В первой части мы с вами уже затрагивали и экономические особенности либерализма по сравнению с социализмом, и правовые аспекты либерального общества.
Сейчас же, думаю, уместно перейти к такому сложному, но краеугольному понятию, как «индивидуализм».
Отмечу, что изначально и социализм, и либерализм развивались в рамках научных дисциплин - это и социология, и экономика, и - в дальнейшем - психология. Но, к сожалению, в сознании большинства людей, никогда специально не интересовавшихся этой темой, в основном укоренились пропагандистские штампы и лозунги.
Сами понимаете, 70 лет мы боролись с частной собственностью, либерализмом, индивидуализмом, наделяя эти понятия реальными и выдуманными недостатками, очерняя их.
Затем 20 лет не пойми каких реформ под флагом всё тех же демократий, либерализмов и рынков своим ходом и последствиями наделили эти понятия негативом. Все стали отождествлять цели с результатами - мол, раз так вышло, то демократия и свобода только к этому и могут привести и, более того, для того и задуманы.
Джон Локк (John Locke) - британский педагог и философ,
представитель эмпиризма и либерализма.
Но трудность, с которой мы сталкиваемся, состоит не просто в том, что существующие политические термины отличаются заведомой двусмысленностью, и даже не в том, что для разных групп одно и то же понятие зачастую обладает почти противоположным смыслом. Гораздо более значим тот факт, что нередко употребление одного и того же слова создает впечатление общности людей, в действительности верящих в несовместимые или враждебные друг другу идеалы.
И вот что пишет Фридрих фон Хайек 1948 году (!): «В наши дни такие термины, как "либерализм" и "демократия", "капитализм" и "социализм", не символизируют больше никаких связных систем идей. Они стали обозначать конгломераты совершенно разнородных принципов и фактов, которые исторический случай связал с этими словами, но которые имеют между собой мало общего помимо того, что их защищали в разное время одни и те же люди или вообще что они просто проповедовались под одинаковым названием».
В это и заключается беда - каждый наделяет термины своим смыслом и им оперирует, аргументирует и что-то анализирует-прогнозирует. Каша, страшная каша, господа.
Бернард де Мандевиль (Bernard de Mandeville) -
английский философ, сатирический писатель и экономист.
Однако, пожалуй, никакой другой термин не пострадал в этом отношении больше, чем "индивидуализм". Он не только был окарикатурен своими оппонентами до неузнаваемости - а нам всегда следует помнить, что большинству наших современников вышедшие сегодня из моды политические концепции известны только в изображении, созданном их противниками - но и использовался для обозначения нескольких отличных взглядов на общество, которые имели между собой так же мало общего, как и со взглядами, традиционно считавшимися их противоположностью.
Дэвид Юм (David Hume) - шотландский философ,
представитель эмпиризма и агностицизма, один из к
рупнейших деятелей шотландского Просвещения.
Фон Хайек возводит "истинный индивидуализм" к идеям Дж.Локка и, в особенности, Б.Мандевиля и Д.Юма. полную же силу он впервые заявил о себе в работах Джозайи Такера, Адама Фергюсона, Адама Смита и их великого современника Эдмунда Бёрка - человека, которого Смит охарактеризовал как единственного из всех известных ему людей, чьи мысли по экономическим предметам полностью совпали с его собственными, хотя ранее они никогда не общались.
А в XIX веке относит к его ведущим представителям Алексиса де Токвиля и лорда Актона.
Джозай Такер (Josiah Dean Tucker) уэльский экономист и политик
Но фон Хайек выделяет и второе, совершенно отличное от первого, направление мысли, также известное как индивидуализм, которое представлено в основном французскими и другими континентальными авторами. Это направление он связывает с традицией, восходящей к Декарту, энциклопедистами, Руссо и физиократами (французская экономическая школа, считавшая единственным самостоятельным фактором производства землю (почву), природу).
Адам Фергюсон (Adam Ferguson) - философ и историк,
профессор в Эдинбургском университете. Учитель Адама Смита.
Теперь же перейдём к самому важному - к рассмотрению характерных особенностей истинного индивидуализма по Хайеку.
В первую очередь это теория общества, попытка понять силы, определяющие общественную жизнь человека, и только во вторую - ряд политических максим, выведенных из подобного представления об обществе. Особо нелепым из распространенных недоразумений является убеждение, что индивидуализм постулирует существование обособленных и самодостаточных индивидов вместо того, чтобы начинать с людей, чья природа и характер целиком обусловлены их бытием в обществе.
Адаа Смит (Adam Smith)-шотландский экономист, философ-этик;
один из основоположников современной экономической теории.
Но основное утверждение индивидуализма совершенно иное и состоит в том, что нет другого пути к объяснению социальных феноменов, кроме как через наше понимание индивидуальных действий, обращенных на других людей и исходящих из их ожидаемого поведения.
Прослеживая совокупные результаты индивидуальных действий, мы обнаруживаем, что многие институты, составляющие фундамент человеческих свершений, возникли и функционируют без какого бы то ни было замыслившего их и управляющего ими разума.
Различие между этим и другим, который возводит весь существующий порядок к преднамеренному замыслу, составляет первый глубокий контраст между истинным индивидуализмом британских мыслителей XVIII в. и так называемым "индивидуализмом" картезианской школы.
Эдмунд Бёрк (Edmund Burke) - английский парламентарий,
политический деятель, публицист эпохи Просвещения.
Эта противоположность между истинным, антирационалистическим, и ложным, рационалистическим, индивидуализмом пронизывает всю общественную мысль. Но поскольку обе теории приобрели известность под одним и тем же именем и частично потому, что на экономистов классической школы XIX в., в особенности на Джона Стюарта Милля и Герберта Спенсера, французская традиция повлияла почти так же сильно, как английская, всевозможные концепции и предположения, совершенно чуждые истинному индивидуализму, стали восприниматься как неотъемлемые части этого учения.
Во-вторых, очень распространено убеждение, что индивидуализм одобряет и поощряет человеческий эгоизм, и это является одной из основных причин неприязни к нему со стороны столь многих людей.
По мнению авторов XVIII-XIX вв., "Я" (self), о котором, как предполагалось, только и заботятся люди, естественным образом распространялось на семью и друзей, так что для хода рассуждений этих авторов не имело бы никакого значения, если бы туда же оказалось включено что угодно, к чему люди реально питают интерес.
Алексис Токвиль (Alexis-Charles-Henri Clérel de Tocqueville) -
видный французский политический мыслитель, историк и политический деятель, лидер консервативной Партии порядка, министр иностранных дел Франции(1849).
Когда речь идет о социальной организации, любые возможные расхождения в моральных установках людей оказываются гораздо менее значимы, чем тот факт, что человеческий ум может эффективно охватывать лишь явления того узкого круга, центром которого сам он является. И будь человек полным эгоистом или совершенным альтруистом, те людские потребности, о которых он способен эффективно позаботиться, составляют крайне малую частицу нужд и потребностей всех членов общества.
При установлении формального равенства перед законами, применяемыми ко всем одинаково, мы можем позволить каждому индивиду самому занять подобающее ему место.
В этом, собственно, и состоит вся разница между равным отношением к людям и попытками сделать их равными. В то время как первое есть условие свободного общества, второе означает, по выражению Токвиля, "новую формулу рабства".
Ну и в завершение (если кто дочитал до сего момента) хотелось бы обратить ваше внимание на основную идею, на дух либерализма и индивидуализма.
Джон Дальберг-Актон, 1й барон Актон, наиболее известен как лорд Актон
(John Emerich Edward Dalberg-Acton, 1st Baron Acton) -
английский историк и политический деятель.
Осознание ограниченности индивидуального знания и тот факт, что никакой человек или небольшая группа людей не может обладать всей полнотой знаний кого-либо другого, приводит индивидуализм к его главному практическому заключению: он требует строгого ограничения всякой принудительной или исключительной власти.
Но индивидуализм далек от того, чтобы противостоять добровольному ассоциированию; напротив, последовательный индивидуалист должен быть энтузиастом добровольного сотрудничества - во всяком случае, пока оно не вырождается в насилие над другими людьми и не приводит к присвоению исключительной власти, основанной на «всеумении и всезнании».
***
В следующий раз мы с вами обязательно поговорим об индивидуализме, конкуренции и свободной торговле, а также о таких вещах , как эффект Риккардо, оптимальность по Парето и о многом другом.
продолжение следует