Геологоразведочный консорциум в составе компаний Noble Energy, "Делек Кидухим", "Авнер Хипусей Нефт" и "Рацио", которому принадлежат права на разработку газового месторождения "Левиатан" в территориальных водах Израиля, объявил, что сделал окончательный выбор стратегического партнера. И это будет не “Газпром”, который считался наиболее вероятным победителем в борьбе нескольких газовых корпораций мира. Выбор сделан в пользу австралийской энергетической компании Woodside, которая заплатит за 30 процентов прав на месторождение 2,5 миллиарда долларов, что значительно выше предполагавшейся ранее цены.
Во время своего визита в Израиль в июне президент России Владимир Путин предлагал принимающей стороне создать компанию "Газпром Израиль", которая должна была сотрудничать с властями еврейского государства в вопросах создания газовой инфраструктуры, включая разработку месторождений, прокладку газопровода и газовых коллекторов. Однако оказалось, что израильский дом - все же не “Газпром”. Наблюдатели в Иерусалиме уверены, что российское руководство должно было подкрепить свой интерес не только экономическими предложениями, но и действиями в политической сфере - в частности, уменьшить объемы поддержки недружественных Израилю режимов. Однако за время, прошедшее после визита Владимира Путина, особых изменений в ближневосточной политике Москвы не произошло, а на некоторых направлениях - в частности, на сирийском - она даже ужесточилась. Достаточно жесткой была позиция российского внешнеполитического ведомства и по поводу израильской операции в Газе, а затем в связи с решением премьера Беньямина Нетаньяху возобновить постройку жилья на территории Западного берега Иордана. Насколько связаны эти заявления российского внешнеполитического ведомства с выбором в пользу австралийцев, сказать трудно, но, тем не менее, “Газпрома” среди разработчиков “Левиатана” не будет.
Единственное, чем может утешиться российский газовый монополист - так это тем, что израильтяне - благодаря австралийскому выбору - не составят для него конкуренции на европейском рынке. Это важно с точки зрения ближайшей перспективы. Уже в 2016 году Израиль полностью обеспечит свои собственные потребности и перейдет к экспорту. И этот экспорт будет осуществляться в страны Дальнего Востока, где австралийская компания традиционно прочные позиции. Европа останется “Газпрому” - что крайне важно с точки зрения “сланцевой революции” в Соединенных Штатах и увеличивающейся конкуренции за европейские рынки. Кроме того, “Газпром” сможет и далее задумываться об инвестициях в арабском мире и других мусульманских странах, не опасаясь, что потенциальные партнеры попрекнут его самим фактом существования “Газпром Израиль” и участия в самом амбициозном энергетическом проекте за все время существования еврейского государства.
http://www.politcom.ru/14963.html