Но сначала лирическое отступление про игрушки.
Думаю, я себя уже смело могу причислить к поколению людей пожилых, да и комфортно мне среди них. И нам, пожилым людям, стало чрезвычайно трудно порадовать своих внуков каким-то подарком. Потому что игрушек у нынешних детей такое множество, что, кажется, их уже ничем не порадуешь и не удивишь.
Я помню, как мы берегли свои игрушки, как много они для нас значили, и сколько фантазии прилагалось к тому, чтобы строить миры из наших скудных арсеналов. Периодически моя бабушка половину моих игрушек прятала. Обычно, она забирала те, которые я временно отодвинула, так что, за исключением куклы Зины, о которой я рассказывала, трагедий в этом плане у меня не случалось. А потом происходила чудесная замена. Бабушка доставала старый чемодан, открывала его, я ныряла внутрь и… Можно было спокойно извлекать оттуда все «новое» для моих увлекательных игр. А старое вместе с чемоданом отправлялось куда-то в стенной шкаф. Были у нас такие шкафы - в стенах.
Я хорошо запомнила эту радость, когда чемодан вновь доставался. И когда стала взрослой, когда у меня появились дети, я тоже завела себе чемодан для смены игрушек. Потому что все, что я запомнила как радость в своем детстве, я сознательно перенесла в детство своих детей. И вот что интересно. У моих детей, конечно же, игрушек было больше. Не намного, с количеством развлечений я всегда боролась, но все же больше. А радовались они «чемодану» ничуть не меньше, чем когда-то я.
Эта традиция отправилась у нас в семье еще дальше, в третье поколение. В деревеньке, где мы по летам отдыхали всей семьей, я тоже завела «волшебный чемодан» - раритетный, с обитыми металлом углами. Картонный чемоданище этот огромный, он едва задвигается за шкаф, но зато становится практически не виден. И вот представьте. Каждый год, когда мы с мужем приезжаем в деревеньку, и наши дети навещают нас со своими детьми, мы организуем для внуков настоящую церемонию извлечения чемодана из-за шкафа и открывания его.
И внуки ладно. Они, конечно, залезают туда чуть ли не целиком по два, по три человека. Ведь игрушки забываются за год. Но надо видеть лица наших взрослых детей. Каждый раз, наблюдая за этими манипуляциями, они словно ждут чуда…
И дожидаются. Потому что начинаются воспоминания. Да еще игрушки в чемодане каким-то чудесным образом пополнились за год. И общая радость расцветает снова. Сама собой выросла в семье замечательная традиция - милая и добрая, незамысловатая, но объединяющая всех.
И на этом лирика моего поста заканчивается.
Игрушек у детей сейчас множество. Большинство из них не ценится, но и не удаляется. Дома, где есть дети, просто загромождены невероятным количеством игрушек. Есть, конечно, у детей среди яркой и разнообразной этой массы что-то любимое. Но ненадолго и не у всех. Если рассматривать это явление, как имеющее отношение к творчеству, то я вижу тут тенденцию нерадостную.
Но вопрос детского творчества и нашего поведения по отношению к творческим детям, это весьма специальная тема, и надо нам ее непременно в ближайшие планы включить. А я все никак не подойду к сегодняшней, заявленной.
Итак, ребенок принес домой чужую игрушку.
И это очень хорошо, если мы заметили ее в изобилии тех игрушек и игр, которые у нашей дитятки есть, и которые или повсеместно валяются по дому, или убраны и расставлены по местам - это зависит от того, какой установлен порядок в доме. А ведь мы можем и не заметить. Игрушек, в самом деле, множество, ведь их не только покупаем мы сами, их приносят родственники и друзья. Да еще и раскиданы они. Поди, упомни, откуда что взялось.
Диву даешься порой, когда слышишь некоторые интервью на судебных процессах по телевизору.
- А вы задумывались, откуда у вашего сына… (нечто)
- Ну да, он приносил что-то, говорил под подработку, потом говорил, что ему, вроде, дали на время… - отвечает какая-нибудь мама подозреваемого или осужденного.
- Да когда мне смотреть-то было? У него то одно, то другое… - отвечает еще одна.
- А они менялись друг с другом! - бодро «отбивает мяч» третья.
- Ну мало ли, принес и принес, - не реагирует кто-то еще.
Конечно, мы можем возразить, что тут речь идет о неблагополучных семьях. А мы-то не такие. И наши дети никогда! Потому что у них есть все!
И вот тут я бы как раз не стала обольщаться. Потому что ни один из этих параметров не является доказательством невозможности факта, что именно наш ребенок вдруг что-то чужое в дом принесет.
Часто это случается не от нехватки каких-то вещей в жизни маленького человека, а от пустоты, которая образуется в нем, если взрослый в него не включен.
Впрочем, изобилие игрушек, а особенно родительская безотказность (тоже отдельная тема) как раз и стоят в первых рядах «услужливых клерков» воровства. Это даже еще и не воровство как таковое. Это просто твердо отпечатанная в сознании ребенка идея, что все, что хочет, он иметь может.
Второй, противоположный, аргумент, в самом деле, относится к семьям неблагополучным, там где «перекос» с количеством игрушек направлен в другую сторону. То есть, когда их фатально не хватает.
И ребенок берет чужую вещь.
В первом случае, потому что выращен в безотказности.
Во втором - потому что у него нет, но хочется.
В обоих этих случаях, скорее всего, в семьях вопросы этики в беседах с детьми сознательно родителями не прорабатываются и в примерах жизни, которые родители детям приводят, « по составу» не разбираются. Кроме этого и скорее всего, того необходимого «включения» взрослым в ребенка в этих семьях так же нет. Потому что тесный контакт «родитель-ребенок» очень часто оказывается настолько насыщающим фактором, что ребенок не «пустует», не зависает в вопросе и желании при виде чужой вещи. На самом деле это включение - неоценимое свойство!
Если все-таки мы заметили, что у ребенка в руках что-то, о чем мы не помним, откуда оно взялось. Как реагировать?
Прежде всего, «включиться», обновить наши связи с ребенком, доброжелательно настроиться на него. Затем спросить, следя за реакцией, что это у него такое. Сказать, что что-то мы этой вещи не помним… Определить по реакции ребенка, говорит ли он правду, - это же по силам нам всем, если нам в самом деле до нашего ребенка есть дело, наша интуиция не может нас тут обмануть.
Если ребенок убеждает нас, что вещь подарена кем-то из родственников или знакомых, ни в коем случае не подвергать это сомнению вслух. Позадавать наводящие вопросы таким тоном, чтобы ребенок не заметил подвоха. Если он устойчив в своей версии, отложить разговор и постараться выяснить, в самом ли деле указанный родственник такой подарок делал. При этом, на всякий случай, заручиться словом взрослого человека, что этот разговор окажется между вами. Потому что, и мы все это знаем, нет хуже беды, чем быть обвиненным в том, чего не совершал. А «ляпнуть не со зла», о, это может почти каждый.
Тут хочу предупредить. Бывали случаи, когда вещь, о которой родитель спрашивал, после вопросов бесследно исчезала. Дети избавлялись от нее, а мы, родители тем самым оказывались избавленными от возможности что-либо прояснить. Поэтому, возможно, действовать тут надо быстро, но ни в коем случае своей поспешности ребенку не показать.
Бывают, и довольно часто, ситуации, когда ребенок утверждает, что он чем-то поменялся с другом. Дети и в самом деле меняются. Но, к сожалению, это не всегда происходит честно, не всегда бескорыстно, и не всегда мирно заканчивается.
Поэтому, возможно, тут же стоит рассказать ребенку какую-то историю. Например, когда два мальчика поменялись игрушками, но потом папа одного из них, узнав, что игрушки нет, а вместо нее другая, решил, что его сына обворовали и очень сильно другого мальчика ругал.
Можно привести пример несколько иной, материального окраса - в зависмости от возраста ребенка и ценностной ориентации семьи. Одна игрушка стоит дорого, другая дешево. Родители потратили деньги на дорогую игрушку для своего ребенка и, увидев вместо нее дешевую, решили, что их ребенок специально обманут.
В любом случае, и это мое убеждение, ни в коем случае оставлять эти происшествия без внимания. Мы всегда думаем о наших детях, что «с ними такого не случится». И пусть не случится! Но пока подобное происходит с другими, лучше проявить повышенное внимание.
Однажды маленькой девочкой, и я рассказывал вам, что игрушки у меня были, но немного, я пришла к своей однокласснице в гости - это был первый класс. Или второй. У девочки, к которой я пришла, только что вернулся из командировки папа и привез ей в подарок целый выводок кукол-пупсиков. Их было, как я сейчас думаю, не меньше дюжины, а тогда я просто поняла, что их ужасно много.
Мне очень захотелось такую же куколку! Так сильно захотелось, что я потихоньку запрятала одну себе под платье, твердо веря, что Мариночка, так звали мою одноклассницу, ничего не заметит, да и зачем ей одной столько! Я притащила куклу домой, залезла под стол, занавесилась тряпкой и стала с упоением там играть.
А вечером мама позвала меня купаться.
Я была уверена, что не сделала ничего плохого. И поэтому в ванну залезла со своей добычей.
- А это откуда? - спросила мама грозно…
В общем, я чуть не утопилась. От стыда, который запоздало меня накрыл (Моя дочь воровка! Как это могло случиться!), от ужаса, что я такая плохая, и от чудовищного страха перед предстоящим. Потому что мама сказала мне тоном, не допускающим не только возражений, но и мысли о возможности ее не послушаться: «Завтра отнесешь обратно и вернешь. Ты меня поняла?»
Мариночка жила в подвале. Назавтра я подошла к окну ее кухни и попросила соседей позвать Мариночку. Девочка пришла и смотрела на меня снизу вверх, подвал был довольно глубок. Я попросила ее подняться, встать на табуретку, сказала, что мне нужно что-то ей дать. Но Мариночка почему-то заупрямилась: «Не полезу, давай так».
Мне было стыдно и страшно. Душевных сил, отваги, чтобы спуститься по лестнице в подвал и, глядя в глаза, в сделанном признаться, мне не хватало. Я еще раз попросила Мариночку встать на табурет. И, услышав отказ, в отчаянии бросила с размаха куклу в форточку кухни…
Кукла разбилась. Рыдая, я бросилась бежать. А осколки, разбросанные по полу - крохотные ручки и ножки - остались в моей памяти красной лампочкой сигнала о том, что с моими детьми такого произойти не должно, - навсегда.
В моей жизни набралось немало примеров, когда дети брали чужое, менялись, и вот еще, находили чье-то забытое в песочнице сокровище. Не только мои дети, хотя и мои исключением не были, а дети многих моих знакомых и друзей. А себя я привожу в пример потому, что тут могу стопроцентно поручиться в том, что чувствовал ребенок. И чтобы еще раз наглядно подчеркнуть, как дети нуждаются в нашем присутствии и нашей поддержке. Особенно в трудный момент! Особенно, когда сотворили что-то не то.
Не наглумиться над детскими чувствами, но и не дать дурному поступку стать привычкой, разве не это наша задача?
Думаю, если бы моя мама предложила мне пойти «сдаваться» вместе, взяла бы меня за ручку, может быть, произнесла бы сама часть слов, предназначенных для меня, или укрепила свою дочь поглаживанием по спинке, да что там, просто положенной на плечо рукой обозначила бы поддержку, стыда и раскаяния от содеянного у меня бы не убавилось. Во всяком случае, моим детям в подобных ситуациях всегда было очень стыдно.
Но им было намного легче пережить этот жизненный казус, потому что рядом с ними всегда оказывалась поддержка - рука взрослого. Поддерживающая и ободряющая рука. Глаза, наполненные любовью и верой в то, что маленький человек сумеет понять взрослого правильно.
«Да, так делать нельзя. Ты же видишь, как сейчас тебе тяжело и стыдно. Ты теперь знаешь, каково это и больше не повторишь. Потому что ты - хороший, честный человек. Ты просто этого не знал».
Этими словами или другими, но ребенку, «пойманному за руку», поддержку взрослый оказать просто обязан. Я хорошо помню оцепенение, в котором пребывала я сама, снова сидя под завешенным столом, на этот раз без игрушки. Без поддержки. Без веры в себя со стороны взрослых. С клеймом и без надежды на его опровержение.
Все начинается с малого. И, к сожалению, статистика показывает, что в благополучных и насыщенных семьях, случаи детского воровства происходят не реже, чем в семьях не очень обеспеченных.
Нам надо внимательно смотреть за тем, чтобы в доме не появлялось чужих вещей, в частности, игрушек. Это - один из способов предотвратить серьезную проблему.
Но самым главным, и это вне сомнений, остается воспитание, ранее вкладывание в детей всего того, что у нас ассоциируется с понятиями порядочности человека. В сказках, в комментируемых нами стихах, позже - в рассказах о жизни. Не надо думать, что если мы честны, наш ребенок априори будет честным.
К сожалению, ничто в этой жизни не безусловно.
Следующие темы:
- не называй меня "мама"
- родительская ревность
- особенности воспитания творческого ребенка