На всем известной картине «Битва под Оршей» первой половины XVI века в бой идет латная польская конница, с головы до ног закованная в железо. Особо впечатляет обилие конских доспехов, чего в реальности не было. Пораженные такой красотой и мощью рисованной кавалерии, нынешние польские и белорусские художники любят изображать атаку польской латной конницы, причем все воины и кони, почти поголовно, у них одеты в латы. Между тем историки уже давно признали фантастичность изображенного.
Так, А. Грунтман в книге “Jazda polska 1450-1550” писал: «Латные доспехи для лошадей, называемые “ladrami” (ладрами), применялись редко. Этой достаточно дорогой броней пользовались очень состоятельные люди. В реестрах пописовых такие «ладрованные» (“ladrowane”) кони обычно встречаются у командиров, например, в роте Готарда (Gotharda) в 1524 г. Чаще встречаются конские налобники (роскопы или роскопфы, от нем. Rosskopf). Так, в роте Кшиштофа Котфица (Kotficza) в 1498 году у одного из товарищей, Станислава Нествича (Nestwitsch), копейщика, была лошадь с налобником».
3. Жигульский-мл. в своей критике картины «Битва под Оршей» также отмечал, что: «Все кони копейщиков имеют латы, что невероятно, так как конский доспех был принадлежностью исключительно королевского и княжеского вооружения. Как пример, в 1515 г. император подарил королю Сигизмунду I двух коней в полном латном доспехе, чем короля очень обрадовал. Как объяснить радость короля, если полный конский доспех имел каждый королевский копейщик?»
Как видим, Сигизмунд, получив из Германии всего двух бронированных «леопардов» коней, прыгал от радости. А на картине мы видим не меньше сотни железных польских «катафрактариев», которые бодро идут в атаку на московскую конницу.