По данным историков, на фронтах Гражданской войны на стороне белогвардейцев действовало свыше 70 бронепоездов, и «Единая Россия» считается первой тяжёлой железнодорожной боевой машиной, состоявшей на вооружении Добровольческой армии.
В составе 1-го бронедивизиона
В составе Вооруженных Сил Юга России (ВСЮР) к концу 1919 года было 10 бронедивизионов. В первый из них входили легкие бронепоезда «Генерал Алексеев» и «Вперед, за Родину!», а также тяжёлый - «Единая Россия». Командовал дивизионом полковник Иван Скопин.
Будущую «Единую Россию» (поначалу бронепоезд имел название «Батарея дальнего боя») собрали летом 1918 года на станции Тихорецкой, используя в качестве составных частей трофейные бронеплощадки, отбитые у Красной Армии.
Боевой путь «ЕР»
Автор ряда работ по военной истории Александр Широкорад в книге «Чудо-оружие Российской империи» упоминал о том, что «Единой Россией», когда боевую машину переименовали в 1919 году, командовал уже полковник Владимир Карпинский. Бронепоезд был вооружен морской 6/45-дюймовой береговой пушкой Канэ (при 45-градусном угле возвышения дальнобойность стрельбы модернизированными фугасными снарядами могла достигать 18 км), корабельной 102/60-мм пушкой (максимальная дальность стрельбы - свыше 16 км). Кроме того, «ЕР» имел пулемётную бронеплощадку с 6 бортовыми пулемётами и 2 башни, где было установлено ещё по пулемёту.
Широкорад, в частности, пишет, что «ЕР» в 1919 году успешно действовал в Луганской области. Благодаря бронепоезду, в феврале был спасен один из батальонов 1-го Марковского полка, «Единой России» удалось выйти победителем в сражении с двумя бронепоездами Красной Армии и повернуть вспять красную пехоту.
Второй географический район сражений Гражданской войны, где принимал участие бронепоезд «Единая Россия», - окрестности Царицына. Здесь «ЕР» противостоял не только бронепоездам и пехоте противника, но и его речным флотилиям - Волжской и Каспийско-Астраханской. В результате этого самого крупного за всю историю Гражданской войны сражения бронепоездов, корабли флотилий, вооруженные морскими дальнобойными орудиями, вынуждены были отойти.
Еще один эпизод успешного использования тяжёлого бронепоезда - под Царицыном - Александр Широкорад описывает как совместную операцию, в которой помимо «Единой России» и другой, более лёгкой железнодорожной бронемашины, принимали участие танки белогвардейцев. Историки упоминают также применение «ЕР» во взятии Курска Добровольческой армией в сентябре 1919 года. Кандидат исторических наук Юрий Бугров и журналист и писатель Михаил Лагутич в своем исследовании пишут, что менее чем через месяц Красной Армии удалось город отбить.
Последние бои в Запорожье
Полковник Добровольческой армии, а впоследствии эмигрант, Александр Трембовельский, писал, что «ЕР» сражался и против частей Нестора Махно в Запорожье. Там же осенью 1919 года махновским паровозом бронепоезд был выведен из строя. По данным Александра Широкорада, «Единую Россию» отбуксировали для ремонта вначале в Енакиевку, а затем в Новороссийск. Там же в марте 1920 года «ЕР» бросили, а его команда эвакуировалась в Севастополь.
У русского историка-эмигранта Андрея Власова иная версия судьбы «Единой России». В парижском издании «Военной были» он писал, что в начале ноября 1920 года бронепоезда «Святой Георгий Победоносец» и «Единая Россия» в Севастополе намеренно уничтожили, чтобы те не достались красноармейцам - составы направили навстречу друг другу. Команда «ЕР», с частью снятого с бронепоездов вооружения, эвакуировалась на пароходы «Бештау» и «Херсон», оба корабля впоследствии ушли в Константинополь.
Русская Семёрка
или