Американский культовый художник - Эдвард Хоппер

Oct 26, 2020 20:11


Эдвард Хоппер (1882-1967) - американский художник, писавший жанровые картины и урбанистические пейзажи. Его называют «поэтом пустых пространств» за безошибочно узнаваемый авторский стиль.

Эдвард «Chop Suey» 1929 холст, масло. 81,3 × 96,5 Christie’s. 13.11.2018. Цена: $91 млн. Chop Suey - это рагу из овощей, соевого соуса, мяса и специй, популярное блюдо кухни китайских эмигрантов в США.



Эдвард Хоппер «Chop Suey» 1929 Холст, масло. 81,3 × 96,5



Для картин Хоппера характерны лаконичность и геометричность композиции, отсутствие избыточных деталей, чистые цвета, большие окна, длинные тени и, самое главное, его герои - погруженные в себя жители большого города. От них веет одиночеством, даже если они находятся рядом друг с другом - в комнате, кафе или театральной ложе. Самая знаменитая работа Хоппера - «Полуночники». Освещенная ярким электрическим светом закусочная на фоне сгустившегося ночного мрака напоминает театральную сцену, герои которой - бармен, пара и сидящий к зрителю спиной мужчина - погружены в свои мысли и едва ли ведут оживленную беседу. Мы не видим ни одного выхода из закусочной на более чем полутораметровом холсте, что еще больше подчеркивает чувство безысходности.

Эдвард Хоппер «Ночные ястребы», 1942, 84.1 × 152.4 см



Эдвард Хоппер «Ночные ястребы», 1942, 84.1 × 152.4 см Чикагский институт искусств, Чикаго

Самая известная картина Эдварда Хоппера "Ночные ястребы" Nighthawks «Ночные совы» (Nighthawks) стала практически синонимом его имени. Написанная в тот короткий период жизни художника, когда его работы начали продаваться и принесли ему мировую известность, она, по признанию Хоппера, пронизана чувством одиночества, которое иногда испытывает каждый в городе. В городе, который как живой организм страдает, поет, смеется или, как здесь, отдыхает после тяжелого рабочего дня. Почему-то кажется, что картина изображает самую обыкновенную ночь ничем не примечательного четверга.



Эдвард Хоппер "Вестерн Мотель", 1957, 77.8 × 128.3 см Галерея искусств, Йельский университет, Нью-Хейвен



Эдвард Хоппер «Утреннее солнце», 1952, 101.9 × 71.5 см Музей искусств Колумбуса, Колумбус



Эдвард Хоппер «Газ», 1940, 66.6 × 102.2 см Нью-Йоркский музей современного искусства (MoMA), Нью-Йорк.

Хоппер очень любил море. В детстве, когда Эдвард только начинал рисовать, морские пейзажи были основным мотивом его творчества. Спустя много лет художник вместе с женой Джо много времени проводил на Кейп-Коде и снова вернулся к изображениям побережья, отдав особое предпочтение маякам. В этом плане картину «Комнаты у моря» можно назвать уникальной. Как ни парадоксально, хотя здесь присутствует море, главная роль на этом полотне отведена солнечному свету.



Эдвард Хоппер «Комнаты у моря», 1951, 73.7 × 102 см Частная коллекция.

Большинство картин Хоппера отличается одной удивительной особенностью, которую не сразу замечаешь. Поначалу это просто ощущение легкого диссонанса. И тогда становится понятно, что большинство работ художника написано с необычного ракурса или точки зрения. Чаще всего художник не охватывает всю сцену целиком, а ограничивается иногда совершенно неожиданной ее частью, создавая ощущение случайно пойманного момента.



Эдвард Хоппер «Нью-Йорк. Кинотеатр», 1939, 81.9 × 101.9 см Нью-Йоркский музей современного искусства (MoMA), Нью-Йорк.

На полотне - «Нью-Йорк. Кинотеатр» запечатлен момент из жизни нью-йоркского кинематографа. Композиционно произведение разделено вертикальной стенкой, отделяющей кинотеатр от выхода. Слева в полупустом зале показывают фильм. Мало кто из зрителей увлечен сюжетом кинодрамы. В правой части мы видим занавешенный выход на лестницу, на которой стоит девушка-капитан. Она застыла в скучающей позе, прислонившись к стене. Золотистые волосы молодой женщины сияют в свете электрического бра. В десятый, а может и в сотый раз, ожидая окончания фильма, работница кинотеатра выглядит отчужденной, погруженной в собственные мысли.



Эдвард Хоппер, «Офис в маленьком городке», 1953, 71.1 × 101.6 см Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Чаще всего художник не охватывает всю сцену целиком, а ограничивается иногда совершенно неожиданной ее частью, создавая ощущение случайно пойманного момента - из окна дома напротив «Офис в маленьком городке», из-под набережной у железнодорожного полотна - «Дом у железной дороги».



Дом у железной дороги Эдвард Хоппер «Офис в маленьком городке», 1925, 61 × 73.7 см Нью-Йоркский музей современного искусства (MoMA), Нью-Йорк.

«Дом у железной дороги» - картина довольно раннего периода творчества Эдварда Хоппера. В 1910 году художник вернулся из Франции в Америку и больше не покидал ее. Но долгое время в его творчестве оставалось влияние французских импрессионистов.

В его наследии всего 350 полотен и большая часть из них - в музеях.

Источник:1) https://artchive.ru/en/edwardhopper/works/324306~House_by_the_railroad 2) Статья Евгения Сидельникова.

Американское искусство, аукцион, живопись, картины, искусство

Previous post Next post
Up