В дискуссиях последних дней относительно весенней охоты с удивлением для себя понял, что не только охотники и охотоведы не знают и не понимают её пагубного влияние на птиц (прим. скорее не хотят понять в силу полной канализированости своих жизненных устоев), но даже люди с биологическим образованием позволяют себе кидать такие фразы. А между тем этот вопрос абсолютно ясен и все исследования давно уже опубликованы много раз, проверены-перепроверенны на десятках видах!...и НИКТО - ни европейские, ни американские охотники с ними не спорит, кроме как в России - своя точка зрения. Не спорят и не опровергают потому, что это действительно аксиома (уже аксиома!) для всего мира. По этому ВО ВСЕХ странах, где заботятся о собственных охотничьих ресурсах весенняя охота закрыта! Много кстати по этому направлению было сделано и в СССР, особенно в Прибалтике, где подход к охоте был всегда более цивилизован и охотоведческая школа весьма сильна и авторитетна. Но прошло время и эти работы забыты. Видимо придётся напоминать! Тема влияния охоты будет теперь периодически появляться в моём журнале, и эмоций будет мало, а будут цифры, факты, аргументы. На языке цифр удобнее общаться.
Спасибо Алексею Соколову
avs_lt и Алексею Эбелю
altay_birder добавивших аргументации к эмоциям. Поддержу их доводы маленьким экскурсом в современную научную литературу по этому поводу на примере белого гуся. Почему его? Да потому что это очень показательный пример. Уже неоднократно упоминалось, что в Северной Америке весенняя охота была закрыта ещё в 1913 году. Были исключения для коренных малочисленных народов, но это дело не меняло. На осеннюю и зимнюю охоты так же временами накладывали мораторий. Основанием всегда служили учёты численности и научные исследования Службы Рыбы и Дичи. До 1960-х годов численность белого гуся оставалась на уровне 50 тыс., однако после создания резерватов на местах зимовок с полным запретом охоты в этих зонах покоя, произошёл резкий рост численности. В 1980-х годах ежегодный прирост популяции составлял почти 10%. Заметьте охоту не закрывали, просто ввели зоны покоя. В результате численность перевалила за миллион, и гуси стали наносить серьёзный вред и сельскому хозяйству и биому тундры, где вблизи колоний не оставалось практически растительности.
В результате была принята на 5 лет программа по снижению численности белого гуся с разрешением открытия весенней охоты и продления длительности осенней и зимней. И вот тут становится интересным. Каждый шаг в течении этих пяти лет документировался мониторингом на каждом уровне: на местах зимовок, на колониях, на местах остановок в период пролёта (птицы были мечены спутниковыми передатчиками). В результате получены детальнейшие данные влияния весенней охоты на численность популяции. При этом надо иметь ввиду, что данные, которые я сейчас начну приводить ниже относятся к благополучному виду с высокой численностью. Если мы попытаем перенести эти результаты на охотничьи виды гусей здесь в России, мы не найдём таких видов, увы!
А изучались следующие вопросы:
1. Влияние весенней охоты на репродуктивное качество взрослых птиц. Т.е. каков был и стал размер кладки, и успех гнездования
2. Влияние весенней охоты на биологию вида (сроки прилёта, доля приступивших к гнездованию птиц)
3. Влияние весенней охоты на смертность гусей в другие периоды года
Теперь нужен краткий экскурс в биологию крупных гусей. Т.е. как организован их жизненный цикл.
Большую часть зимы они проводят в областях, где нет морозов, либо они кратковременны. Перед началом миграции к местам гнездования у них начинается период так называемой гиперфагии, т.е. повышенной кормовой активности. Птицам необходимо накопить достаточно жировых отложений, что бы обеспечить себе успешный перелёт и отложить кладку. По прилёту в тундру они попадают в абсолютно зимние условия, полторы-две недели здесь нечего есть! Тут нужно акцентировать внимание: кладка у крупных гусей формируется из тех резервов, которые они смогли набрать на зимовках и местах остановок по пути пролёта. Не смогут самки накопить достаточное количество жира и произойдёт резорбция фолликулов, в кладке будет не 6-7 яиц, а 3-5 и, соответственно, сократится количество выращенных птенцов. Худая самка вынуждена будет чаще покидать гнездо, повышая тем самым риск потери кладки от хищничества. Худой самец так же чаще будет оставлять гнездовую территорию, улетая кормится и оставляя самку с кладкой без защиты. А в условиях беспокойства со стороны охотников ни самки, ни самцы не набирают нужного резерва жиров на пути пролёта.
Понимаю, что эта биология покажется большинству охотников скучной. Добыл пару гусей и счастлив!
А может задуматься, что происходит вокруг от пары десятков твоих выстрелов? Тем более что таких как ты сотни и тысячи в ближайших окрестностях. Пару добыл - им теперь всё равно, а для остальных это громадный стресс. И не надо говорить, что 10 дней не повлияют! В каждом регионе устанавливаются свои сроки охоты, в зависимости от хода весны - т.е. эстафета от юга к северу с конца марта до конца мая, практически весь период пролёта. Открытие охоты приурочено к началу пролёта, перелетев дальше к северу птицы опять попадают на её открытие и так дальше по цепочке. И получается, что птицы, перемещаясь к северу, ВСЁ время находятся под прицелом - в коридоре, в котором с таким же темпом смещаются сроки охоты, т.е. всё время пролёта охота для них не прекращается. Как в таких условиях возможно набрать нормальный вес для успешного размножения?
В Америке было чётко показано, что при весенней охоте самки приступают к гнездованию с меньшим весом. В результате в кладках меньше количество яиц, меньше птенцов. Но самое здесь неприятное - снижается "качество яиц", т.е. в жизнь приходят не только меньше птенцов, но они ещё и слабые, т.е. шансов выжить у них в разы меньше, чем у нормально развитого гусёнка (если кто не селён в английском - обращайтесь я переведу что не понятно).
Для большей доказательной базы приведу ещё серию диаграмм, на которых показано накопление жира гусями в период нахождения на промежуточных стоянках, где собственно и набирается основная часть запасов жира. Ниже показаны результаты по трём местам в Канаде. На границе 1998-1999 годов как раз открылась весенняя охота. Яркая картина!
Птицы попадают на места гнездования не набрав практически ничего, а в ряде случаев даже потеряв то, что было.
Ещё более удручающи данные по слежению за самками, помеченными передатчиками (кто не знает, таким способом, по сигналу передатчика, дистанционно отслеживается маршрут и место нахождения животного). Перелёт очень энергоёмкий процесс, птице нужно огромное количество энергии для его завершения. А из таблицы ниже видим, что при весенней охоте самок, способных завершить перелёт, становится в три раза (!) меньше.
И совсем уж опускаются руки от следующих данных. Учёные сравнили количество птиц, приступивших к гнездованию, т.е. отложивших хотя бы одно яйцо. В условиях отсутствия весенней охоты 55% самок загнездились в колонии, при её наличии всего 9%! Как после таких цифр воспринимать заявление о безвредности охоты?
Предвосхищая ухмылки типа "знаемы мы этих учёных"....скажу, что именно эти люди были инициаторами открытия весенней охоты, но это им не помешало детально всё отследить и сейчас они уже предлагают другие подходы. Хотя открытие весенней хоты быстро и эффективно сократило поголовье белых гусей на 40%. Другого доказательства её вредности даже и не надо!
Понятно, что я останавливаюсь не на всех вопросах. Канадские коллеги посвятили этому здоровенную серию статей. Пожалуй они сейчас в лидерах по этой тематике. Идея открытия весенней охоты для сокращения численности белого гуся оказалась верной, т.е. что бы резко снизить численность вида весенняя охота нужна, а что бы сохранить и приумножить - противопоказана. Эффективность весенней охоты демонстрирует следующая картинка. Мне интересно наши охотники этого же добиваются?
При этом нужно понимать, что кроме как на белого гуся весенней охоты в Северной Америке по прежнему НЕТ. Открытие её было обусловлено негативными последствиями роста численности. С сожалением канадцы отметили, что весенняя охота изменила нормальную структуру популяции. Долгие годы, когда практиковалась только осенняя охота, в добыче охотников преобладали в основном молодые птицы (порядка 75%). Если быть прагматиком, а не гуманистом, легко сказать, что ценность молодёжи в целом для популяции очень низка. Да это так, при условии высокой смертности молодых птиц, что реально и есть. Однако открытие весенней охоты потянуло за собой целую цепочку последствий, в том числе и рост доли взрослых (=ценных) гусей в осенней добыче. Т.е. снежный шар покатился с горы.
-
Ну а кто, как вы думаете, чаще попадает весной под выстрел? Тут уже нет сомнений - взрослые птицы. Их почти 65% в весенней добыче! Именно тех, которые должны были оставить потомство. Надо хорошо себе представлять, что убивая гуся весной, охотник губит ещё как минимум 3-х, которым теперь не суждено родиться. И не важно самца добыли или самку. Пары у гусей формируются на зимовках, почти наверняка выживший партнёр проведёт наступивший гнездовой сезон вхолостую.
Для начала думаю хватит. Вроде бы пытался доступно всё излагать и по-минимум терминами бравировать. Факты хорошо иллюстрируют ситуацию, даже выводов по пунктам писать не стоит....хотя чувствуется придётся)))))