Я обожаю новогодние городские улицы! Ожидание праздника не было бы полным без всех этих огней, снежинок, шариков, ёлочек, снеговичков и прочих незамысловатых атрибутов радости, таких близких и понятных всем с самых юных лет. Ну и конечно же, особое удовольствие - задержаться у какой-нибудь витрины, чтобы окунуться с головой в сказку детства.
Понимаю, что главная задача любого магазинчика - сделать так, чтобы разноцветная мишура, серебряные нити дождика и плюшевые мишки заставили прохожего улыбнуться и опустошить свой кошелёк именно в его стенах. Сколько раз, отправляясь с маленьким сыном (а теперь и сербёнками) на покупку новогодних «прибамбасиков», я попадалась на эту коммерческую удочку. Но даже «понимание момента» новогодне-рождественского настроения мне не портит. Всё не так уж и важно, когда ждёшь Чудо.
(Все фотографии, кроме белградских, пришли из интернета)
А первые витрины, между тем, появились в XVII столетии, когда человечество научилось производить стекло. Первопроходцем в этом деле, конечно же, была Англия - крупнейшая и богатейшая империя того времени, жившая торговлей. Если раньше достаточно было выложить товар на прилавок, теперь требовалось не просто предъявить его прохожим, а сделать это максимально красиво и выгодно.
Не удивительно, что первыми оформителями витрин стали художники и театральные декораторы. Чем больше «изюминок» приходило им в голову - тем больше доходов имел хозяин лавки. "За стеклом» иной раз разыгрывались целые представления, которые становились особенно красочными и интересными в праздничные дни. Когда в середине XIX века магазинчики начали освещать при помощи керосиновых ламп, а чуть позднее и электричества, большее внимание стали уделять постоянной композиции, а на смену живым актёрам пришли манекены.
Рождественские витрины появились тоже в XIX веке. Сначала хозяева магазинов отдавали предпочтение обычным вертепам: на освещённой лампами витрине обязательно присутствовала сцена поклонения волхвов: младенец Иисус в яслицах, Дева Мария, Иосиф, Каспар, Балтазар, Мельхиор и Царь Ирод встречали посетителей почти каждого уважающего себя магазина. Со временем, вертепы стали атрибутами рождественских церквей и домашних ёлочных уголков. Место библейских персонажей занял Санта Клаус (а в России, соответственно, дед Мороз и Снегурочка), волы и ослики сменились мишками, белочками и прочими плюшевыми симпатягами. И только Ангелы Рождества по прежнему чаще всего парят перед восхищёнными прохожими, как некая волшебная нить, соединяющая светское с религиозным.
И ещё один обязательный атрибут Рождества явно или косвенно присутствует на всех праздничных витринах. Это Вифлеемская Звезда, указавшая волхвам путь к Младенцу. Рождественская Звезда - не что иное, как яркий и немеркнущий свет, символ победы над чёрной бездной темноты. Вот почему многочисленные огни наряду с куклами стали обязательным атрибутом любой витрины. Чем больше разноцветных мерцающих лампочек, тем лучше: вот она, аксиома зимнего праздника.
В Западной Европе и Америке давно уже укоренилась традиция оформлять рождественские и новогодние витрины к 15 ноября. Ведь именно в середине этого самого печального из осенних месяцев и начинается «гонка за покупателем». Насколько я помню, в России «первые новогодние ласточки» появляются приблизительно в это же время. В Сербию ожидание праздника приходит где-то на месяц позже: сказывается местная специфика - зимние Славы и Рождество по старому стилю. Но витрины, равно как и улицы, у нас тоже непременно засверкают. И состоится традиционный конкурс на лучший рождественский «излог».