ПУСКАЙ ТЕРПЯТ! НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЕ И НАУЧНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ

Apr 24, 2013 02:29

Вот здесь рецензия М.К. Юрасова на мою книгу "Иван Шуйский":
http://www.historia.ru/2012/02/shuiskiy-02-2012.htm
Рецензия как рецензия -- за что-то ругает по делу (недостаточная вычитанность), за что-то -- не по делу (довольно нелепое замечание о "главном фаворите" -- очевидно автор рецензии не очень внимательно читал соответствующий раздел книги). У меня нет ни сердитого, ни благостного отношения к этому отзыву -- в сущности, нормальный отзыв, своя точка зрения, плюсы, минусы...
Но одну важную вещь хотелось бы прокомментировать, ибо она для меня принципиальна.
М.К. Юрасов пишет: "Однако очень не хочется, чтобы слишком свободный журналистский стиль, подчёркивание православного вероисповедания автора... стали традицией современной отечественной научно-популярной литературы".
А мне -- хочется. И тут мы не сойдемся. Это не ошибка моя и не слабость. Это -- позиция.
а) В текстах, которые не являются ярко выраженными монографиями академического типа, я желаю высказываться как христианин, поскольку я христианин. Я искренне надеюсь, что волна свободных высказываний с христианских позиций в исторической литературе будет только набирать силу. Сейчас авторов, которые не имеют ни малейшего желания "вуалировать" свою вероисповедную принадлежность, немало. Но должно стать больше, намного больше! Я ищу это свободы для себя и своих единомышленников, я намерен ее отстаивать, при необходимости, всеми доступными методами. У нас свободная страна? Вот я и веду себя как свободный человек. Кого-то это, как видно, задевает. Ну что ж... У нас терпимость? Вот пускай и терпят.
б) В исторической литературе, рассчитанной на широкую аудиторию, происходит эпохальное изменение. Научно-популярные тексты ("просто о сложном, интересно о важном") уходят в прошлое. Одной ясности мало. На их место должны прийти и уже приходят тексты научно-художественные, т.е. насыщенные художественными образами, метафорами, философскими конструктами, вольностью ума. Попытки "засушить" исторический текст, дать ему "короткую привязь" близ унылой академщины, коей сейчас пишется наука, поставить ему запретные рамки: "Не выражайтесь слишком смело, слишком литературно, слишком свободно!" -- всё это блажь. Так уже не будет. И слава Богу!
Previous post Next post
Up