Не думал, что это в таком лохматом году снято, смотрится-то как современное. Михалков вообще в семидесятые прекрасный и сильно опережает свое время (и заметно отличается от общего кинопотока). Снято к тому же в чудесной Одессе, прямо немедленно захотелось забить на казахстанские инвестиции, которыми два дня занимаюсь, и хотя бы на день туда, отсюда-то несложно, доезжаем до вокзала и утром уже Одесса.
Вера Холодная сама по себе весьма интересная тема, а тут еще и в михалковском исполнении. Первая кинозвезда российского кино (кстати, украинка по национальности), действительно была в 19 году в белой Одессе и там умерла (непонятно, то ли действительно сотрудничала с красными, как в фильме; то ли отравил отвергнутый любовник; то ли это испанка в результате общего бардака и развала). Безусловно, одна из ключевых фигур Серебряного века, на отдельное кино про него напрашивается также Вертинский, удивляюсь, почему про Вертинского до сих пор не снято, там просто конфетку можно было сделать бы и с песнями, и с ретро, и с бурной историей первой половины 20 века.
Смысловая часть тоже замечательная: прекраснодушная русско-украинская интеллигенция с ее идеалами, и жестокая реальность истории, с которой пришлось всем столкнуться. Если бы их сняли лет через десять, в двадцатые (как в фильме "Бег"), там они бы выглядели хоть сколько-то адаптировано, а тут такое первое столкновение, их привычный мир только-только рухнул в 17 году, всего год прошел, они еще толком ничего не поняли.
То есть там в деталях Михалков что-то мог подстраивать под цензуру или под свою эстетику, но по психологической сути он уловил вполне правдиво, что с ними происходило.
Романс Вертинского о Вере Холодной с некоторыми ее фотографиями:
Click to view
Кстати, пророческий романс, написан незадолго до смерти, Вертинский как-то чувствовал. Впрочем, уже была гражданская война, и смерть любого из представителей старой культуры можно было предсказывать с высокой вероятностью.