А между тем мы всё плыли и плыли, заезжая в какие-то протоки и заливы, пролезали в еле заметные щели среди мангровых кустов. Нас то и дело обгоняли лодки с туристами, которых птицы не интересовали. Вернее интересовали, но не все, вернее даже всего одна.
А именно красный или карибский фламинго, Phoenicopterus ruber.
Заповедник широко известен как место зимовки большого числа этих птиц.
Ну про цапель я вам немного рассказал в прошлый раз, и чаек с крачками некоторых показал. Но не всех. Ближе к побережью на песчаных островах нам встретился уже несколько другой набор - клуши, чегравы, чайконосые крачки, крачка Фостера. Так же острова были полны пролётных куликов, в основном мелких песочников, носившихся низко над водой между островами.
Чеграва, Hydroprogne caspia. На переднем плане ещё песчанка, Calidris alba, затесалась в типичном зимнем пере.
Чайконосая крачка, Gelochelidon nilotica, фото Олега Чернышова.
Крачка Фостера, Sterna forsteri.
Здесь на фото Олега Чернышова полный микс: слева-направо крачка Фостера, чайконосая крачка, чеграва, неотропический баклан (Phalacrocorax brasilianus), королевская крачка (Thalasseus maximus).
На заднем плане каша из короткоклювых бекасовидных веретенников, Limnodromus griseus.
Ниже, на следующих снимках можно полюбоваться на этих интересных тундровых куликов. В сибирской части РФ так же обитают два вида этого рода - американский и азиатский бекасовидные веретенники. Мне приходилось много наблюдать за первым во время экспедиций в северную Якутию, правда у наших шнобели раза в два длиннее - впечатляющее зрелище.
Конечно по яркости оперения зимние птицы мягко говоря уступают гнездовым. Для иллюстрации позволю себе показать интернетную картинку с короткоклювым бекасовидным веретенником из гнездовых районов, а точнее из провинции Альберта в Канаде, автор Gerard W. Beyersbergen. Согласитесь небо и земля!
Американский кулик-сорока, Haematopus palliatus, вёл себя как отъявленный отшельник. Удалившись по косе от шумных соседей, он неторопливо что-то разыскивал в грунте, наверное свои любимые устрицы. Этот вид очень похож на нашего европейского кулика-сороку, но чёрный цвет спины у него заменён коричневым и прописка шибко пафосная. По экологии они очень похожи, да и все остальные кулики-сороки, распространённые по побережьям практически всего мира, тоже.
Так или иначе, но мы неуклонно приближались к фламинго. О них планирую сделать отдельный рассказ, по этому сейчас всего пару снимков покажу.
Затем мы вернулись обратно в мангры.
Из наиболее интересного стоит показать кукушенцию - мангровую пиайю, Coccyzus minor, кстати тоже совсем не паразитическую. Она относится к американскому подсемейству кукушек-пиай, Coccyzinae. В предыдущем посте уже показывал вам серобрюхую или белечью пиайю. Мангровая её ближайшая родственница.
С другой точки Олег Чернышов снял её более открыто.
Сизый зимородок оказался пожалуй самым обычным здесь. Это довольно крупная птица, но по образу жизни типичнейший зимородок - обитает по краям водоёмов, так же как и наши зимородки имеет насиженные места, на которых по долгу сидит, высматривая добычу. Абсолютно точно также ныряет, причём с таким же плеском и разбрызгиванием воды в разные стороны. Вот только внешний вид у сизого какой-то более аляповатый, я бы сказал ковбойско-туповатый, без особых намёков на интеллигентность...
Отдельно стоит упомянуть хищных птиц. Понятно, что на водно-болотных угодьях обычно их разнообразие не велико, здесь в основном встречаются виды так или иначе связанные с водой и ловлей рыбы, плюс всякие собиратели отбросов, которых всегда в приморских районах с выраженным приливно-отливными циклами бывает много. В наших краях среди последних конечно стоит упомянуть чёрного коршуна и орлана-белохвоста. На американском континенте таких собирателей побольше - это и американские катарты, и каракары, и несколько видов канюков. В частности чёрный крабоед, Buteogallus anthracinus, пожалуй самый обычный вид, попадавшийся нам практически на каждом маршруте на Юкатане, но особенно часто в заповеднике.
Эти канюки похоже уже прикормлены местными гидами и часто сидят вдоль основного русла протоки в ожидании привезённой ради тур-шоу рыбы. Дохлую рыбу гиды обычно бросают в воду, а птицы её эффектно вылавливают лапами. Туристы галдят и фоткают - в общем все счастливы. Но поскольку мы отправились в мангры уже во второй половине дня, канюки были уже изрядно объевшиеся, и реагировали на подачки гида нехотя. Впрочем я и не расстроился - всё равно стекло не позволило бы что-то снять.
Среди катарт, Cathartidae, или как чаще их называют американских грифов, (именно с такой приставкой, поскольку к настоящим грифам они совсем не имеют отношения и катарты - более правильное название) здесь нам впервые встретилась малая желтоголовая катарта, Cathartes burrovianus. Два других вида: гриф-индейка и чёрная катарта обычны практически везде, занимая на американском континенте нишу и падальщиков и врановых одновременно. Желтоголовая катарта попадается только там, где есть крупные водно-болотные угодья.
Хохлатая каракара, Caracara cheriway, - птица из отряда соколообразных. Другими словами сокол, опустившийся до собирателя и падальщика. Они конечно ещё охотятся - клюв мощный, но как правило только на молодняк. Местами они основные уничтожители только что вылупившихся морских черепах и выводков птиц. Со взрослыми им конечно не справится, поскольку лапы очень слабые и уже не могут нанести серьёзные раны; фото Олега Чернышова.
Ну и невозможно не упомянуть о скопе, Pandion haliaetus. Вообще этот искусный рыболов имеет один из самых больших ареалов среди птиц, охватывающий практически все континенты. Местами эта птица очень даже обычна, особенно если нет охоты, например в ряде приморских районах Северной Америки известны крупные колониальные поселения скоп. У нас они, к сожалению довольно редки на неохраняемых территориях. Главным образом из-за неуёмной страсти наших безграмотных охотников стрелять в любую хищную птицу. а иногда и просто в что-то летящее....
По большому счёту здесь следовало бы провести парочку дней, сейчас я это осознаю совершенно отчётливо, и при возможном посещении Мексики в следующий раз нужно будет так и сделать. Остановится можно прямо в городке, здесь же на набережной великое множество рыбацких и туристических лодок, которые можно арендовать хоть на весь день. Мы проехались галопом по самым интересным местам, но очень бы хотелось в следующий раз сделать это с чувством и толком, а так же с правильно расстановкой по времени. В частности очень классно было бы понаблюдать за цаплями, особенностями их кормового поведения и выбору охотничьих угодий, различия в которых даже на первый взгляд очень хорошо прослеживаются. Побольше бы следовало уделить времени воробьиной мелочёвке мангров, ну и конечно же поплотнее пообщаться с фламинго.
На этой карте можно посмотреть все важные пункты в городке: где гостишки, где автобусная станция, где пристань, и самое главное где рыбные ресторанчики - мы к сожалению из-за дефицита времени не смогли там отобедать. Вот это жаль по настоящему!