С выходом во вторую часть отпуска появилось немного больше времени. Продолжим.
После официального объявления 7 апреля 1917 г. Соединенными Штатами войны империи Гогенцоллернов, «Гайер» был захвачен американцами. 22 мая президент Вудро Вильсон подписал правительственное распоряжение №2624, официально передающее крейсер американскому флоту. 9 июня корабль был переименован в «Шурц», а затем в «Карл Шурц» - в честь известного американского газетчика, сенатора, генерала армии Союза времен гражданской войны, министра внутренних дел и политического деятеля, родившегося в Германии.
Карл Шурц.
С большими материальными затратами судно было отремонтировано, переоборудовано и 15 сентября официально вошло в состав U.S. Navy как канонерская лодка «Шурц» («Schurz»). Вместо 105-мм орудий были установлены четыре 127-мм. Подверглось замене и личное оружие команды - вместо винтовок Маузера и пистолетов Люггера появились 72 винтовки Спрингфилда и 15 «кольтов».* Ее первым командиром стал коммандер Артур Креншо. В американском флоте экипаж корабля состоял из 12 офицеров и 185 нижних чинов.
Артур Креншо. Еще энсин.
************
* По другой информации, перевооружение произошло позднее, когда «Шурц» находился в сухом доке в Чарльстоне.
************
31 октября канонерка ушла из Пирл-Харбора, сопровождая 8-й дивизион подводных лодок в Сан-Диего (Калифорния), куда прибыла 12 ноября. В начале декабря «Шурц» вместе с подводными лодками K-3, K-4, K-7, и K-8 начал переход на восточное побережье САСШ, пройдя в конце месяца Панамский канал. 4 января 1918 г., когда отряд находился у побережья Гондураса, лодка была освобождена от обязанностей конвоира. Она доставила американского консула из Пуэрто-Кортеса в Омао (Гавайи) и обратно, после чего направилась в Ки-Уэст. Оттуда корабль перешел в Новый Орлеан. 20 февраля коммандер Уильям Уэллс сменил уже кэптена Креншо на посту командира. 19 марта лодка стала на ремонт в сухой док в Чарльстоне.
"Шурц" в Сан-Диего, ноябрь-декабрь 1917 года.
По окончании работ, 27 апреле канонерская лодка была назначена в Американский патрульный отряд (American Patrol Detachment), и в течение следующих двух месяцев занималась патрулированием и конвойной службой вдоль восточного побережья и в бассейне Карибского моря. 19 июня корабль отбыл из Нью-Йорка в Ки-Уэст. Через два дня, 21 июня, в 04:44 утра, в очень сильный туман, когда «Шурц» находился в 10 милях к юго-западу от плавучего маяка у мыса Лукаут, он был протаранен танкером «Флорида». Оба судна следовали без навигационных огней с целью не быть обнаруженными германскими подлодками. Когда же на танкере заметили канонерскую лодку, то включили сигнальные огни и дали четыре коротких гудка. Однако было уже поздно.
«Флорида» врезалась в правый борт «Шурца», смяв крыло мостика. Ее форштевень, пробив насквозь угольный бункер №3 носового котельного отделения, вошел вглубь корпуса приблизительно на 3,5 м. Один из членов экипажа погиб, еще двенадцать было ранено. Видя, что спасти «Шурц» невозможно, Уэллс дал приказ оставить корабль, послав перед этим сигнал бедствия. Его услышал находивший поблизости американский пароход «Сарамакка», возвращавшийся из Вест-Индии. Он подобрал находившихся в воде людей, а затем передал их на танкер. Тем временем канлодка, на которой остался не спущенным один из парусов, продолжала дрейфовать и не тонула. После того, как был подобран последний член экипажа, Уэллс обсудил со своим старпомом возможность попытки добраться на «Шурце» до мыса Лукаут. Однако прежде, чем моряки смогли вернуться на лодку, она легла на борт и скрылась под водой. К этому времени с момента столкновения прошло три часа. Затем «Флорида» доставил экипаж канонерки в ближайший порт. Из списков флота «Шурц» официально исключили 26 августа 1918 г.
Бывший «Гайер» затонул на глубине около 30 метров в точке с координатами 34°11’ с.ш. и 76°36’ з.д. Корпус корабля и по сей день лежит на морском дне, являясь популярным объектом для любителей дайвинга, однако ему сильно досталось от любителей сувениров.
В тырнете много фото и видео затонувшего "Шурца".