4096.1.1.62. Четвертая книга царств, 11-15 - текст

Jan 26, 2015 08:36

Глава 11. "Гофолия, мать Охозии, видя, что сын ее умер, встала и истребила все царское племя". Не понял ее логики. Однако Иоаса, сына Охозии, спасает его сестра, после чего он скрывается в храме шесть лет, а Гофолия правит Иудеей. На седьмой год священник Иодай показывает скрывающегося у него царского сына и устраивает очередную революцию. Гофолия убита при попытке к бегству. Устраивается традиционная для сторонников Яхве резня жрецов Ваала и разрушение его жертвенников и изображений.
Глава 12. Иоасу было 7 лет, когда воцарился, так что процарствовал 40 лет. Он начал восстановление храма, изрядно поврежденного за предшествующие годы. Для ремонта храма организуется сбор пожертвований, для чего в храме поставлен ящик. Однако поскольку царь Сирии Азаил снова собрался напасть, все пожертвованное храму и все его сокровища были отданы царю Сирии как выкуп.
Иоас погиб в результате заговора и был убит собственными слугами, что никак не оценивается, просто сообщается. Вроде бы выполнял волю Яхве, так что вероятно прирезала противоположная партия.
Глава 13. В Израиле воцарился сын Ииуя Иоахаз, который снова похоже вводит культ Ваала, за что Яхве посылает разных сирийских бандитов грабить Израиль. Сирийские бандиты заведомо не служат Яхве, так что логика его непонятна. Когда же Иоахаз раскаивается перед Яхве, он дает ему избавителя, и сирийцев прогоняют. Под конец "у Иоахаза оставалось войска только пятьдесят всадников, десять колесниц и десять тысяч пеших, оттого, что истребил их царь Сирийский и обратил их в прах на попрание".
Далее в Израиле правит царь Иоас, который продолжает исповедовать неправильные с точки зрения Иеговы культы. В его царство умирает пророк Елисей, следует художественная сцена, суть которой в том, что Елисей предсказывает победы над сирийцами, однако вместо того, чтобы пять раз ударить по земле по приказу пророка, израильский царь бьет только три раза, и потому поразит сирийцев в будущем только три раза. При похоронах Елисея приходит нашествие моавитян, пересравшиеся евреи почему-то кидают в гроб вместе с Елисеем еще кого-то (непонятна связь с нашествием, но она прямо в Библии заявлена) - и этот кто-то, коснувшись костей Елисея, внезапно оживает.
Глава 14. В Иудее воцарился Амасия (сын Иоаса). Он продолжал совмещать культ Яхве и "жертвы на высотах" - как я понимаю, это жертвы Яхве, но не в храме, что вызывало критику жрецов центрального храма, так как деньги шли мимо них. Он убил заговорщиков, убивших его отца. Но не убил их детей, так как в книге закона Моисеева написано, что дети не отвечают за грехи родителей смертью. Жалко только, что сам Иегова на свой собственный закон постоянно забивает, и карает смертью именно целыми родами.
Амасия начинает войну с Израилем, в которой проигрывает. Иоас, царь Израиля, разрушает стены Иерусалима и берет все золото, какое нашел в храме. Амасия погибает в результате заговора. К власти приходит его сын Азария.
В Израиле воцарился Иеровоам, который в очах Господа делает неугодное, но побеждает в войнах, восстановив границы Израиля. "Ибо Господь видел бедствие Израиля, весьма горькое, так что не оставалось ни заключенного, ни оставшегося, и не было помощника у Израиля.
И не восхотел Господь искоренить имя Израильтян из поднебесной, и спас их рукою Иеровоама, сына Иоасова". То есть военные успехи царей Библией то ставятся в зависимость от их праведности, то нет, поэтому прямого влияния праведности на успех нет. Спрашивается, зачем тогда постоянно угрожать неудачами и обещать успехи, если потом оказывается, что результаты могут зависеть от чего-то другого.
Глава 15. В Иудее воцарился Азария, сын Амасии. Царствовал 52 года и был угоден Яхве, но сохранил жертвоприношения на высотах. Иегова, тем не менее, несмотря на угодность царя, поразил его проказой, так что он жил в отдельном доме, а страной правил сын его Иофам.
В Израиле воцарился Захария, сын Иеровоама. Он творил неугодное, и против него был заговор Селлума, который его и убил.
Селлум правил только один месяц, потому что Менаим убил его и воцарился после него. После чего идет гражданская война с разрублением беременных женщин. Менаим продолжал делать неугодное, и в его царствование пришли уже ассирийцы, но Менаим от них откупился, а выкуп разложил на всю знать Израиля.
Затем воцарился сын Менаима Факия, против которого был заговор Факея, который, убив Факия, воцарился вместо него. Опять пришли ассирийцы и переселили все племя Вениамина в Ассирию. Осия устроил заговор против Факея, убил его и воцарился против него.
За этими скупыми строками хроники видно, что в Израильском царстве идут постоянно перевороты, в то время как на горизонте уже ассирийцы, которые начали грабить и полностью брать в рабы жителей этого царства.
В Иудее воцарился Иоафам, который был угоден Господу, но сохранил жертвы на высотах. Но Господь почему-то не перестал посылать на Иудею врагов.
И воцарился Ахаз после Иоафама.

4096, Библия

Previous post Next post
Up