Три возраста Окини-сан. SMS "Thetis". Возраст второй. Великая война.

Sep 07, 2023 12:45

И так.

Когда в воздухе запахло порохом, "Thetis" вновь вернулся в строй 4 августа 1914 года. Новым командиром стал фрегттенкапитан Пауль Ниппе (Paul Nippe). Так как корабль прошел всю войну, я буду писать про него кратко, чтобы не уйти в формат монографии).

С началом войны крейсер зачислили в Дивизион береговой обороны Балтийского моря и первое время он обеспечивал охрану Малого Бельта. 18.10. он был включен в состав Отдельного дивизиона под командованием контр-адмирала Э.Беринга (чуть что - это Балтика). Затем стоял в Мемеле для его защиты от нападения русских кораблей.

В Мемеле с малым крейсером "Lübeck".




В конце октября "Thetis" базировался на Данциг и Нойфарвассер. В относительное светлое время во время похода в ночь 6 ноября с него заметили дымы двух неизвестных кораблей, однако Ниппе не сообщил об этом командованию. Затем был непродолжительный безрезультатный огневой контакт с русским эсминцем "Новик". По возвращении на базу Беринг подверг резкой критике действия Ниппе. В итоге, бездействие Ниппе привело к тому, что утром 17 ноября к западу от Мемеля большой крейсер "Friedrich Carl" (флагманский корабль Беринга) подорвался на минах и затонул.

"Friedrich Carl"


Мины выставили четыре русских эсминца, о контакте с которыми Ниппе так и не сообщил командованию. В итоге, принц Генрих Прусский, главнокомандующий Морскими силами Балтийского моря, отстранил Ниппе от командования крейсером (хотя Ниппе дотянул до окончания войны и окончил ее в чине капитана цур зее). Его временно заменил корветтенкапитан Франц Хальм (Franz Halm), командовавший малым крейсером "Lübeck", которого затем сменил 22 ноября уже на постоянной основе корветтенкапитан (а затем и фрегаттенкапитан) Вальтер Хильдебранд (Walter Hildebrand, ушел в отставку уже в Рейхсмарине в чине контр-адмирала).

Крейсер продолжал действовать в составе Морских сил Балтийского моря и вскоре "отличился" еще раз. В период с 15 по 18 декабря "Thetis" участвовал в походе к Аландским островам, находясь у острова Утё вместе с крейсером "Lübeck" для противодействия атакам русских кораблей. При возвращении на базу он обнаружил вспомогательное судно "Senator Strandes", находящееся в дозоре. Оба "немца" не опознали друг друга и открыли огонь. Крейсер оказался "сильнее" и пустил "противника" на дно.

С началом 1915 года "Thetis" продолжал участвовать в различных операциях германского флота, успев постоять в Киле на ремонте. В апреле обеспечивал минные постановки у острова Даго. В начале мая участвовал в захвате Либавы. 12 мая у острова Богскар крейсер был безрезультатно атакован русской подводной лодкой.

В Либаве, июль 1915 года.


14 мая во время очередного похода "Thetis" тащил на буксире (в целях экономии топлива) подводную лодку U 4. У острова Богскар они были атакованы русской подводной лодкой "Дракон", которая выпустила безуспешно три торпеды в крейсер и одну в у-бот. С 3 июня крейсер в составе отдельного отряда (4 миноносца и плавучая база гидросамолетов "Glyndwr") участвовал в операции по постановке мин у южного входа в Ирбенский пролив. Русская подводная лодка "Окунь" попыталась атаковать крейсер, но была отогнана миноносцем. Затем отряд ушел к западному побережью острова Готланд. Вот тут уж немцам не пофартило.

"Дракон", которая могла убить "Thetis".


5 июня британская субмарина E 9 атаковала германские корабли во время погрузки угля. Угольщик "Dora Hugo Stinnes" был потоплен, а миноносец S 148 получил повреждения, но остался на плаву. Затем "Thetis" участвовал в минной постановке 25-26 июня у Аландских островов (очередная безуспешная атака подводной лодки). С 19 июля базировался на Виндаву.

Е 9 и ее героический командир Макс Хортон, будущая легенда британского подплава.


8 августа "сказка со счастливым концом" для крейсера окончилась. В этот день началась первая попытка германского флота прорваться в Рижский залив через Ирбенский пролив. Но уже в 05.38 "Thetis", вышедший из Лузерорта в сторону Цереля и прикрывавший вспомогательный минный дивизион из Нойфарвассера, налетел на мину. Подопечные оттащили "подранка" в Либаву. Затем он последовал в Нойфарвассер, откуда после временного ремонта 21 августа крейсер вышел в Киль. Там 3 сентября на казенной верфи "Thetis" был выведен из боевого состава флота.

Обратно в строй корабль вернулся только 19.10.1917 в качестве учебного артиллерийского корабля. За время ремонта его главный калибр из 10 10,5-см орудий L/40 заменили на такой же, но более новый из 9 10,5 L/45, устанавливавшийся на у-ботах. Последним его командиром в составе Кайзерлихе Марине стал корветтенкапитан (а затем и фрегаттенкапитан) Вальтер Мёнх (Walter Mönch). Угораздило же его попасть - уже будучи в чине капитана цур зее Рейхсмарине погиб во время Капповского путча в Киле 13.03.1920.

Ну а "Thetis" был исключен из состава флота 19.12.1918.

sms thetis, крейсер, Первая мировая война, offizier, kaiserliche marine, Кайзерлихе Марине, kreuzer, офицер

Previous post Next post
Up