SMS Geier. Жизнь вторая. Bd. 3.

Apr 14, 2024 09:41

В 1908-1909 гг. «Гайер» прошел капитальный ремонт и модернизацию на казенной верфи в Данциге.

"Гайер" после перестройки и модернизации. Из коллекции Алекса Франке.


Где-то там же.


Однако на активную службу крейсер вернулся только в апреле 1911 года, когда новый командир корветтен-капитан Франц Хальм начал готовить корабль ко второму заграничному походу. Ему предстояло сменить на Восточно-Африканской станции малый крейсер «Шпербер», которому подошел срок возвращаться на родину. 2 мая «Гайер» покинул Данциг, в течение трех следующих дней был доукомплектован в Киле и 8-го вышел в плавание.

Малый крейсер "Шпербер".


"Гайер" идет Казер-Вильгельм-каналом под мостом в Левензау.


9 июля крейсер прибыл в Дар-эс-Салам, присоединившись к «Зееадлеру». Хальм успел совершить только непродолжительное плавание вдоль побережья колонии, когда из-за начавшейся 25 сентября итало-турецкой войны был получен приказ следовать в Средиземное море. Эта мера была вынужденной, так как Кайзерлихе Марине располагал в этом регионе только авизо «Лореляй», использовавшимся в качестве стационера в Константинополе, а посылать корабли из Германии Адмиралштаб посчитал нецелесообразным из-за напряженного международного положения в связи с Агадирским кризисом.

Авизо "Лореляй"


После ликвидации последствий пожара, случившегося во время погрузки угля в Дар-эс-Саламе, 2 октября «Гайер» вышел в море и 16 ноября прибыл в Пирей, где находился с короткими перерывами до января 1912 года. Затем его официально включили в состав Средиземноморской станции. Крейсер использовался в качестве наблюдателя за развитием ситуации в Триполитании, Палестине и в районе Красного моря. Эта служба была прервана в начале мая, когда корабль посетил остров Корфу, куда на яхте «Гогенцоллерн» прибыл для отдыха кайзер Вильгельм II. Крейсер удостоился визита императора, оставшегося довольным увиденным. С 17 июля по 30 сентября «Гайер» прошел ремонт на австрийской верфи в Триесте.

Яхта "Гогенцоллерн" 2-я. Остров Корфу.


Визит кайзера Вильгельма II на "Гайер". Кайзер в мундире гросс-адмирала. Май 1912-го.








Еще раз. "Гайер" там же.


По окончании работ крейсер вернулся в турецкие воды восточного Средиземноморья. 31 января 1913 г., во время погрузке угля в Хайфе, на корабле произошел взрыв угольной пыли, при этом погибло два члена экипажа. В мае на «Гайер» прибыл его последний командир - корветтен-капитан Карл Грассхоф. В начале августа корабль назначили для участия в международной блокаде черногорского побережья взамен малого крейсера «Бреслау». Он прибыл к новому месту службы 11-го и оставался перед устьем реки Бояны до 14 октября, когда его оправили в Триест для проведения капитального ремонта. По окончании работ 4 января 1914 г. корабль вывели из состава Средиземноморской станции и направили обратно на Восточно-Африканскую.

22 января в Адене состоялась встреча с возвращавшимся домой «Зееадлером», на смену которому и шел «Гайер». Далее началась обычная станционная службы, в которой можно выделить разве что проведение измерительных работ в гавани Танга.

Малый крейсер "Зееадлер".


6 мая 1914 г. приказом статс-секретаря по морским делам гросс-адмирала Альфреда фон Тирпица старый корабль перевели в класс канонерских лодок (Kanonenboote), но так как в официальной истории участия германского флота в Первой мировой войне «Krieg zur See 1914-1918. Der Kreuzerkrieg in den ausländischen Gewässern», написанной будущим гросс-адмиралом Эрихом Редером, «Гайер» продолжается именоваться малым крейсером, то такая классификация оставлена и в тексте статьи.

Он оставался на станции вплоть до прибытия туда 5 июня малого крейсера «Кенигсберг». Через неделю «Гайер» покинул Дар-эс-Салам и направился к берегам Новой Гвинеи на Австралийскую станцию, «пустовавшую» с тех пор, когда в ноябре 1913 года однотипный «Кондор» отбыл на родину. В итоге, к началу Великой войны из всех «буссардов» один только «Гайер» оставался на активной службе, так как «Корморан» еще в мае стал на капитальный ремонт в Циндао.

Малый крейсер "Кёнигсберг".


Совершив по пути заходы в Маэ (Сейшельские о-ва), Коломбо и Сабанг, 25 июля «Гайер» прибыл в Сингапур для погрузки угля. Получив там сообщение об предъявлении Австро-Венгрией ультиматума Сербии, Грассхоф решил продолжить поход, избегая обычных маршрутов, и 29-го покинул порт. Крейсер скрытно проследовал Гаспарским проливом и уже 1 августа в 08:30 утра через радиостанцию Батавии корветтен-капитан получил приказ Адмиралштаба перейти в подчинение командующему Восточно-Азиатской крейсерской эскадры вице-адмиралу Максимилиану графу фон Шпее и следовать к острову Яп. Согласно приказу о мобилизации, командиру «Гайера» предписывалось оборудовать вспомогательный крейсер из подходящего парохода и приступить к действиям на торговых маршрутах. Через два дня радисты приняли сообщение о начале войны с Францией. В ночь на 5 августа был остановлен почтовый пароход, оказавшийся голландским «Хоутман». Его сразу же отпустили после установления принадлежности, так как Грассхоф не хотел портить отношения с голландцами, благосклонно-нейтральному отношению которых, он придавал большее значение. Однако те оказались «неблагодарными» и вскоре передали по радио сообщение о задержании, так что теперь крейсеру приходилось считаться с фактом своего обнаружения.

В 5 утра 6 августа у острова Ямпеа в море Флорес состоялась встреча с пароходом «Эльмсхорн» (1910 г., 4594 брт), принадлежавшим компании DADG («Deutsche-Australische Dampfschiffs-Geselschaft»). Вскоре подошел второй пароход этой же компании - «Бохум» (1912 г., 6161 брт). На «Гайер» погрузили 300 тонн угля с «Эльмсхорна», после чего пароход был отпущен. «Бохум» Грассхоф оставил при себе в качестве угольщика, отправив его предварительно на разведку к острову Пеленг у восточного побережья Целебеса. После встречи с голландским пароходом, корветтен-капитан решил не идти Макасарским проливом, а направился на северо-восток через пролив Бутон (между одноименным островом и Целебесом). При этом «Гайер» шел ходом не более 10-11 узлов, т.к. один из котлов постоянно приходилось ремонтировать. 9-го в бухте Банкаланг (о-в Пеленг) состоялась встреча с «Бохумом», с которого погрузили 67 тонн угля. Следующие два дня механики обоих судов усиленно ремонтировали машины и котлы крейсера.

Пароходы «Эльмсхорн» и «Бохум».




По окончании работ «Гайер» и «Бохум» направились к острову Мелиель - самому южному из островов Палау. Однако так как установить контакт с радиостанцией на Япе никак не удавалось, то крейсер, после посещения Мелиеля, зачастую на буксире у парохода, пошел на юг - в бухту Оффак на северо-западном побережье острова Вайгео, одного из крупнейших Папуасских островов. Грассхоф планировал узнать по дороге хоть что-то о международной обстановке.

************
* 12 августа радиостанция на острове Яп была уничтожена англичанами.
************

19-го, уже находясь в бухте, удалось связаться по радио с малым крейсером «Эмден», встреча с которым состоялась на следующий день в открытом море. Узнав от его командира фрегаттен-капитана Карла фон Мюллера новости и информацию о международной обстановке, Грассхоф, вновь повел «Гайер» к островам Палау. Там 22 августа в гавани Малакал на острове Ангаур удалось погрузить уголь с парохода ГАПАГа «Циндао» (1900 г., 1865 брт). На следующий день отряд из трех судов вышел в море и вскоре повстречал уже знакомый «Эльсхорн».

"Белый лебедь Востока". Правда, к моменту описываемых событий уже как пару лет был "серым".


Его корветтен-капитан отправил в Манилу, «Бохум» - обратно на Ангуар для погрузки угля, а сам с «Циндао» пошел к архипелагу Бисмарка. 27-го отряд добрался до гавани Зееадлер на острове Манус (Адмиралтейские о-ва). Там на «Гайер» погрузили еще 230 тонн угля. Уйдя оттуда через два дня, германские корабли зашли на остров Ной-Ганновер, где пополнили запасы пресной воды, и затем направились в Кавиенг (о. Ной-Мекленбург). Там они пробыли два дня, уничтожив в гавани австралийскую шхуну, которая пришла в Кавиенг, еще не зная о начале войны. Грассхоф все еще не оставлял надежды соединиться с фон Шпее, поэтому направился к атоллу Маджуро (Маршалловы о-ва), где, как он предполагал, находилась эскадра.

4 сентября отряд немецких судов появился в гавани Лола острова Кусаие, самого восточного из Каролинских островов. Там же стоял на якоре британский пароход «Саутпорт» (1900 г., 3588 брт), укрывшийся от непогоды. Судно принадлежало компании «Ричардсон, Дак и Ко» из Торниби, было зафрахтовано для перевозки фосфатов из Науру в Германию и на его борту даже не подозревали о начале войны. Корветтен-капитан объявил пароход призом. Немцы не стали его топить, а только испортили механизмы и забрали уголь, воду и некоторые припасы.* Затем «Гайер» и «Циндао» продолжили движение на восток и 11-го прибыли на Маджуро. Однако фон Шпее ушел оттуда еще 30 августа, оставив у атолла только принадлежащий NDL пароход «Локсун» (1902 г., 1657 брт), которому при случае предстояло стать снабженцем для вспомогательных крейсеров «Принц Эйтель Фридрих» и «Корморан».

************
* Британские моряки сумели отремонтировать машину, и 18 сентября «Саутпорт» покинул Кусаие. Через 12 дней он добрался до Австралии, и тогда союзники узнали о нахождении «Гайера» в тихоокеанских водах.
************

Пароход "Локсун" уже как американский "Гальфпорт".


Корветен-капитан Грассхофф приказал перегрузить уголь с «Циндао» на «Локсун», и 16 сентября «Гайер» с новым угольщиком пошел к острову Румянцева. Так как участившиеся поломки машины и котлов, с точки зрения командира, исключали возможность добраться до Циндао, Грассхофф решил идти к южноамериканскому побережью, чтобы переоборудовать там подходящее судно во вспомогательный крейсер. Для осуществления этого плана, с 17 по 20 сентября механики попытались в очередной раз отремонтировать силовую установку. 21 сентября «Гайер» и «Локсун» двинулись к Гавайским островам. Несмотря на все ухищрения машинной команды, ход крейсера не превышал 8 узлов, поломки механизмов продолжались, и поэтому зачастую приходилось идти под парусами или на буксире у снабженца. 28-30 сентября германские корабли сделали остановку на атолле Джонстона. 6 октября они прошли в 70 милях к югу от острова Гавайи. В течение следующей недели Грассхоф крейсировал к востоку, пытаясь нанести ущерб морской торговле противника, однако непрекращающиеся поломки котлов сделали это занятие бессмысленным. Тогда корветтен-капитан принял решение зайти в Гонолулу для ремонта.

Карта плавания "Гайера" во время Великой войны.


15 октября «Гайер» и «Локсун» появились в Гонолулу, где к этому времени находилось восемь германских торговых судов. Плавание показало, что достигнуть побережья американского континента, скорее всего, не удастся из-за извечных проблем с машиной, нехваткой угля и пресной воды. Общее состояние здоровья команды сильно ухудшилось из-за постоянного напряжения и неудовлетворительного питания. Вдобавок, 21 октября на рейде Гонолулу появился японский линейный корабль «Хидзен», а 31-го - броненосный крейсер «Асама».

Все это время между дипломатическими ведомствами Германии, САСШ, Великобритании и Японии велась весьма оживленная переписка о судьбе «Гайера» и «Локсуна». Британцы, первым делом, потребовали в случае длительного нахождения крейсера в Гонолулу немедленно его интернировать, а заодно «настучали» госдепу САСШ, что «Локсун» является судном снабжения германских военных кораблей, так как он вышел из Манилы с 3120 тоннами угля на борту, а теперь у него всего тысяча тонн. В связи с этим, британский посол потребовал задержать пароход для разбирательства. Немцы, в свою очередь, первоначально попросили неделю для ремонта «Гайера». Однако местные инженеры, призванные для экспертизы, исследовав 20 октября корабль, заявили, что ремонт протянется как минимум до 28-го. Затем немецкий посол попросил добавить к этой дате еще десять дней. В конце концов, американцы дали на ремонт «Гайера» три недели, начиная с 15 октября, заявив, что после 6 ноября интернируют корабль.

"Гайер" в Гонолулу. Судя по фото, америкосы охраняли его так себе расслаблено. Никакой дисциплины).












Закончить ремонт к указанному сроку не удалось, поэтому 7 ноября командир порта Гонолулу контр-адмирал Мур прибыл на борт «Гайера» и объявил, что корабль и его команда с 12 часов дня объявляются правительством САСШ интернированными. Тогда же решилась и судьба «Локсуна», которого американцы признали судном снабжения, несмотря на все последующие протесты германских дипломатов.

4 февраля 1917 г. американские власти перевели большую часть команды крейсера на берег. Местная газета «The Pacific Commercial Advertiser», вышедшая на следующий день, разместила на первой странице снимок марширующих германских матросов под охраной американских солдат. Правда, немцам удалось сделать корабль полностью непригодным к службе, доломав окончательно машины и сжегши котлы. Затопление крейсера не имело смысла из-за незначительной глубины на месте стоянки. Чтобы избежать впоследствии насильственного захвата «Гайера», 16 марта Грассхоф официально спустил флаг и вымпел.

Газета об этом событии.



Previous post Next post
Up