Чуть более 100 лет назад, 4 ноября 1914 года в 18.30 на малом крейсере «Карлсруэ», который находился в нескольких сотнях милях к востоку от вест-индийского острова Тобаго, прогремел мощный взрыв. Носовая часть до первой трубы затонула практически мгновенно, оставшаяся ушла на дно в течение последующих 27 минут. Погибло 263 человека, включая командира фрегаттен-капитана Эриха Кёлера. Оставшихся 146 моряков спасли находившиеся поблизости пароходы «Рио-Негро» и «Индрани». Причина гибели крейсера неизвестна до сих пор - наиболее вероятными называют либо взрыв носового артиллерийского погреба, либо взрыв нефтяных паров.
Однако вернемся в 26 июля 1914 года, когда в Порт-о-Пренс стояли два малых крейсера «Дрезден» и «Карлсруэ». Их командиры должны были обменяться кораблями. Кёлер, который временно командовал «Дрезденом», принимал «Карлсруэ», остававшийся на Восточно-Американской станции, а фрегаттен-капитан Фриц Людеке возвращался на свой старый корабль, который уходил на родину. Тогда то и состоялся разговор, вынесенный в заглавие, между первым офицером «Дрездена» капитан-лейтенантом Куртом Ниденом (Kurt Nieden) и обер-лейтенантом цур зее Хубертом Аустом (Hubert Aust). Ауст был адъютантом Кёлера, и тот забирал его с собой на «Карлсруэ». Позже он писал в своих мемуарах: «Когда я явился к первому офицеру по случаю перехода на «Карлсруэ» и желал ему скорого и радостного свидания с семьей на родине, он сказал пророчески: «Кто знает? Может быть, Вы будете дома раньше меня…».
"Карлсруэ" в Сан-Хуане, грузит топливо. "Зима близко..."
Ниден действительно оказался пророком. Ауст выжил при взрыве «Карлсруэ», на пароходе «Рио-Негро» 29 ноября добрался до Норвегии, а затем по суше и паромом 4 декабря прибыл в Зассниц. В свою очередь, Ниден на «Дрездене» сумел дойти только до острова Сент-Томас, когда Австро-Венгрия объявила войну Сербии. Как и «Карлсруэ» «Дрездену» также не довелось вернуться в отечественные воды. Сначала он занимался рейдерской деятельностью, затем присоединился к Восточно-Азиатской крейсерской эскадре вице-адмирала Максимилиана графа фон Шпее. Крейсер участвовал в сражениях у Коронеля 1 ноября и Фолклендских островов 8 декабря, став единственным германским кораблем, сумевшим спастись. Затем больше месяца «Дрезден» прятался в различных заливах и фиордах Огненной Земли. 14 марта 1915 года судно, стоявшее на якоре в бухте Камберленд чилийского острова Мас-а-Тьерра, было обнаружено британскими броненосным крейсером «Кент» и легким «Глазго». Те начали обстрел, после чего немцы затопили свой корабль.
"Дрезден" перед гибелью
Правда, капитан-лейтенанта Курта Нидена уже не было на нем - за два дня до гибели «Дрездена» он вместе с тремя другими офицерами с разрешения командира покинул борт крейсера и транзитом через Сантьяго, Буэнос-Айрес и Роттердам вернулся в Германию в июле 1915 года. Оба офицера пережили Великую войну. Курт Ниден закончил её в чине корветтен-капитана, а Хуберт Ауст - капитан-лейтенанта.