В истории военно-морского флота Дании трудно найти более трагическое событие, чем гибель сразу 12 боевых кораблей в ночь с 28 на 29 июля 1566 г. Эта страшная морская катастрофа произошла в рамках конфликта, вошедшего в историю как Северная Семилетняя война (1563-1570). Дания и ганзейский город Любек сражались против Швеции за господство на Балтике. Главной причиной войны были опасения датчан и любекцев по поводу растущей экспансии шведского короля Эрика XIV. Боевые действия на море шли с таким размахом, что историки говорят об одной из первых крупных морских войн в истории. Все три флота были хорошо экипированы и готовы к боям. Датчане и любекцы хотели ослабить Швецию с помощью блокады, в то время как шведы намеревались прорвать её и перерезать водные пути сообщения союзников. В 1563-1565 гг. произошло несколько морских сражений, которые шли с переменным успехом. Если бы датский король Фредерик II поручил командование умелому и мудрому адмиралу, несчастья можно было бы избежать. Но во главе датского флота стал Ханс Лауритцен-Баден (Hans Lauritzen-Baden), чей опыт оставлял желать лучшего.
[Spoiler (click to open)] Шведский флот под началом адмирала Класа Кристерсона Горна (Klas Kristersson Horn), насчитывающий около шестидесяти кораблей, вышел в море 23 мая 1566 г. Он прибыл на о. Борнхольм 10 июня и через пару недель продолжил путь к проливу после того, как попытки высадки на острове потерпели неудачу. Вскоре шведы бросили якорь у Драгёра (Dragör), где захватили торговые суда противника с богатой добычей. 29 июня, когда ветер переменился, датский флот во главе адмиралом Хансом Лауритценом, державшим флаг на корабле «Самсон» (Samson) вышел из Копенгагена. Плохое знание шведами побережья у Фальстербо (Falsterbo) привело к тому, что шесть кораблей сели на мель. Однако благодаря удаче и чрезмерной осторожности датского адмирала их противники не пострадали и смогли снять корабли с мели. После этого шведам снова повезло, они захватили несколько торговых судов с почти 84.000 бочек соли.
Второй раунд морской войны 1566 года начался 15 июля, после того как Клас Кристерссон оставил добычу в Стокгольме и снова отправился на юг. Теперь дела шведов пошли намного хуже. Тишина и встречный ветер вынудили шведский флот оставаться у побережья о. Эланд в течение девяти дней, в то время как моряки сильно страдали от дизентерии. В этой ситуации адмирал Ханс Лауритцен увидел свой шанс атаковать шведов. У датчан и любекцев было вдвое меньше кораблей, чем у шведов (25 датских и 11 любекских), но у них был попутный ветер, и адмирал хотел порадовать своего короля великой победой. Таким образом, союзники отплыли к Эланду, где 25 июля шведы обнаружили их авангард.
Утром 26 июля началась третья битва у северного мыса о. Эланд. Датчане и любекцы атаковали, стремясь приблизиться и захватить шведский флагманский корабль «Санкт-Эрик» (Sankt Erik, 90 пушек). Шведы осторожно маневрировали и долго избегали столкновения с противником. В течение нескольких часов корабли лавировали друг против друга, пытаясь поймать ветер и оказаться в лучшем положении, чем неприятель. Только в десять часов Клас Кристерссон решил атаковать: «Санкт-Эрик» напал на «Меркуриус» (Merkurius), третий по величине корабль датского флота. Чтобы добиться максимального эффекта при стрельбе, имеющиеся легкие пушки шведы перенесли на правый борт, откуда били в более слабого противника. Результатом стала предсказуемая победа. Из 700 человек датского экипажа в живых осталось чуть менее 180, а когда битва закончилась, «Меркуриус» едва держался на плаву. Пока длилось это избиение, между другими кораблями также происходили ожесточенные бои. Флагман флота Любека, «Мориан» (Morian), прибыл на помощь «Меркуриусу», но также потерпел урон от «Санкта-Эрика». После того, как его грот-мачта была сбита шведским пушечным ядром, «Мориан» вышел из боя. На следующем этапе самые ожесточенные бои развернулись когда «Санкт-Эрик» атаковал флагман датчан «Самсон». Корабли были равными по силе и нанесли большой ущерб друг другу. В итоге боя флагман «Самсон» отступил и повел за собой весь союзный флот. Однако самой фатальной потерей, как выяснилось позднее, стал капитан датского корабля «Ахиллес» (Akilles), Кристоффер Могенсен (Kristoffer Mogensen). Ему оторвало голову ядром. Гибель этого человека повлекла за собой тысячи жертв, о чем будет рассказано далее.
Был уже вечер, и, несмотря на отступление противника, шведские силы были измотаны. Результат этого морского сражения обычно оценивается как боевая ничья. Даже после окончания битвы у шведов, также у датчан и любекцев оставались достаточно сильные флоты, которые были в состоянии продолжать войну после устранения наиболее серьезных повреждений. Обе стороны могли похвастаться тем, что отважно сражались. Но потом случилось то, что все изменило кардинально. Командующий любекским флотом Бартоломеус Тиннапель (Bartholomeus Tinnappel) предложил датскому союзнику как можно скорее идти в Данциг для ремонта. Флагман «Мориан» нуждался в новой грот-мачте, другие корабли также требовали капитального ремонта для восстановления своей боеспособности. Ханс Лауритцен отказался и настоял на том, чтобы оба флота двинулись к Готланду. Причиной такого решения стала смерть капитана Кристоффера Могенсена. Сотни матросов, погибших в битве, были просто выброшены за борт, но Могенсен был знатным дворянином и, по мнению Лауритцена, заслужил погребения на освященной земле. Благородное происхождение погибшего требовало торжественных похорон. Поэтому датские корабли взяли курс на о. Готланд, который в то время находился под властью Дании.
Йенс Билле (Jens Bille), губернатор Готланда, сказал адмиралу Лауритцену, что тот не должен оставлять корабли на открытом рейде, но адмирал не подчинялся приказам губернатора острова. Он бросил якоря напротив города Висби, где должны были проходить похороны. Кроме того, корабли ведь останутся на Готланде всего несколько дней. Что могло случиться? Адмирал отмахнулся от рекомендаций как от преувеличенных опасений.
27 июля дул сильный ветер, а ночью был сильный шторм. В этой ситуации ряд капитанов кораблей выразили протест против распоряжений адмирала и потребовали разрешить им уйти в более безопасное место. Лауритцен отказался и пригрозил привлечь к ответственности тех, кто ставит личную безопасность, выше безопасности их адмирала. В воскресенье 28 июля, капитан Кристоффер Могенсен был похоронен в церкви Святой Марии в Висбю, старой немецкой купеческой церкви, которая сегодня функционирует как городской собор. К вечеру море успокоилось, наступил зловещий штиль. После похорон большая часть команд вернулись на корабли. Самые опытные капитаны проигнорировали приказ адмирала и ушли в море, готовые ждать приказа идти в Данциг для ремонта подальше от берега. Забота о кораблях и командах перевесила уважение к адмиралу Лауритцену. Однако большая часть флота осталась на рейде Висбю.
29 июля, два часа ночи, разразился ужасный шторм, который длился всю ночь. Корабли были сорваны с якорей. Моряки срубили мачты, бросили за борт пушки и якоря, тщетно пытались повернуть свои суда к открытому морю, чтобы они не дрейфовали к каменистым берегам. Но шторм был слишком сильным и флот был буквально разгромлен силами природы. Оба адмирала, Ханс Лауритцен-Баден и Бартоломеус Тиннапель, погибли на своих кораблях вместе с тысячами моряков. Точное число утонувших неизвестно. Уже в XVI веке возникли разногласия по поводу их количества. Некоторые утверждали, что погибших было несколько тысяч, по крайней мере, 1400 (по данным Йенса Билле). В то время как другие говорили, что более 11.600 человек стали жертвами шторма. Затонули четырнадцать кораблей - одиннадцать датских и три любекских. Еще одно датское судно село на мель, и через три дня его пришлось бросить.
Жители Висбю потратили несколько ужасных дней, роя братские могилы в летнюю жару для множества трупов, которые были выброшены на берег, в город и вокруг него. Выживших моряков разместили на фермах, в ратушах и в замке Висборг (Visborgs). Следовало как можно скорее спасти ценности, затонувшие среди обломков. Датчане спускались к затонувшим кораблям, лежащим на глубине от пяти до десяти метров, чтобы вытащить наиболее ценные предметы.
После катастрофы стали искать её виновного. Сегодня все исследователи сходятся во мнении, кого следовало им назначить: адмирала Ханса Лауритцен-Бадена. Однако адмирал был мертв и недоступен для возмездия. Кроме того, обвинение против него было бы направлено непосредственно против его господина, самого короля Фредерика II. Значит надо было обвинить кого-то другого.
На кого можно было бы указать лучше, чем на заклятого врага датчан шведского короля Эрика XIV? Больше всего от бедствия выиграл именно он. Но как Эрик XIV спровоцировал бурю? Конечно, с помощью колдовства. Согласно королевской датской пропаганде, которая вскоре разнеслась по Северной Европе, Эрик XIV нанял четырех ведьм, которые вызвали сильнейший шторм, приведший к гибели флота. Проблема заключалась в том, что ведьмы, если они вообще существовали, жили в Швеции. Их было так же трудно наказать, как мертвого адмирала Лауритцена. Решили искать «козлов отпущения» в Дании. После некоторых усилий женщину, которая принимала в своем доме одного из утонувших капитанов, заставили покаяться в содеянном. Женщина призналась, что наняла ведьм, чтобы погубить капитана из жадности: она хотела завладеть оставшимся от него имуществом. Поскольку женщина назвала имена ведьм, датские власти смогли заключить их в тюрьму, а потом сжечь на костре как виновников урагана.
Для Швеции катастрофа датчан была подарком, шведы больше не опасались угрозы на море до конца войны. После 1566 г. попытки Дании и Любека держать Швецию в блокаде были обречены на провал. Когда стороны заключили мир в Щецине в 1570 г., все стороны были вынуждены оставить те границы, которые существовали до начала войны. Таким образом, ужасный шторм потопил пятнадцать кораблей датско-любекского флота, включая самый большой флагманский корабль. Береговая линия была завалена обломками и телами погибших.
Датчане потеряли следующие корабли: Samson (Самсон, флагман), Hannibal (Ганнибал, второй флагман), Merkurius (Меркуриус), Akilles (Ахиллес), Engelen (Ангел), Floris (Флорес), Solen (Солен), Hoyenhald (Хойенхальд), Papegøjen (Попугай), Gribben (Гриф), Engelske Fortun (Ангельская фортуна), Hertug Olufs Pincke (пинка Герцог Олаф).
Флот Любека потерял: Morian (Мориан, флагман), Josua (Йошуа, второй флагман), Havfru (Русалка).
По имеющимся на сегодня данным, утонуло примерно 6000 моряков. Так похороны одного повлекли за собой гибель около шести тысяч человек.
В том же 1566 г. в Любеке был построен знаменитый «Адлер фон Любек» (Adler von Lübeck), водоизмещением около 2000 тонн, имевший 138 орудий, один из крупнейших боевых кораблей своего времени. Однако, когда он вошел в строй, война со Швецией уже закончилась и ему не пришлось участвовать в боях.
(Перевод со шведского статьи D. Harrison с сокращениями и дополнениями)