4096.1.1.62. Четвертая книга царств, 6-10 - текст

Jan 26, 2015 07:50

Глава 6. При Елисее жили некие "сыны пророков", которые решили от него отделиться и начали рубить деревья для дома. Один из них уронил топор в воду, Елисей колдует, и топор всплывает (египетскими сказками повеяло).
Кроме того, Елисей работает невидимой разведкой во время войн Израиля и Сирии, которые не прекращаются, сообщая царю, где засады сирийцев. Сирийский царь посылает против пророка большое войско. Слуга приходит и говорит, что пришло большое войско. Елисей отвечает: "не бойся, потому что тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними". После этого он открывает слуге глаза, и тот видит, что вся гора наполнена конями и вокруг Елисея огненная колесница. Елисей ослепляет все сирийское войско и приводит их слепых в Самарию в плен израильскому царю. По просьбе Елисея царь их отпускает домой, и после этого эти сирийцы более не нападают, но опять нападает Венадад. В осажденной Самарии голод такой, что едят детей. Царь непонятно почему решил, что виноват Елисей, и приказывает его убить.
Глава 7. Елисей приходит к царю и заявляет, что завтра голод прекратится. И действительно, "Господь сделал то, что стану Сирийскому послышался стук колесниц и ржание коней, шум войска большого. И сказали они друг другу: верно нанял против нас царь Израильский царей Хеттейских и Египетских, чтобы пойти на нас". Так что сирийцы встали и убежали. Следует художественная часть, как прокаженные это обнаруживают и сообщают царю. Конечно, даже и в таком случае нельзя никак у Яхве без убийств - народ растоптал того сановника, которого Елисей по ходу беседы с царем проклял за неверие в его пророчества.
Глава 8. "И говорил Елисей женщине, сына которой воскресил он, и сказал: встань, и пойди, ты и дом твой, и поживи там, где можешь пожить, ибо призвал Господь голод, и он придет на сию землю на семь лет". То, что "господь" постоянно делает всякие злые вещи, например, голод, эпидемии, нашествия врагов, для авторов Библии, как мы видим, норма.
Затем Елисей отправляется в Дамаск, где заболел хорошо нам известный сирийский царь Венадад. Тот высылает к нему своего слугу Азаила спросить колдуна о прогнозе болезни. Следует довольно художественная сцена, в которой Елисей говорит, что Венадад умрет, а Азаил будет царем Сирии и причинит много зла евреям.
В Иудее воцарился Иорам. Он усвоил от израильского Ахава культ Ваал-Зевула, "однако ж не хотел Господь погубить Иуду, ради Давида, раба Своего, так как Он обещал дать ему светильник в детях его на все времена" - то есть мессию. При Иораме навсегда отделилось царство Едомское.
Воцарился сын его Охозия, который продолжал распространять культ Ваала. Он решил посетить больного союзника, израильского царя, тоже Иорама, как и его отец.
Глава 9. Елисей-пророк посылает своего ученика внезапно помазать Ииуя в израильские цари. Ииуй сидел среди прочих офицеров. Посланник Елисея внезапно обливает его маслом, призывает истребить весь род Ахава и быстро убегает. Другие офицеры спрашивают типа чё за псих прибежал, однако вскоре верят в пророчество, трубят в трубы и провозглашают Ииуя царем. Следует опять сказка про то, как к Ииую посылают посланников, но все переходят на его сторону и не возвращаются. Наконец выезжает сам царь:
"И когда увидел Иорам Ииуя, то сказал: с миром ли Ииуй? И сказал он: какой мир при любодействе Иезавели, матери твоей, и при многих волхвованиях ее?
И поворотил Иорам руки свои, и побежал, и сказал Охозии: измена, Охозия!
А Ииуй натянул лук рукою своею, и поразил Иорама между плечами его, и прошла стрела чрез сердце его, и пал он на колеснице своей".
Художественно история сделана неплохо, вообще талант автора постоянно скачет, потому что компиляция, и эту конкретную историю из девятой главы писал человек довольно талантливый.
Труп Иорама революционер Ииуй бросает на участок Навуфея, который захватил отец его Ахав.
Царь Иудеи Охозия, увидев революцию, в страхе бежит в свое царство. Но Ииуй пристреливает и этого за компанию. При подходе революционных войск к столице из окна гарема навстречу им выбрасывают Иезавель. Собаки съедают ее тело, как и было предсказано Илией.
Глава 10. Ииуй требует от региональных правителей Израиля и воспитателей царских детей убить всех потомков Ахава, что и было сделано. Две груды голов лежали у ворот столицы Самарии. Ииуй толкает речь народу, что узурпация власти и убийства детей Ахава были сделаны по пророчеству Илии. И продолжил резню, убивая всех бывших сторонников свергнутой династии. Затем напал на братьев Охозии, и 42 человека закололи возле колодца Беф-Екеда.
"Прибыв в Самарию, он убил всех, остававшихся у Ахава в Самарии, так что совсем истребил его, по слову Господа, которое Он изрек Илии".
Затем он обманным путем собирает в Самарию всех служителей Ваала, якобы для большого всесожжения Ваалу. Опять убивают много безвинных животных, это как бы вообще в порядке вещей, когда столько людей режут, о зверях Библия уже не заботится. По окончании жертвоприношения подчиненные Ииую лидеры истребляют всех участников, разбивают статую Ваала, а из храма его делают сортир.
Однако Ииуй продолжает поклоняться золотым тельцам, хотя Яхве все равно нравится истребление конкурирующей фирмы, и он обещает Ииую, что сыновья его будут до четвертого рода сидеть на престоле Израилевом. После этого Ииуй считает, что долг перед Иеговой выполнен и на заповеди забивает хер - как там написано, не старался ходить в законах Бога Израилева. Продолжаются нашествия всяческих врагов на еврейские царства.

4096, Библия

Previous post Next post
Up