Демон моей души

May 14, 2016 18:00

Иувал, сын Ламеха, «был отец всех играющих на гуслях и свирелях» (Быт. 4,21). Само его имя происходит от слова «йовел» - протяжного звука трубы, возвещающей начало Нового Года. Он стал родоначальником музыки, которая предназначалась для того, чтобы подменить собою ангельское пение, которым человек наслаждался в раю.

Как пишет исследователь пения В. И. Мартынов, «если причиной ангельского пения является преизбыток благодати, то причина возникновения музыки коренится в утрате благодати… Музыкальные звуки, возбуждая особым образом душу человека, способны приводить ее в некое возвышенное и приятное расположение, напоминающее райское блаженное состояние и в какой-то мере восполняющее его отсутствие, на краткое время позволяя забыть ей о тяжких заботах мира. Таким образом, музыка, являющаяся неким заменителем или эрзацем нетленной райской пищи, могла возникнуть и стать необходимой только в результате утраты человеком райского блаженства вообще и способности слышать ангелов в частности».

По мнению Мартынова, музыка, изобретенная Иувалом, носила магический характер. Подобно наркотикам она приводила человека в экстаз и он ощущал, что его переполняют сверхсилы, дающие ему возможность управлять стихиями вселенной и ощутить телесное бессмертие без Бога. То есть музыка - очередная попытка вкусить от дерева жизни. Благодаря музыке человек истончал кожаные ризы, наложенные на него Творцом, и входил в общение с невидимым миром падших духов. Такой вид музыки сохранился до сих пор в языческих, особенно шаманских культах и в связанной с ними рок-культуре.

«Эта магически-экстатическая сила в соединении с силой физической и стала являться одной из отличительных черт допотопных людей, которых священное Писание называет „сильными, издревле славными людьми“, прибавляя, что „все мысли и помышления их были зло во всякое время“. Таким образом можно предполагать, что магическая природа музыки послужила одной из причин развращения допотопного человека». Так пишет тот же Мартынов.

Гусли, упоминаемые в Ветхом завете - это десятиструнная арфа, а свирель - скорее всего, инструмент подобный волынке. Таким образом Иувалу принадлежат изобретения как струнных, так и духовых инструментов. По преданию именно он был основателем коллективных ритуальных оргий в честь демонов. А от себя лично замечу, что тут я подозреваю в соавторстве и поддержке демона бездны Аполлона.

Но только испанский язык честно указывает на связь с невидимым демоном исполнителя песни или танца, которые действуют на нас с особенной эмоциональной силой. Испанский язык не прячется тут за безличное слово «драйв», а говорит о «duende», то есть о «демоне», «бесе». А если певца или танцора не прёт, то ему говорят, что, дескать, «в тебе нет беса», ты не достоин даже выступать в кафе.

В магии важен ритм, во фламенко - компа́с (compás).

А слово «duende» весьма подходит для эзотерической терминологии с ее эгрегорами и потоками. Однако дуэнде включает не только драйв, но и трагическое мироощущение.

В Севилье duende указан даже в названии улицы. Вот я там и стою в 2009 году.


коррида, фламенко, музыка

Previous post Next post
Up