МЕТЛАХСКАЯ ПЛИТКА (encaustic tile, mettlach platten, carreaux à décor d'engobe)

May 15, 2015 18:22

МЕТЛАХСКАЯ ПЛИТКА
(encaustic tile, mettlach platten, carreaux à décor d'engobe)

Загадка: какая плитка на всех языках называется ошибочно?
Отгадка: Метлахская плитка в России, она же Encaustic tile в англоговорящих странах. И то и другое названия ошибочны.



На фото: современная метлахская плитка

То что мы называем метлахской плиткой делали и в XII и в XV и в XIX веке, забывая технологию и восстанавливая её вновь. По какой-то причине в Англии


в викторианский период когда восстанавливали забытые технологии решили что предки «вжигали» изображение каким-то неизвестным образом и так её и назвали - encaustic - букв. вжжённая.
[Spoiler (click to open)]
(eng. Encaustic от древнегреческого ἐγκαυστικός : ἐν "в-" и καίειν kaiein, "жечь". Термин изначально означает процесс нанесения изображения восковыми красками, которые далее фиксируются вжиганием. Так же термин применялся к средневековой эмали.)

На нашей Родине название имеет другие корни - в России подобную половую плитку представляла прежде всего фирма «Villeroy & Boch» со штаб-квартирой в г. Метлах
[Spoiler (click to open)]
(нем. Mettlach - небольшой в Германии, Название образовано от латинского "Medius Lacus" буквально "Межозерье". Население составляет 12,4 тыс. человек - по-нашему это практически деревня).

Поэтому метлахская плитка буквально должна восприниматься как «плитка из города Метлах». Это похоже на то как мы называем ксероксом копировальный аппарат (по названию только одной фирмы «Xerox») или джипом любой внедорожники (не только марки «Jeep»). Ну такая у нас в России судьба - поклонение перед иностранным. При этом были и свои заводы по изготовлению подобной плитки - например, очень большой и довольно качественный Харьковский завод барона Бергенгейма, Варшавская фабрика Долгополова (Польша была частью Российской империи - для тех кто забыл), товарищество «Строитель» и С.Р.Пинес в Петербурге, завод ABO в Финляндии (тоже часть Российской Империи) да и другие.

В наше время в это понятие соотечественники внесли ещё больше путаницы.

Например, неправомерно метлахской плиткой называют и цементные плитки (cement tile). На пике популярности метлахской плитки (1850-е годы) в Европе производители искали возможность снизить себестоимость. Ответ они нашли в замене глины на цемент - в остальном используя примерно ту же технологию. Как раз в те годы цемент научились делать прочнее и дешевле, он входил в моду - из него строили и коммунальные здания и дома миллиардеров (как и любая новая технология - тогда просто не знали как это вредно для здоровья). Я лично был в замке целиком монолитно вылитом из бетона, даже косяки дверей и некоторая мебель была из бетона. Это, конечно, перебор, но это показывает каким модным был материал.

Сначала такие цементные плитки  производили на юге Франции, где рабочая сила была дёшева. Потом вообще производства вынесли во Французские колонии Марокко, Тунис. Поэтому так называемая марокканская плитка почти всегда и есть та самая цементная плитка. Но метлах не боится конкуренции цементной плитки - цемент не кислотостоек, до такой степени что его разъедает обычный уксус (а уксус есть, например, в обычном майонезе) и любая щелочь вплоть до содержащейся в косметике и уходовых средствах. Так же у бетона (как кстати и у гранита - 5%) остаётся некоторая пористость, У некоторых видов керамики пористость стремится к нулю. Защитные покрытия цементную плитку спасают не сильно. Поэтому для кухни, ванной, и лабораторий, мастерских, медучреждений и т.д. цементная плитка не подходит.



На фото: пример цементной плитки имитирующей метлахскую керамическую

Встречал я даже что метлахом называли технику терраццо (“Венецианский терраццо” ит. terrazzo alla veneziana - разновидность бесшовного мозаичного пола. Это вообще в принципе не плитка, а заливной пол, который создаётся исключительно из материалов, таких как известь, цемент, камень, мрамор). По определению видно что это даже близко не похоже на керамическую метлахскую плитку - но тем не менее такая ошибка существует.

Бывает что метлахом называют и мозаику из цветных глин и терракотту и клинкерную плитку и плитки с ангобным покрытием или ангобной печатью изображения. Что тоже неправильно.

Поэтому - Метлахская плитка - это только: 1) керамическая, 2) неглазурованная плитка, 3) с проникновение цвета вглубь плитки, 4) высокого обжига, низкого влагопоглощения. Всё остальное - это не «метлах»!

Начну историю метлаха с начала.

I период «ДОМЕТЛАХОВЫЙ»

В Риме и Греции мрамор - это был дешёвый и доступный материал, использовали его для любого строительства. В Европе в то время ещё охотились на благородных оленей и жили в крытых камышом хижинах. Так как система всегда побеждает хаос, то Римская империя подмяла под себя большую часть Европы и для управления европейскими колониями построила города для военных гарнизонов и присылаемой администрации. Условия жизни для тех римлян-экспатов на «заработках в СибириЕвропе» и «командировочных» устраивали такие же как и в Риме - кино, бокс, гонки, мрамор, водоснабжение и прочее. В результате местная увидела стандарты жизни и потребления метрополии.

Прежде чем Рим пал - за пару столетий до этого - он увёл свои гарнизоны и начал набирать солдат и чиновников из местных, экономили. В результате не только римляне, но и местные начали «зарабатывать» и строить дома, дворцы, города. Но своего материала не было. Да и денег не хватало(печатать их ещё не догадались). Поэтому в ту эпоху в зданиях полы первого этажа устилали каменными плитами, второго - доской или ковром поверх доски. Это всех устраивало. В богатых домах камень использовали импортный мраморный. А в вообще богатых - мраморную мозаику или терраццо.



На фото: пример мраморной мозаики из мраморных плиток

Но ведь красиво жить всем хотелось. И начинались «варианты». Вместо мраморной мозаики начали выкладывать полы из нарезанных геометрически кусочков плиток разных цветов - их так и называли cut tiles. Это первый керамический вариант который можно назвать «метлахской плиткой». В основном цвета были естественного цвета местных глин обычно низкого обжига (earthenware, и его естественные оттенки красного, рыжего, серого и серо-белого) т.к. пигменты как и специи были дороже золота. Те же у кого не хватило денег на керамику - научились делать паркет ). В наше время пигменты стали недорогие и в глину просто замешивают пигмент и получают её практически любого цвета.



На фото: пример исторической французской плитки в технике plain tile mosaics и cut tiles

Техника cut tiles используется до сих пор. Например мы у себя в MoshkoffStudios.com делаем мозаики в свободной технике нарезая элементы из пластов глин различных цветов.



На фото: пример напольной мозаики из цветных глин с глазурованными вставками

После окончательно ухода из жизни Европы Римской империи (Западной Римской империи) власть в колониях Рима - странах Европы взяли бывшие римские генералы из местных (тот же король Артур, Карл и прочие). От бедности и отсутствия воспитанного вкуса о закупках мрамора речь не шла, да и в Риме банально не осталось никого ни добывать ни мастерить - все сбежали в Византию (исторических факт - в год падения Рима за одно лето в городе от населения больше миллиона осталось 50 тысяч человек! - это было бегство всего города).



На фото: тиснёная плитка где углубления заполнены тонким слоем цветного ангоба, такой же эффект был и при заполнении впадин цветными мастиками, Франция

Поэтому до начала существования сильных европейских государств (где-то 6-9 века) плитку в Европе в основном делали техникой rellief tile (рельефная плитка, в выступающим уровнем изображения), её теснили из местных цветных глиняных масс. Ещё была популярна техника incised tile - когда в поверхности плитки были вытеснены углубления образующие изображения. Иногда в тиснение затирали цветную контрастную мастику из смеси смол и цветного пигмента.



На фото: историческая английская плитка в технике incised tile

Такой техникой в основном изображали людей, портреты и сцены. Или применяли мозаику cut tiles из нарезанных из керамики элементов. Иногда кусочки для керамической мозаики просто наламывали от большого куска - не очень эстетично, зато дёшево и быстро. Иранская мозаика изготавливается именно так до сих пор. И эти типы плитки - в основном половой - были уникальны именно для европейской керамики.



На фото: деревянный блок для печати refilef tiles

Тем временем Восточная Римская империя - Византия - продолжала здравствовать и управлять своей частью мира не отказывая себе в привычной мраморной римской роскоши.

II период IX ВЕК плюс

А вот начиная с 9 века начался новый рассвет в Европе. Для путешественника по Европе бросается в глаза огромное количество соборов, монастырей и храмов X-XI века и позже и единицы IX и ранее. Они были, их просто капитально перестроили в X и XI веке.

Основной экономической и социальной единицей общества была церковь - все социальные функции государства выполняла она, и все товарное производство были церковно-монастырским - только налоги с населения напрямую собирал местный князь. Школа, институт, ЗАГС, собес, нотариат, дом престарелых, тюрьма, НИИ, производства товаров от пушек до кружев, еды и пива, даже прачечные услуги населению, склады, хранилища государственного имущества, даже исследование географии - всё это исполняла церковь. (Именно поэтому первым делом придя к власти и Наполеон, и Пётр I, да и большевики тоже грабанули церкви и монастыри своей же страны).

В тот период от использования плитки с вытесненным рельефом перешли к технике inlaid tiles. Это и есть правильное название для метлахской плитки. Вытисненный рельеф стали заполнять не смоляной мастикой (она быстро вымывалась), а глиной контрастного цвета, потом поверхность выравнивать. В основном для фона брали красную глину (она дешевле), а для изображения - белую. Такие плитки покрывали тончайшим слоем свинцовой прозрачной глазури и обжигали в один обжиг. Геометрическая ровность тогда волновала мало, по современным стандартом в каждой плитке даже прошедшей контроль был тот или иной элемент брака. Брака было много - ведь заполненные другой глиной элементы просто отваливались или после сушки или после обжига. В инсталляцию шли только прошедшие контроль, остальное до сих пор лежит по берегам рек около фабрик. Именно плитки этой технологии мы видим на сохранившихся полах средневековых храмов и монастырей.



На фото: историческая сохранившаяся английская "метлахская" плитка

В XII веке Византийская (Восточная Римская) Империя настолько ослабла, что мастера и художники из неё массово побежали в бывшую столицу Западной Римской Империи - Рим и другие столицы Европы. В XIV веке Константинополь пал окончательно и все мастера перебрались в Европу. Вот она технологическая основа Возрождения и Ренессанса.

Основной культурной наследницей Рима была Франция. Даже во времена могущества Рима Франция (а именно Прованс) считалась заморской провинцией Рима и гражданство в Провансе приравнивалось к гражданству Рима. Само название Прованс - переводится как Провинция. Почётным гражданам и отличившимся генералам дарили поместья в Провансе, и они почитали это за честь и с удовольствием там жили. (Интересно, что в Византии тем кто провинился, но всё же смертной казни не заслужи - дарили поместье в Крыму и ссылали туда, где они и помирали от холода и сырости - это нам, жителям Петербурга, конечно, читать в хрониках смешно). Именно Франция распространяла технологии во всех сферах по континенту. До XVIII века Францию признавали продолжателем Рима, центром Европы. И в Англии лучшие и первые плитки или импортировали из Франции или приглашали французских мастеров.



На фото: сохранившаяся историческая средневековая французская "метлахская" плитка

После XIV века новых храмов строили мало. Чёрная чума и столетние войны надёжно уменьшали население в два-три раза раз за разом и новые храмы были просто не нужны. Пришли новые технологии из Рима - майолика, например. Мастера из Византии за эти столетия обогатились восточными техниками, например, cuerda seca, и принесли их в жизнь Европы. Снова вошёл в моду и стал доступен мрамор. И после XIV века inlay tiles забыли.

Единственным местом где метлах продолжал процветать были страны севера континентальной Европы - Фландрия, Бельгия и прочие. У них возникла своё местная особенность употребления этой технологии - из метлахских плиток делали облицовку каминов! Получалось очень интересно, причём актуально выглядит и до сих пор.
III период, ВИКТОРИАНСКИЙ и gothic revival, строительный бум и МОДЕРН

Строительный бум в Европе (и в России тоже) начал набирать обороты примерно в конце XVII века (пик его 1850-е годы). Когда Новый Свет завоевала Испания - она была первой ограбившей Америку - у них возник культурный, экономический и строительный бум. Но Испания строила свои дворцы без метлаха, там в почёте был камень и майолика. Когда до богатств Индии и Америки в XVI веке добралась Англия - она тоже стала богатеть и строится и так как «метлах» был её исторической традицией, то он и воскрес (а Франции досталась Африка, поэтому дома строили оштукатуренные, шутка).

Экономика мира переместилась из Франции в Англию. Красота мира переместилась окончательно из монастырей и аббатств во дворцы, а оттуда стала перекочёвывать в дома просто богатых граждан - о плитке вообще и о метлахе в частности снова вспомнили.

Кроме красоты плитка давала совершенно новые стандарты частной гигиены - менялись стандарты требований к жилому или публичному помещению, да и к самой ежедневной жизни. Мне непонятен источник этого импульса, но именно тогда магазины стали отделывать плиткой по гигиеническим соображениям лёгкости уборки. Тогда же сконструировали и широко стали применять WC (Water Closet eng. водные чуланчики - то есть туалет где стоит унитаз со сливом). Тогда же стали делать специальные ванные комнаты. Хирурги стали мыть руки перед операцией. Тогда же повсеместно вели в употребления вилки. Вобщем выглядит как взрыв новой жизни, как будто долго-долго терпели и дорвались.

Появились и новые стандарты жилища и архитектуры. Дома (и квартиры) горожан стали банально больше и точнее специализированы под удобство человека, а не под абстрактные архитектурные идеи или повторение исторических образцов. Дома стали специально планировать под человека, а не наоборот.

Были и эстетические основания для массового применения плитки. Ещё до появления Модерна несколько поколений архитекторов (а дизайнеров интерьера тогда не было в принципе) играли с идеями акцентуации и историзации проектов. Так как Британия и Франция завели себе огромное количество колоний, то оттуда вывозились и объекты и идеи массового среднеазиатского, ближневосточного, китайского и японского, индийского массового применения плитки и её специфические техники. Одновременно с ориентальными проектами архитекторы делали и псевдо-готические. Тут понадобилась именно метлахская плитка - она была уникальной техникой именно Европы - а делать-то её уже никто не умел. От слова совсем.

Тогда же предприниматели поняли, что керамическая плитка - это большие деньги.

Первое что сделали в этот период - это драматически снизили процент брака. Благодаря использованию гипсовых блоков для тиснения вместо деревянных, и шликера на щёлочи процент брака снизился до 15-25%. Первые метлахские плитки той эпохи делали из фарфора собственного европейского рецепта (его тоже только что сформулировали стремясь найти замену уникальному китайскому).

Эту технику сейчас используют в реставрационных работах по восстановлению исторической метлахской плитки. Эту же технику используем и мы в MoshkoffStudios.com. Использование оригинальной рецептуры фарфора и шликеров вместе с колорированными пластичными массами позволяет выполнять сложные высококачественные работы соответствующие и стандартам красоты той эпохи и стандартам качества нашего века.



На фото: в MoshkoffStudios реставрационная техника - шликер залитый на базу плитки: слева) с рельефом в пластичном состоянии, справа) после обточки



На фото: в MoshkoffStudios готовые реставрационные метлахские плитки после обжига

Второе что сделали тогда предприниматели - попытались убрать из производства высокооплачиваемых мастеров. Вопрос простой - как платить работнику меньше и при этом заставить его делать больше! В принципе и сейчас предприниматели делают тот же выбор - предпочитают заводы-автоматы трудовому коллективу. Желание заработать творит чудеса - и придумали порошковую глину. Точнее говоря - гранулированную, где маленькие гранулы снаружи сухие и их можно насыпать как песок - это быстро!. При этом гранулы внутри сохраняют где-то 6-8% влажности и при сильном прессовании соединяются в единую монолитную массу. Такая плитка почти не усаживалась при сушке, а значит и не было искажений пропорций и меньше брака. Такая плитка намного быстрее сохла и ею не надо было заниматься пока она сохнет - отжал и сразу в печь. И у такой плитки было минимальное водопоглощение - до 0,5%. В итоге на зарплатах сэкономили, на браке и отходах сэкономили снова, производительность выросла в разы. Вобщем одни плюсы.

Колорированные гранулы засыпали в формы с латунными разделителями, потом форму вынимали, дополняли базовой массой и прессовали. Вуаля!



На фото: железная форма с разделителями

Производство метлаха заладилось. Заодно технология использования гранулированной массы давала возможность делать много цветные плитки где несколько разных цветом соприкасаются друг с другом. Производства открывались как цветы весной.

Справедливости ради надо сказать что более традиционная форма производства метлаха так же оставалась восстребована, но только там где тербовалась или аутентичность или особенное качество изображения - у плитки спрессованной из цветных порошковых масс есть ряд ограничений и особенностей, традиционный метод давал более яркое, более разнообраное, более тонкое, и более точное изображение. Ценители ещё оставались.

К смене веков заново придумали ещё одну усовершенствованную технологию - печать на плитках. Их так и называли - print tiles (не путайте с деколем, это уже позже). Если изначально печатали через шаблон колорированной полужидкой массой (ангоб, slip), иногда использовали block-printing, то теперь стали печатать оксидами и окислами с помощью методов шелкографии (и сейчас промышленные производства применяют этот метод) на «бисквите» - частично обожжённой плитке. Таким методом можно наносить достаточно чёткие многоцветные изображения. Саму основу для плитки получали экструдированием, это тоже новый и быстрый метод который стал доступен после появления мощных паровых машин. Плитки метлахской стало много. Только и истираться она стала быстрее - если средневековые образцы часто до сих пор лежат на полах аббатств, то полы начала XX века в проходных местах уже все точно стёрлись.



На фото: нанесение через шаблон

И до сих пор если где-то в массовой продаже видно метлахскую плитку то можно быть увереным что она делается именно так. При этом мастера художественной encaustic tiles или мастерские по реставрации этого метода избегают.

В этот период история метлаха разделяется на три части:
Часть первая - НА ОСТРОВАХ

(так привычно тогда называли Великобританию) в связи с метлахом вспоминается компания Minton. И тогда и сейчас - она признанный лидер производства метлахской плитки.

В 1835 году в Сток-он-Трент жил некий Сэмюэл Райт, торговал кобальтовой синью (ингредиент для получения синего цвета на керамике). То есть был он поставщиком керамических заводов. Видимо захотелось ему и самому стать не поставщиком, а заводом и он интенсивно экспериментировал с созданием оттисков на глине при помощи гипса или стальных форм. Но так и не отработав этот процесс до конца он оформил патент и продал права компаниям Чемберлен и Ко. и компании Герберта Минтона. Можно ли представить чтобы в наши дни кто-то купил недоработанную до конца технологию!..

Фирма Чемберлена приступила к производству немедленно. Кто теперь его знает?. А Минтон решил сначала усовершенствовать технологию. Минтон работал в Стоке, местность для керамики уникальная, там есть в одном и том же месте - а) выходы глины разных! цветов, б) выходы угля и в) глубоководная река впадающая в Темзу и д) поколения ремесленных гончаров, то есть квалифицированных рабочих по глине. Готовая промзона с инфраструктурой, рабочими и сырьём. Но вот беда что для метлаха местная глина из предместий Стока, где он работал, давала сильную усадку в печи, и выложенный узор постоянно скалывался с основания плитки. С этим сталкивались и ремесленники 12-14-16 веков. Однако экспериментатор не останавливался. В его распоряжении было несколько новых инноваций - в итоге он стал успешно использовать шликер не на воде, а на электролите. В 1842 году Минтон смог выполнить первый большой заказ для церкви Темпла в Лондоне. 7 лет работы - тогда бы сказали «всего лишь семь», сейчас говорят «целых семь», ныне предприниматели через 3 лет уже хотят окупить инвестиции, а через 7 уже уехать в Лондон, может потому и нет новых «Минтонов».



На фото: примеры ранней плитки Minton имитирующей исторические

В то время была популярна дельфтская плитка - с кобальтовой синей росписью, как правило пасторальных мотивов. Она была очень дёшева, и Минтон не мог с ней конкурировать. Ответ он нашёл в покупке патента у мистера Проссера. Проссер был предпринимателем сделавшим в 1840 году "пуговичную революцию", он изобрёл и запантетовал способ прессования пуговиц из керамической сухой массы (её называли "пыль"), до этого пуговицы изготавливались из камня, дерева, или кости. Его пуговицы были прочнее, разнообразнее, выглядели как каменные, и что важно - намного, намного дешевле. Минтон решил этот же процесс применить к производству плитки. Это была прорывная технология и первые плитки выходили с двойным клеймом Минтона и Проссера. Сначала он прессованием прозводил только полуфабрикаты для последующей росписи и имитации дельфтской плитки. Потом он стал применять метод block-printing на полуфабрикатах, что в результате дало его всемирно известные сочные и яркие "метлахские" плитки. Уже в конце своего пути развития технологии он стал комбинировать все способы - и прессование рельефа с заливкой слоёв, и использование разных слоёв, и печать на поверхности, и тиснение на поврехности, и трафаретную печать, напыление.

Вторая часть секрета успешной керамической фирмы - это знакомый упешный архитектор. Архитектором Минтона был Августус Велби Нортмор Пуджин, который также участвовал - совпадение, совпадение - в работах по созданию Вестминстерского дворца в Лондоне (то есть Здания Парламента, аналог нашего Белого Дома в Кремле).

Джентльмены подружились, ведь взаимная выгода объединяет, и архитектор Пуджин стал включать плитку Минтона и для использования в своих проектах и другим архитекторам при отделке дворцов и для прочих престижных проектов внутри страны и за рубежом. Бизнес наладился.

Вторым известным деятелем в истории метлахской плитки стал Уильям Годвин из Лугвардайн в Херефорде. Годвин делал в своей плитке аутентичные средневековые мотивы. Его особенность была - большая историческая достоверность, чем массовое производство Минтона, и он добился известного успеха у архитекторов, работающих над реставрацией церквей.

Но Годвин хотел зарабатывать ещё больше и поэтому стал делать метлахскую плитку сразу с применением только что изобретённого процесса сухого прессования. В 60-х годах 19 века Годвин работает с производителем прессов Уильямом Боултоном над созданием инкрустированной половой плитки с применением пресса. 1868 году Боултон патентует первые прессы для производства цветной керамической плитки методом сухого прессования. Его процесс производства предусматривал использование отдельных резных латунных пластин для каждого цвета. Применение новой технологии позволило Годвину производить плитку из глины 8 различных цветов!

Третьим крупным и в историческом и в художественном смылах произхводителем метлаха на островах была фирма Maw and Co.



На фото: пример исторической "метлахской" плитки Maw and Co
Часть вторая - НА КОНТИНЕНТЕ
(как тогда говорили) в лидеры вышла (и до сих пор держится) компании «Villeroy & Boch».
Фирма «Villeroy & Boch» - один из крупнейших европейских производителей керамик. Она была основана 1841 году членами двух семей - Виллеруа и Бох, которые, породнившись, создали фирму с правлением в Меттлахе.

В 1852 году построен первый цех по производству стойкой напольной облицовочной плитки. Само выражение - «метлахская плитка» (mettlach platten) скоро стало нарицательным.



На фото: реставрационная метлахская плитка сделанная из пластичного фарфора традиционной техникой в Moshkoff Studios

Количество заводов, принадлежащих фирме «Виллеруа и Бох» с каждым годом растет. В 1853 году открывается фабрика фарфоровой посуды в Дрездене, в 1869 году - мозаичная фабрика в Меттлахе. В 1879-м приобретается фабрика в Мерциге (у фирмы «Фелленберг и К°»), на которой изготовляются плитка и терракота (сейчас бы мы её назвали клинкерной плиткой). В 1883 году к ним добавляется завод фаянсовой посуды в Шрамберге (у «Ухтриц и Файст»), где налаживается выпуск декоративной майолики. С 1882 года осваивается производство предметов для умывания, а с 1899-го - сантехники из огнеупорной глины и плитка для бассейнов. К концу XIX века заводы фирмы изготовляют почти все виды керамических изделий. Молодцы!



На фото: примеры сохранившихся исторических метлахских плиток Villeroy and Boch : единственные которые можно полным словом называть Метлахскими

Далее во Франции тоже перешли от использования шликеров в пользу гранулированной глины. И от фарфора перешли к "каменным керамическим массам" (stoneware). На Континенте использовалась несколько иная своя технология - применение формы из тонкого металла, помешавшейся в пресс-форму, при этом каждый отсек заполнялся небольшим количеством глины разных цветов. Форма аккуратно извлекалась, а затем в пресс-форму сверху добавлялась сухая неокрашенная наполняющая глина для основания плитки.

Затем под прессом с огромным давлением - 0,5 тонны на квадратный см - всё спрессовывалось в одну плитку. Прессование масс различных цветов давало более мягкий цветовой переход на краях по сравнению с английской технологией.

В Россию фирма «Виллеруа и Бох» пришла во второй половине XIX века. Они постоянно выигрывали тендеры Императорского двора. Говорят, что из-за удачного сочетания цены и качества. Качество, было действительно высоким.

В итоге и они пришли к методу (print tile)  то есть печать пигментами на бисквитном основании.




На фото: пример print tile и каким способом она стирается

Часть третья - НОВЫЙ СВЕТ

До Бостонского чаепития (1773) будущие сепаратисты из колоний Британии в Америке были обязаны все высокотехнологичные предметы и предметы роскоши покупать только в Англии (в том числе и тот самый чай, который выбросили из английского корабля и затопили, этим начав движение сепаратизма). Как только борцы за независимость победили (сначала Британию, потом друг друга) и за первые же 10 лет после 1865 г. без войны открылось сотни керамических предприятий, вот оно импортозамещение! Лучших европейских специалистов с корнями перекупали в США. И правильно делали - всё что потеряла Европа приобрела и сохранила Америка.

Американцы народ с большой энергией и искренним энтузиазмом. Подтверждаю личным опытом. Также энергично любят зарабатывать деньги. Так же они взялись и за метлах.

Приведу пример одной значительной американской фирмы The American Encaustic Tiling Company. Открыта в 1875 году. Сначала фирма называлась Fischer and Lansing. И конечно американцы взяли самые лучшие современные технологии - сухое прессование. Завод располагался в Огайо - а Огайо это целый штат (размером примерно Белоруссии) где каждый метр земли - это отличная глина.



На фото: оригинальная "метлахская" плитка American Encaustic Tile Co, они широко применяли приём покрытия плитки прозрачной глазурью (здесь - кракелюрной), в отличие от средневековой очень тонкой здесь слой глазури явный

Вообще до середины 20 века Америка была самой высокотехнологичной страной мира. К тому же она искренне и до конца защищает права патентодержателей. Поэтому вести там бизнес легко. Например, такой популярный тогда высокотехнологичный товар как швейная машинка (компьютеров тогда не было). В начале XX века лучшие швейные машинки были американские, а японские считались одноразовым барахлом для бедных неудачников. Даже наш Императорский флот был построен в Америке - передовой по технологиям крейсер «Варяг» (тот самый который потопли японцы в 1905 году, но это вина не крейсера, а командования) был построен в Филадельфии, США. Америка - это были лучшие инженеры, отличные дизайнеры, точный маркетинг, готовая инфраструктура, поддержка государства, огромный защищённый местный рынок.




На фото: encaustic tiles на полу начала XIX века, техника cut tiles, каждый элемент - это одельная плитка

В 1890 году они уже не справлялись и открыли вторую фабрику около Нью-Йорка. Если у «Виллеруа и Бох» работало 6500 человек, в «Американской Анкустической Плиточной компании» - 20000 только на одной фабрике и делали они только метлахскую плитку. Американский размах! Считалось что это самая большая фабрика керамической плитки в мире. И метлахской плитки тоже. И всё равно даже эта фабрика закрылась в 1935 не выдержав Великой Депрессии.

IV период СЕЙЧАС
К сожалению, случилась война - Первая мировая. В выигрыше оказались только Британия и Штаты. На континенте люди убивали друг друга. А метлахская плитка второй раз прервала свой путь. В самих США после окончания бума экономики военных годов наступила Великая депрессия и великое разорение - почти все керамические фирмы разорились и там.
В 30-х в США стало чуть-чуть полегче - но сил хватило только на цементную плитку или обычную прокатную керамику (сначала из Мексики, потом из Китая).

Потом Вторая мировая, тут не до плитки - одни воюют, другие торгуют. А после неё - эпоха заливных полов, бетона, цемента, пластика, линолеума, и пр. наполнителей. Эпоха мощных машин и дешёвого пиленого, гравированного, полированного или рваного камня.

Относительно недавно появился керамогранит. По сути это новое название дял изобретённой в прошлом веке технологии: дешево и быстро спрессованная станком из порошка высокожгущаяся керамика. Он стал основным материалом для коммунальных или коммерческих помещений. А метлахская плитка стала лишь альтернативой для немногих понимающих.



На фото: мозаика MoshkoffStudios в кованной раме смешанной техники - цветные глины, глазурованные элементы, метлахские элементы

Метлахской техникой теперь выполняются высокохудожественные работы - вставки, панно, отдельные элементы, обрамление каминов, фонтанов, террас.

---
Автор статьи - художник-керамист Сергей Волчук
volchuk@hotmail.com | www.moshkoffstudios.com | instagram.com/volchuksergei

современная керамика, ар-нуво, арт-нуво, керамика, метлах, керамическая плитка ручной работы, mettlach platten, мозаика, encaustic tile, архитектурная керамика, art-nouveau, модерн, архитектурная плитка, метлахская плитка

Previous post Next post
Up