От Беллини до Тициана, от Тинторетто до Тьеполо - все крупнейшие венецианские живописцы принимали участие, в разное время, в художественном украшении помещений Дворца Дожей. Среди многочисленных произведений, выполненных крупнейшим мастером XV века Джованни Беллини, только одно оказалось спасено при страшном пожаре 1577 года, и до сих пор хранится во Дворце Дожей: это «Оплакивание. Мертвый Христос со святым Марком и святым Николаем».
Эта картина сейчас экспонируется в Зале Портретов в апартаментах дожа. Она датируется примерно 1472 годом, написана темперой на холсте, и целостность ее оставляет желать лучшего.
В таком месте, как Дворец Дожей, не могло не быть произведений величайшего из всех венецианских художников XVI века - Тициана. Для дожа Андреа Гритти (1523-1538 гг.) он написал здесь фреску «Святой Христофор». В этой работе упор делается на пластическое изображение фигуры, переданы объемы и напряженность мускулатуры, а с точки зрения анатомии Тициан предвосхищает здесь работы маньеристов следующего века.
На втором плане замечательно изображен с натуры залив Сан-Марко, с колокольней и Дворцом Дожей. Это очень ранняя попытка, абсолютно новаторская, от которой берет начало история нового жанра живописи: видового пейзажа «ведута», который получит широкое распространение в XVIII веке благодаря работам Каналетто, Франческо Гварди и Бернардо Беллотто.
Еще одним выдающимся венецианским художником эпохи Тициана был Тинторетто, очень продуктивный и успешный, принявший участие в оформлении целого ряда помещений Дворца Дожей. Четыре полотна его авторства: «Победа у озера Гарда», «Три грации и Меркурий», «Свадьба Вакха и Ариадны в присутствии Венеры», выставленные в Зале Преддверия Коллегии.
В картине «Три Грации и Меркурий» фигуры напряжены и изогнуты, в угоду заданному априори композиционному ритму, несомненно маньеристского толка. Анатомическая точность форм и мускульное напряжение - дань восхищения стилем Микеланджело.
Картина Якопо Тинторетто «Свадьба Вакха и Ариадны в присутствии Венеры» - эта композиция на мифологическую тему из цикла картин для зала Антиколлегии Дворца Дожей в Венеции.
Тинторетто был не только автором интерпретаций христианской истории, но и декоратором. Размещение персонажей по кругу - любимый прием мастера - использованный им и в картине, одной из четырех композиций, которые должны были символизировать мудрость венецианских властей.
Якопо Тинторетто "Победа у озера Гарда"
«Рай» - эта картина предназначалась для украшения стены Большого зала Дворца дожей, сильно пострадавшего во время пожара 1577 года. Писать ее должен был Паоло Веронезе, но после его смерти заказ перешел к Тинторетто.
К работе над столь масштабным проектом он, разумеется, привлек многочисленных помощников, что, впрочем, не помешало произведению смотреться типично тинтореттовским. Любопытный факт - по завершении этого произведения оно стало самой большой в мире картиной, написанной маслом.
Источник:
http://www.capone-online.ru/italy_guide_palazzoducale.html Статья проиллюстрирована изображениями картин из Интернета.