20 июля 1717 года, когда рассвело, оказалось, что два флота разделяет только две мили. Турки находились к северу от мыса Матапан, а венецианцы - к западу от них. Легкий бриз с норд-норд-оста поместил турок на наветренную сторону, и они спустились под ветер, чтобы атаковать. Сражение началось. Венецианская линия оказалась сильно растянута. Турки напротив, действовали скорее как единое формирование, чем как линия. Авангард адмирала Диедо оказался против многократно превосходящих сил осман без поддержки. В этот момент из турецкой эскадры вышел вперед «Капудане-и Моско», блиставший своими золочеными венками на пушечных портах. У него был отличительный кроваво-красный вымпел. Он вклинился между двумя венецианскими кораблями и открыл мощный огонь сразу с двух бортов. Головные венецианские корабли понесли большой ущерб от его орудий. «Мадонна делл’Арсенал» была так сильно разбита ядром, угодившим в носовую часть корпуса, что была вынуждена повернуть круто к ветру и покинуть линию. «Гранд Алессандро», такелаж которого был разнесен на куски, медленно дрейфовал с подветренной стороны среди турецких кораблей. Венецианский флагман «Трионфо» выкатился из линии со сбитой грот-стеньгой и проломленными бортами. Это знаменовало конец венецианского сопротивления в центре, к 16.00 вся эскадра Диедо отступила в полном составе на юг. Сулейман-паша, пораженный решительными и эффективными действиями «Капудане-и Моско», благодарил Всевышнего за победу, а заодно царя Петра I за столь ценное приобретение султаном «московского левиафана» для своего флота …
[Spoiler (click to open)]Вышеприведенный текст не стоит принимать за правду. Это фантазия на тему, что могло бы быть, если бы Петр построил суперлинкор. Альтернативная история, которой в реальности не было. Вернее, сражение у мыса Матапан было, но корабль «Капудане-и Моско» («Московский капудание»), скорее всего, в нем даже не участвовал. Знатоки истории нашего ВМФ знают, что под этим названием в османский флот вошел первый русский линкор «Гото Предестинация», проданный туркам в 1712 году. К счастью, он не был суперлинкором, не мог значительно усилить османский военный флот и не сыграл решающую роль в бою у мыса Матапан.
Наш корабль вышел из Азовской «лужи» в Чёрное море только затем, чтобы быть проданным в Стамбуле. В морских походах он был уже под турецким флагом. Знаменитому творению Петра I не пришлось участвовать ни в одном большом сражении, ни в составе русского Азовского флота (1700-1711), ни в составе османского (1712-1718). После его продажи Турции, «Гото» нес службу в Эгейском море, но в состав линейного флота не включался из-за своих небольших размеров и слабого вооружения (к тому времени вместо 58 орудий нес только 44). После завершения венецианско-турецкой войны в 1718 г. «Капудане-и Моско» был признан негодным и продан на слом. Вот такая грустная история была у первого русского линейного корабля.
Сегодня вернулся из Воронежа. Обфоткал весь корабль. Красота!
Вот так удалось побывать на боевом корабле XVII века. Фанатам парусного ВМФ настоятельно рекомендую посетить этот корабль-музей.