Человечество издревле плохо умело делать шагающие или машущие механизмы. Достаточно посмотерть на шагающий экскаватор и все с потенциалом человека в этом направлении станет понятно...
Click to view
В отличие от природы, которая не доперла как сделать колесо и ей пришлось выпендриваться со всякими шарнирными конструкциями, которые бегают, прыгают и летают. Наверное, и хорошо, так как представить горного козла на колесах можно, но уж больно грустно и вопросительно он будет смотреть на каменистый склон, в попытках закатиться туда. Человек же в своих убогих и неудачных попытках повторить что-нибудь за природой отлично освоил богомерский принцип осевого вращения чего ни попадя. Телег понаделал, машин всяких самолетов на колесиках с винтами. Так появился вертолет, в котором вращение возведено в принцип перемещения в пространстве. Ему, как оказалось, даже колес не надо.
В общем.
Надо было как-то летать. На птиц посмотрели - попробовали повторить - ничего не вышло. Махать крылом сил не хватает, да и не очень понятно как махать, чтобы оно правильно работало. Так человек в очередной раз сдался и пошел по пути наименьшего сопротивлнеия решил совсем крыло не двигать и додумался до такого идиотизма, как разгонять всю конструкцию, вместе с тем самым неподвижным крылом, чтобы оно все-таки могло получить необходимый воздушный напор и создать подъмную силу. И получилось, блин.
Возник самолет.
Самолет летает хорошо, надежно опираясь на воздушный поток тем самым крылом, но имеет небольшой недостаток. Самолет ну никак не хочет взлетать без разбега, а мгновенно разогнать не получается - разваливается на старте. Поэтому к самолету пришлось сначала поля подбирать ровные, потом так и вообще бетонные полосы строить. Благо, штука получилаь лучше, чем машина или поезд - под тех надо везде асфальт и рельсы класть - совсем мрак.
Но хотелось взлетать без разбега и садиться где угодно, вроде как получить универсальную машину хочется, которая и летает хорошо и не требует подготовки земельных ресурсов. Изыски продолжились.
Приделали крыло к втулке винта и получили, что крыло уже разгнали по кругу, а самолет под ним нет. Теперь и самолетом эту штуку не назовешь, крыло-то над ним крутится - значит крутолет, но это название не прижилось из-за того, что в русском языке в те времена гворили не "крутится", а "вертится" - получилось вертолет. Ну, и прижилось. Говорят, придумал термин Миль.
Понятное дело, не так как я это описал).
Получилась отличная штука, которая стала прекрасно отрываться от земли и висеть пока топлива хватит, или пилот не устанет. Но не очень получалось летать вперед. Зато здорово при разгоне крен получался независимо от летчика. Но это другая история.
В итоге, вертолет научили летать вперед и даже побочным перемещениям - назад, вбок и по-диагонали. Но по сей день вертолет не умеет так стремительно и красиво рассекать воздушное пространство, как самолет. Он трясется, хватается за воздух лопастями тужится и разгоняется масимально до 400 км/ч - это очень очень максимально, а так-то, все триста. Все из за того, что он летает разными лопастями по-разному. И это тоже не в этом ликбезе).
Но вот если посмотреть со стороны легкой авиации и владния вертолетом как частным воздушным судном для перемещений, так, положа руку на сердце,можно сказать, что в российских условиях вертолет в выигрыше. Вертолет однозначно проще базировать и хранить, да где угодно можно запихнуть его в ангарчик на своей даче. Вертолет не мучает пилота тяжелыми разумьями об аэродромах и в случая "накрывалова" погодой позволяет сеть на поляну переждать.
Безопасность - тут вопрос сильно спорный, как всегда. Самолет при отказе двигателя летит по инерции, а вот у ротора вертолета эта инерция быстро заканчивается и накладывает на пилота печать скорости действий в аварийной ситуации. Успеть кинуть шаг, а дальше еще и на авторотации летать уметь надо, да еще и сажать - детективная история...