Саянское кольцо 2015. Дорога к Абазе

Oct 19, 2016 20:03

Южная часть Хакасии богата на археологические достопримечательности не меньше чем северная. В 2009 году мы заглядывали к раскопкам Большого Салбыкского кургана. Посмотреть другое из-за нехватки времени не довелось. В этот раз наверстали упущенное.

Наш дневной маршрут лежал от берега Енисея (где мы ночевали после осмотра Саяно-Шушенской ГЭС и музея в Шушенском) за Абазу в сторону Тывы. Для наглядности ниже его карта.

От Саяногорска до Аскиза дорога ничем не примечательна. В кадр попал только мост через реку Абакан, около которого остановились размять ноги.

От Аскиза ушли в сторону деревни Казановки. Возле нее находится Хакасский республиканский национальный музей-заповедник "Казановка".

нажмите для увеличения

Громкое название притупило бдительность и не позволило ознакомиться заранее с тем, что нас там будет ждать. Ожидали увидеть нечто подобное музеям-заповедникам "Шушенское" и "Томская писаница". Реальность оказалась печальней. На месте нас встретил "Хакасский аал" - менее дюжины реконструкций жилищ и хозяйственных построек хакасов, а также жилые юрты для гостей.

А еще стела Ах-Тас, установленная четыре тысячи лет назад в центре геомагнитной аномалии.

На территории музея-заповедника есть еще ряд подобных изваяний, могильников и скал с петроглифами (он занимает площадь 18,5 гектар), но ехать нам ради этого не было особого смысла.

Не став даже заходить на территорию комплекса, мы развернулись и поехали обратно. Точнее не обратно, а наискосок к Сафроновскому могильнику. Нарисованная на картах полевая дорога оказалась слишком уж полевой.

До Кызласа пришлось пробираться лугами и рощами, а от него до Сафроново по убитой грунтовке.

Еще не доезжая до цели стали встречать большое количество каменных стел.

Это остатки от погребальных курганов. Подобные встречаются практически повсеместно на территории степной Хакасии.

Однако на многих стелах находились петроглифы.

Главным образом одиночные.

Но попался и вот такой чудесный камень с хорошо сохранившимися рисунками.

Сафроновским могильникам около 2,5 тысячи лет. Они включают в себя около 50 курганов.

нажмите для увеличения

Четыре наиболее примечательных находятся на северной окраине аала Сафроново.

Интересны они, прежде всего, размерами стел и большим количеством петроглифов.

Высота самой высокой стелы достигает 7 метров. На кадре ниже она самая правая.

нажмите для увеличения

Для представления габаритов одна из стел могильника на снимке 1913 года С.Д. Майнагашева.

Она же век спустя.

На камнях Сафроновских могильников обнаружены 564 изображения. При этом преобладают не фигуры зверей и людей (как на других писаницах Хакасии), а различные загадочные "космические" символы, бубны, магические атрибуты.

Очень интересное место. Впечатлило куда больше чем музей-заповедник "Казановка".

После Сафроново вернулись на трассу Абакан - Абаза в Полтаково. В этом селе находится Полтаковский музей наскального искусства "Хойа Хоос". Это 93 стелы с более чем тысячей рисунков, возраст самых ранних из которых достигает 4,5 тысячелетия. Стелы были собраны с могильников во время археологических исследований в зоне строительства оросительных систем в Аскизском и Бейском районах Хакасии. К сожалению, их мы не увидели. На момент нашего визита музей уже закрылся. Мы же по трассе отправились в сторону Абазы.

нажмите для увеличения

В Абазе тоже есть музей. Местный историко-краеведческий музей расположился в бывшей усадьбе купца Алексея Кипреева. Из-за позднего времени он, как и Полтаковский музей, встретил нас закрытыми дверьми. Ничего не поделаешь.

За Абазой углубились в горы и остановились на ночлег на берегу реки Она в том же месте, где стояли в 2009 году.

Рассказ о переходе в Тыву будет в следующей части.