И раз уж я сегодня не сплю... или про "Нирвану" Волошина, Умберто Эко и школьный курс химии.

Mar 22, 2011 06:03

Начну немножко издалека (у меня прям традиция откуда-то оттуда начинать)).

Уже давно у меня на полке пылится учёный труд Умберто Батьковича Эко под названием "Роль читателя". Иногда я его достаю, сдуваю пыль и читаю. Там очень много страниц и на каждую приходится ещё больше умных слов, поэтому понять, что к чему, временами тяжко, но в целом полезно. Подробный пересказ всех теорий, таблиц и размышлений о роли читателя тут приводить пока не буду, но если свести всё к чему-нибудь краткому и банальному, то получится, что произведение искусства может существовать в соавторстве с читателем, ну, или применимо к нашему случаю зрителем. Чем более открытое [для соавторства] произведение, тем больше читатель может в него добавить своего, при том иногда такого "своего", о котором автор даже и не подозревал. Степень открытости, само собой, величина непостоянная.

Фильм "Нирвана" вышел на экраны аж в 2008 году. Но посмотрела я его буквально пару месяцев назад. И он моментально, почти с первых кадров зацепил,  ближе к концу уверенно пополнял список любимых, а теперь, просмотрев его уже 4 раза, могу совершенно точно сказать, что на данный момент этот фильм у меня вне конкуренции. И я даже очень рада, что не посмотрела его в 2008 и ничего о нём не слышала, потому что, вспоминая себя тогдашнюю, почти уверена, что не стала бы даже пытаться стать соавтором. А соавторство зрителя в этом фильме, на мой взгляд, занимает ключевую роль. Или, если говорить терминами Эко, он очень открытый.

Сам режиссёр, Игорь Волошин, называет фильм "житейской историей" с намёком на обыденность и неоригинальность. Как показывают практика и многочисленные отзывы о фильме, оно в общем-то так и есть. Плюс каждый вдобавок видит что-то своё: кто обычную историю наркоманов, кино для укурков и про укурков, кто никомунепонятное современное искусство (чтоб его), кто фееричный мейк и прекрасную работу гримёров и костюмеров, кто мрачный Питер, кто знакомый клуб "Tunnel" и прелести жизни постсоветского пространства, кто историю дружбы и самопожертвования, кто драму про любовный треугольник, а кто и смыслы жизни.

Но вся прелесть этого фильма лично для меня заключается в том, что без преувеличения в нём есть это всё и ещё много чего. И видение оного зависит лишь от желания творить вслед за режиссёром, смотреть с разных сторон и видеть каждый раз что-то новое. "Нирвана" -- замечательное поле для подобной деятельности. Там можно всё сплести воедино, или расставить по углам, бесконечно искать параллели, неслучайности и... и... и вот! Говорят, что фильм для Волошина слабоват... ну, если это "слабоват", то остаётся с надеждой ждать чего-то ещё более сильного.

И, наконец, при чём тут школьный курс химии.
Дело в том, что "Нирвана" стала для меня своеобразной лакмусовой бумажкой. По тому, насколько фильм понравился человеку и что он там увидел, я могу почти безошибочно судить о родственности наших душ, похожести мировозрения и аналогичности устройства мышления. Может, конечно, и слишком смелый критерий, но промаха пока не было ни единого: все, кто этот фильм воспринимает так же как я, очень близкие мне по духу люди и наоборот. Вот такая история.

ps: грим в этом фильме -- это вообще отдельная тема. Многих с первых минут приводит в состояние лёгкого шока. А меня вот приводит в полный восторг и сам по себе, и благодаря его роли в сюжете фильма. Первое, что я сказала, когда увидела Ольгу Сутулову в роли Алисы: "Ааа, я тоже так хочу!!"
Поэтому бонусом тут будут фотографии со съемок!

pps: и самая любимая фраза из фильма (ну просто актуально очень)): "Потому что людей любить надо, особенно соседей."
Previous post Next post
Up