ли, 42 000 экземпляров, экспорт по всему миру, эксплуатация и по сей день. В дальнейшем как раз эта модель использовалась для разнообразных модификаций, и серьезных изменений не претерпевала. Ну, исключением может стать разве что сочлененный ЗиУ-10. Его тоже все видели.
Про современные же модели, высокотехнологичные, низкопольные, почему-то рассказывать не хочется - в конце концов, и так видим их каждый день. Хотя, прокатиться сегодня все же собираюсь. Как никак, и у этих машинок тоже праздник.