Черноголовые. Картина-эпитафия

Dec 13, 2020 11:03




Продолжение. См. предыдущий пост

В филиале Таллиннского Городского музея - в башне Кик-ин-де-Кёк выставлена небольшая батальная картина (размеры: высота 120 см, ширина 99,7 см.), написанная маслом на 4 соединенных досках, несколько потемневшая от времени, но в общем хорошей сохранности и без особых повреждений. Она изображает представителей Братства Черноголовых, павших в бою против русского отряда недалеко от городских стен Ревеля 11 сентября 1560 г. в ходе Ливонской войны (1558-1583).

[Spoiler (click to open)]
Рассматриваемая картина-эпитафия, посвященная этому весьма незначительному военному событию, была заказана Братством у местного ревельского художника Ламберта Гландорфа (Lambert Glandorf или Glandorp) около 1561 г. в память о погибших членах Братства Шварцгейптеров (Schwarzhäupter или «Черноголовых»).
В нижнем правом углу картины имеется маленький «щит» с непонятным графическим знаком. Возможно, это автограф художника.
В силу своего сюжета картина напоминает классическую по стилю изображения икону. В центре композиции - распятый на кресте Иисус Христос. Над Христом два обнаженных ангела держат картуш с немецкой надписью: “ANNO 1560 DEN XI SEPTEMBER SINT VOR DEM VIENDE DEM RVSSEN VOR REVEL ACHTER IERVSALEM IN EINEM SCHARMVS(?)EL ERLIKEN GESTORVEN DESSE NACH VOLGENDE GE SELLEN BROEDER DER SCWARTEN HOVEDEN BINNEN REVEL VN DE MANCK ANDEREN DE DAER OCK MEDE WEREN VNDE DAR NACH IN DE STADT ERLICK BEGRAVEN DEN GODT ALLEN GENEDICH SI ANNO DOMINI 1561”.  Надпись повествует об изображенном ниже  событии. Под картушем, на кресте, ещё одна надпись: “I N R I”, означающая: “Jesus Nazarenus Rex Judaeorum”.
Остальные персонажи переднего плана разделены на две части. С двух сторон от креста на коленях стоят молящиеся воины по пять человек с каждой стороны. Это павшие в бою члены Братства Черноголовых, над которыми указаны их имена. Слева изображены: старейшина гильдии Хермен Бартелс(ен), Хинрих Болдевин, Бальтзар Крегер, Бартелт Хаверлант, Симон Конигк.



Справа - Асмус Руссов, Мастер Ханс, Иоахим Шрофе, Ханс Шефингхузен, Ханс Солден. Отметим, что в списке “Denkelbuch” указан ещё одиннадцатый погибший воин -  Герт Витте, но на картине он отсутствует. Почему его нет среди изображенных - непонятно.



На всех десяти воинах одеты черненые кирасы (нагрудники имеют сильно выпяченное вперед ребро жесткости и острый выступ на уровне живота - тапуль, характерный для немецких кирас), латные ожерелья и прикрепленные к ним сегментные наплечники, доходящие до локтя. Шестеро из десяти изображены с непокрытой головой, а четверо молятся в шлемах. Все воины при шпагах на поясах. Возле них на земле лежат два шлема и пистолеты в ольстрах (четыре пары пистолетов в четырех ольстрах, по две с каждой стороны). Все шлемы одного типа - открытый «бургиньот». Набедренники и иная защита ног отсутствует. У воинов широкие короткие штаны с продольными разрезами (шоссы), не доходящие до колен, а также высокие черные сапоги. Одежда Черноголовых, а также усы и бороды, соответствуют моде того времени.

У подножия креста нарисован череп и кости, свиток с изображением головы Св. Маврикия и дата «1561». Выше черепа на кресте лента с латинской надписью: “MISERERE NOBIS NOSTRI”.



За обеими группами фигур, на заднем плане можно увидеть сражение и самое первое в живописи и графике изображение Ревеля ХVI века. Вверху слева видны шпили церквей и Ратуши, боевые башни, черепичные крыши домов, морская бухта и дуга ее берега, а также окрестности Старого города. Особенно выделяется самое величественное сооружение средневекового города - готическая церковь Св.Олафа (Олевисте) высотой около 160 м.

Сцена в левой части картины изображает отряд ревельской пехоты, вышедший из города и направляющийся к месту жаркого кавалерийского боя. Все пехотинцы в шлемах и доспехах, движутся по трое в ряд. Ближе к зрителю мы видим ещё трех пеших воинов с алебардами и четырех с аркебузами на плечах. На дальнем плане - отдельные разрозненные группы солдат либо горожан, вышедших из города.



Сцена в правой части картины непосредственно показывает нам само сражение. Ближе к зрителю группа из 4 всадников, снаряженных по-рейтарски, на белых лошадях, атакует русскую конницу. Эти всадники, видимо Черноголовые, одеты также как молящиеся фигуры первого плана - в черненых шлемах и латах. В руках у всадников видны пистолеты, направленные на противника. На земле перед ними лежит упавший с коня бородатый русский воин. Левой рукой он опирается о землю, а правой пытается отбиваться от атакующих его всадников саблей. У него красный кафтан и сапоги того же цвета.  Позади указанных всадников на земле лежат двое убитых.
На ревельских рейтар нападают два конных русских воина из отряда бывшей в этом бою поместной конницы. Лошадь первого вероятно соловой масти, лошади второго всадника не видно. Первый в желтом кафтане и красной шапке, с саблей на поясе, держит в поднятой руке топорик. На боку также видел колчан со стрелами. На левом предплечье у него висит плеть.
За ним - второй конный воин в темной шапке и красном плаще, который замахивается саблей.  Под ними лежит убитая лошадь и упавший на землю всадник в зеленой одежде, вероятно из числа поместных, поскольку у него красные сапоги, такие же, как у всех русских воинов на картине.
За двумя вышеуказанными русскими скачет ещё один - в красной шапке и зеленом кафтане. Слева на боку у него висит колчан со стрелами и сабля, а на левой руке (на предплечье) топорик и плеть. За ним виден ещё один упавший на землю воин в темной шапке и красном кафтане.
У всех русских воинов одинаковые белые штаны «в сборочку», темные чулки и красные сапоги.
Группа поместных всадников, нарисованная за скачущим вперед в зеленом кафтане, напротив, смешалась и собирается бежать. Атакованная рейтарами она уже повернула коней обратно.



На дальнем плане за описанной сценой боя также видны всадники в черных доспехах, которые двигаются в направлении города. То ли они возвращаются назад, то ли бегут от неприятеля. Лошади отдельных черных всадников, наоборот, повернуты в противоположную сторону.  По всей вероятности они пытаются продолжать бой, давая отпор атакующей русской коннице.
У русских поместных всадников отсутствуют металлические шлемы и не видно доспехов, хотя возможно кольчуги и другое защитное вооружение надето под верхнюю одежду. Отсутствие защитного вооружения также можно объяснить неожиданностью начала боя, а именно: вылазка ревельцев из города застала их врасплох, русские могли не успеть надеть доспехи.



Таким образом, судя по изображенным на картине, наиболее типичное вооружение русских поместных всадников на 1560 год составляло: сабля, лук со стрелами и топорик на длинной или короткой рукояти. На левой руке у воинов подвешена плеть. Пистолеты и пищали отсутствуют.



Для сравнения можно привести описание вооружения знатных московских всадников на 1615 год, сделанное Антонисом Гутеерисом, следовавшим с голландским посольством в Москву. По его словам, воины имели «лук, который, во время езды, висел у них на ремне около шеи; слева колчан со стрелами, а подле него широкая сабля; справа под седлом виднелись длинное ружье, слева палаш, который так велик, что его можно было поднять только обеими руками; потом еще у седла укреплена пара пистолетов и к руке (правой) обыкновенно привешена короткая толстая плеть».

Ниже моя прорисовка трех русских всадников:



В заключение ответим на резонный вопрос: почему на картине изображены лишь Черноголовые, ведь в бою погибли не только они?
На мой взгляд, ответ простой: «Кто платит, тот и заказывает музыку». Денег у местных буржуа было много, почему бы лишний раз не прославить на века своё одиозное воинственное купеческое Братство?



Рисунки из прошлого, Ливонская война

Previous post Next post
Up