Франц Верфель (10.09.1890 - 26.08.1945) - известный австрийский драматург, поэт и романист.
Родился на рубеже веков в Праге, входившей тогда в состав Австро-Венгерской империи, где еще в лицейские годы и познакомился с Францем Кафкой и Максом Бродом. Происходил из богатой еврейской семьи фабрикантов обуви.
Занимал пацифистскую антифашистскую позицию, обличал антисемитизм. В 20-30хх годах книги Верфеля были бестселлерами.
В 1938 во время Аншлюса Австрии Верфель возглавлял список лиц, разыскиваемых нацистами. Чтобы избегнуть ареста, Верфель был вынужден эмигрировать во Францию. С этого началась история его скитаний по военной Европе. Вторая мировая набирала ход, Вермахт стремительно покорял одну за другой европейские страны. Рухнула Франция. Профашистское правительство маршала Петена не гарантировало писателю безопасности. Оторванный от родины, он подобно героям знаменитого романа Ремарка "Ночь в Лиссабоне'" менял города, страны.
Вместе с женой Альмой Верфель пешком добрался до Испании через Пиренеи. Вместе с ними бежали знаменитый Генрих Манн с женой и племянником - Голо Манном, сыном Томаса Манна. В стране в то время правил диктатор Франко, поддерживавший тесные контакты с фашистами. Оставаться в Испании было опасно. Судьба гнала его дальше, на самый край света, в Португалию. Наконец, в 1941 Верфелю удалось эмигрировать в США и получить американское гражданство. Здесь к нему пришел заслуженный успех. Роман Верфеля "Песнь Бернадетте" (Das Lied von Bernadett) был блестяще экранизирован в 1943 г.
Увы, подорванное преследованием и неотступной тревогой здоровье не восстанавливалось. В 1945 незадолго после окончания Второй мировой Верфеля не стало.
В 1975 г. Верфель был с почестями перезахоронен в Вене.
Читать
биографию полностью в русской Википедии.
Строки, написанные женской рукой (Eine blaßblaue Frauenschrift) - рассказ Верфеля, созданный им в период эмиграции в 1941 г. Увы, мне неизвестно точное название этого рассказа на русском языке (переводился ли он вообще?), что позволило мне взять на себя смелость и перевести его таким образом.
Больше полувека разделяет день сегодняший и то время. Но тема равнодушия, поднятая писателем, кажется мне актуальной. Судите сами:
Австрия, 1936 г. 48-летний Леонидас с удовлетворением взирает на свою жизнь. Сын бедного учителя, он сумел сделать блестящую карьеру. Не последнюю роль в этом сыграл и удачный брак с красавицей-миллионершей Амели. Будучи чиновником в министерстве образования, он принадлежит к политической элите страны. При этом, его положении выгодно вдвойне: политические потрясения в соседней Германии, неизбежно сказывающиеся на Австрии, не касаются его министерства. Всего через два года Австрия вольется в Третий Рейх без малейшего сопротивления. В Австрии зреют профашистские силы, но это не интересует чиновника. Леонидас предпочитает считать, что это его не касается.
В собственный день рождения он получает письмо, которое ломает ритм привычной жизни. Несколько строчек, написанных на конверте торопливой женской рукой. Знакомой рукой. Вера Вормзер, единственная женщина, которую Леонидас любил в своей жизни. Судьба свела их 18 лет назад в Хайдельберге. Предыдущие письма Веры Леонидас рвал, не читая. Но не в этот раз. Скрываясь от глаз жены, он читает письмо в туалете. Он узнает, что Вера находится в Вене. Она просит Леонидаса "помочь одному одаренному 17-летнему юноше, который не может продолжать обучение в Германии по "известным причинам". Хотя в письме, написанном в нарочито деловой манере, об этом не сказано ни слова, Леонидас думает, что речь идет об их общем сыне, о существовании которого он до сих пор не подозревал.
В первый момент Леонидас, шокированный известием, решает признаться во всем жене. В Австрии господствует негласный антисемитизм. Леонидас, привыкший молчать и соглашаться, неожиданно для себя выступает в защиту профессора-еврея, чья кандидатура рассматривается в его министерстве для назначения на пост декана в университете.
Вернувшись домой, Леонидас чувствует, что решимость покинула его. Амели, которая ничего не знает об их с Верой романе, но видела конверт, подозревает Леонидаса в неверности и требует показать письмо. Ему ничего не остается, как согласится. Амели читает послание Веры и не увидев того, что написано между строк, просит у Леонидаса прощения. Леонидас так и не решается ей сказать всю правду, не столько из трусости, сколько из-за нежелания разрушить привычный удобный мир.
После того как Леонидас встречается с Верой и узнает, что молодой человек вовсе не его сын, а сын подруги Веры, он чувствует громадное облегчение. Он возвращается к привычному оппортунизму и на следующем заседании в министерстве спокойно взирает на то, как кандидатуру профессора-еврея снимают с обсуждения. Жизнь снова прекрасна. Пока он не получает от Веры еще одно письмо, в котором пишет что у них и в самом деле был ребенок, который трагически погиб два года назад.
Фото из одноименного фильма 1984 г. Читать о фильме на немецком
здесь.