Вторая половина первого нашего дня поездки по Армении была запланирована на пустынные предгорья рядом с городком Веди. С водой здесь прямо скажем не очень богато, все лужи на перечёт. Немногочисленные источники как магнит притягивают всю окрестную фауну к себе. Василь нам порекомендовал один такой источник, неизменно пользующийся повышенным спросом среди птичьего населения. Он вытекает прямо из под склона и довольно скоро исчезает, уходя в пересохшую почву, хотя судя по хорошо разработанному руслу, в весеннее время воды здесь определённо больше. Большинство подобных источников обычно вовлечены в хозяйственную деятельность людей, и что бы избежать потерь ценной влаги, она загнана в трубы и становится уже не доступной для животных, впрочем в трубах иногда образуются дырки, а вода, как известно, она всегда дырочку найдёт. Такие локальные пробоины тоже привлекают как местных, так и пролётных птиц, которые в повышенной концентрации тусуются в ближайших кустах.
В целом Веди расположен не далеко от Армаша, с учётом объезда ремонтируемого участка дороги, примерно около часа. Заканчивая часам к одиннадцати нашу ознакомительную экскурсию по Армашу, мы уже начали ощущать припекание разных выступающих, а у некоторых даже интенсивно лысеющих, частей тела солнцем. В дороге, обдуваемые ветерком из всех открытых окон нашего джипа, жары особо не ощущали, но первый шаг за борт расставил все точки над пресловутой и........
Пекло навалилась так основательно, что сразу захотелось в очень активно кондиционируемый офис....сидеть, пить кофе и раздавать указания! Небо как назло было абсолютно безоблачным, не оставляя никаких шансов на хотя бы призрачную тень! Теперь я очень хорошо понимаю своих израильских друзей, которые именно в таких условиях наблюдают и пытаются фотографировать птиц почти полгода! А нам оставалось только надеяться, что в такую жару жажда у птиц будет как после вчерашнего похмелья, т.е. неутолимая)).
На верхней панорамке вы видели ландшафты, куда мы приехали, дополнительно можно посозерцать у Сергея
здесь. Зелёного цвета почти нет, только отдельные кустики по склонам и в долинке ещё умудрились как-то сохранить приятные глазу оттенки. Кстати почти в каждом кусту сидела своя личная славка или пересмешка, а то и две! В основном же вся травянистая растительность уже давно высохла, весьма по-моему гармонично сочетаясь с красноватым цветом склонов. Весной здесь поживее, так сказать, ....позеленее. Для убедительности пару фоток Жени Коблика, побывавшего здесь с Василем в конце июня.
Ну так вот...пытаясь спрятаться от жары наша команда расползалась что твои тараканы по всяким щелям, занимая выгодные позиции и готовясь к встречи нескончаемых верениц обессиливших от жажды пернатых! Я не преувеличиваю, так и было. Абсолютно всё, кроме присутствия птиц. Нет, какие-то праздношатающиеся хохлатые жаворонки, овсянки всякие, славки серые и пересмешки периодически появлялись у водопоя, а однажды даже короткопалый воробей пожаловал...и дал себя увековечить на долгую память (
см.здесь). Ну и конечно большие скальные поползни с завидной регулярностью оглашали ущелье залихватским свистом, ну прям как хор казаков на свадьбе, но правда близко не подлетали, в отличии от последних.
Серая славка, Sylvia communis. Конечно же сматывается подальше.
Скальная овсянка, Emberiza buchanani
она же, :)
У меня сложилось ощущение, что после окончания гнездового сезона, большинство местных птиц свалило с выводками вниз, поближе к воде и садам-огородам. Это весной и летом они вынуждены были жить здесь, поскольку покидать гнездовые территории минздрав категорически не рекомендует! Рассказы Василя и Жени Коблика о массе встреч в летний период рисовали в воспалённом мозгу нереальные картинки столпотворения, но увы! Видимо после того, как молодые становятся лётными, к измученным обязанностями родителям приходит давно обещанная долгожданная свобода передвижений. И действительно, перед тем как ехать на источник, мы делали несколько остановок внизу: прошлись по садам, убранному полю, потревожили кусты вдоль арыка на предмет всяких разных пеночек-славок. Птицы здесь держались в массе, в том числе и стайка короткопалых воробьёв, которых мы ожидали всё же увидеть в самом ущелье.
Единственные, кто ещё не разделался с родительскими обязанностями, оказались чернолобые сорокопуты и обыкновенные жуланы. У последних, судя по срокам, шло активное выкармливание птенцов из вторых выводков. Но оба вида крайне осторожны,и назойливости не любят, хотя на расстоянии ведут себя крайне гордо!
Поскольку ущелье довольно узкое, во второй половине дня тем, кто выжил появилась возможность спрятаться от солнца под склоном, за который постепенно уходило солнце. Как оказалось сходной стратегии придерживался ни я один, здесь же кимарила степная пустельга, испанские каменки, очень стеснительные пустынные пересмешки и пара черношейных каменок, которые ближе к вечеру вдруг устроили какую-то слабо понятную для осени игру в весну.
Черношейная каменка, Oenanthe finschii
Полевой конёк, Anthus campestris
Здесь же на склоне находилось гнездо больших скальных поползней, Sitta tephronota, которые примерно раз в сорок минут прилетали на склон, громко заявляли, что они ту и об этом должны знать все! Самец садился на вершину куста или выступающий камень - приглядывать за международной обстановкой, а самка занималась хозяйственными делами по дому. Зачем, я не очень понимаю, птенцов у них точно уже не было! Птичьи секреты, видать))
Обратите внимание, кстати, на своеобразную конструкцию гнезда больший скальных поползней. Поскольку дупел в горах днём с огнём искать, эти поползни вынуждены строить вот такие особняки из глины, располагая их на отвесных скалах, куда большинству хищников забраться весьма проблематично. Чуть позже ещё покажу аналогичную конструкцию, где зодчими выступают собратья большого скального поползня - малые скальные поползни. Они тоже вполне себе искусные строители оказались, но форма гнезда у них совсем иная.
В последний день мы опять посещали Веди, но результат оказался ещё хуже, чем в первый день. Вероятно это место наиболее интересно в гнездовой период.
И в заключении ещё одна панорамка, с одним из последних солнечных лучей, осветивших небольшую гряду. Из-за того, что ущелье довольно узкое, свет тут появляется относительно поздно, и уходи рано, по этому, когда он есть, то всегда жёсткий это я впрочем не в оправдание написал.