"ХЕЛА", Хортон и "Веселый Роджер".

Nov 15, 2014 21:21

13 сентября 1914 года - дата знаменательная для британского подплава. В этот день субмарина Е-9 под командованием лейтенанта-коммандера Макса Хортона (в будущем, наверное, самого известного британского подводника) потопила торпедой германский малый крейсер «Хела», использовавший в качестве дозорного судна в Гельголандской бухте. Старый корабль стал первым, пущенным на дно английской подводной лодкой.



SMS "HELA" в норвежском Бергене перед войной.

Утром 13 сентября «Хела» возвращался обратно в Яде, находясь в квадрате 151ε примерно в шести морских милях к юго-юго-западу от Гельголанда. Этот район недавно обследовал дивизион тральщиков на присутствие подводных лодок, и командир "Хела" фрегаттен-капитан Пауль Вольфрам чувствовал себя спокойно. Однако еще с прошлых суток там в подводном положении находилась Е-9. Когда на рассвете субмарина всплыла, то на ней практически сразу заметили «Хела», появившийся из утренней дымки в две милях от Е-9. Хортон подошел на дистанцию 600 ярдов и выпустил 2 торпеды, после чего погрузился. Услышав один взрыв, он всплыл на перископную глубину и увидел, что цель остановилась с большим креном на правый борт. Е-9 подверглась сильному обстрелу и вновь погрузилась. Когда час спустя Хортон вновь всплыл, то обнаружил на месте атаки только пять траулеров. Германские корабли разыскивали весь день Е-9, не давая возможности ей всплыть. Только ночью англичане смогли зарядить батареи. Следующим днем лодка из-за начавшегося шторма направилась обратно в Гарвич.



Макс Хортон во время Великой войны на Балтике.

Из двух торпед, выпущенных Хортоном, первая прошла за кормой, а вторая попала в третий отсек. «Хела» затонул (54°03' с.ш., 07°55' в.д.) в течение 25 минут, после того как не выдержали переборки соседних отсеков. Почти весь экипаж, за исключением двух погибших, был спасен находившимися поблизости миноносцами, подводной лодкой U 18 и сторожевыми траулерами.

Гибель «Хела» в такой близости от баз флота еще больше укрепило командующего Флотом открытого моря адмирала Ф. фон Ингеноля придерживаться концепции «малой войны», ведущейся подводными лодками и легкими силами. В своей пояснительной записке о действиях флота в первый год войны он писал: «После того как «Хела» был потоплен миной с неприятельской подлодки на том месте, на котором флот накануне производил эволюции, я должен был принять за правило, (дабы уравнение сил, к которому мы стремились не повернулось в обратную сторону), не подвергать ни одно судно и ни один отряд опасности от подлодок, если это не вызывалось какой-нибудь определенной целью, т.е, не высылать их для учений или исключительно демонстративных операций. Именно потому, что я уверенно рассчитывал на решительный бой, долженствовавший наступить, ни одно ценное судно не должно было пасть жертвой неприятельских подлодок и позднее - мин заграждения, без самой настоятельной необходимости…».

Однако, это не самое интересное. При входе в гавань Гарвича Хортон приказал сигнальщику поднять на перископе пиратский флаг «Веселый Роджер». Бытует легенда, что он сделал это в пику адмиралу сэру Артуру Уилсону. Уилсон, один из самых известных британских адмиралов того времени и бывший в 1910-11 годах Первым морским лордом, относился крайне негативно к подводным лодкам, называя способ их действия «коварным, нечестным и чертовски не-английским». Однажды он высказался «Они [лодки] никогда не будут использоваться во время войны, и я скажу вам почему. Я собираюсь убедить Первого лорда объявить, что мы намереваемся рассматривать в военное время все субмарины как пиратские суда и что мы повесим все их команды».



Адмирал сэр Артур Уилсон.

Так ли это было на самом деле, мне неизвестно. Зато Макс Хортон породил одну из самых известных традиций британского подплава - при возвращении из успешного похода поднимать над лодкой «Jolly Roger». Последний раз это произошло в 1982 году, когда домой вернулась «Конкерор», потопившая 2 мая аргентинский крейсер «Хенераль Бельграно».



Экипаж HMS "Utmost" с “Веселым Роджером” после возвращения со службы в Средиземном море, 6 февраля 1942 г.

подводные лодки, крейсер, hela

Previous post Next post
Up